Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме «Масленица»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Балахонкина Альбина Наильевна

Цель: активизация знаний и речевых умений детей по теме «Масленица».

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

– ознакомление с традициями празднования масленицы;

– закрепление в активном словаре детей лексики по данной теме;

– обучение навыкам словообразования;

– формирование навык образования относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

– развитие темпо-ритмическую сторону речи при произнесении стихотворных текстов;

– развитие навыков владения голосом.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание интерес к народным праздникам и традициям, желание принять в них участие.

Целевая группа: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области»

Название работы: Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме «Масленица»

Цель: активизация знаний и речевых умений детей по теме «Масленица».

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

– ознакомление с традициями празднования масленицы;

– закрепление в активном словаре детей лексики по данной теме;

– обучение навыкам словообразования;

– формирование навык образования относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

– развитие темпо-ритмическую сторону речи при произнесении стихотворных текстов;

– развитие навыков владения голосом.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание интерес к народным праздникам и традициям, желание принять в них участие.

Целевая группа: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Актуальность: Наша страна Россия богата своими традициями. Но некоторые знания о праздниках и народных гуляниях стали забываться. Многие родители не готовы быть примером для своих детей в вопросе приобщения к истокам русских традиций.

На Руси праздник Масленицы был связан с пробуждением природы от зимнего сна. Возвращение солнца отмечали шумно, весело и долго.

Масленица – один из ярких и веселых народных праздников. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.

Планируемые результаты:

– приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленицы даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через непосредственное участие их в общем действии;

– создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику;

– повышение познавательного интереса к традициям страны;

– использование полученных знаний в самостоятельной и совместной деятельности;

– получение представлений о народной кухне.


Ход занятия

Вводная часть

Педагог: – Ребята, здравствуйте! Посмотрите, какая погода за окошком. Скажите, какое сейчас, время года?

Ответы детей – зима.

– Какие вы знаете зимние месяцы?

Ответы детей – декабрь, январь, февраль.

Педагог: – Давайте отгадаем загадку: Этот праздник – объедение,

Мы блины печём с утра!

К ним мёд, сметана и варенье,

Что за праздник, детвора?

Ответы детей – Масленица.

Основная часть

Педагог: Масленица – самый светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси, настоящие проводы Зимы. Масленица говорит нам о том, что приходит весна. Само название праздника «Масленица» произошло от того, что в этот день ели много масленой пищи.

Символами масленицы являются:

Блины – Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы.

Медведь – это символ пробуждения весны.

Чучело из соломы – это символ уходящей зимы, который в конце праздника сжигали.

Масленицу отмечают семь дней!

Педагог: – У меня есть для вас одна загадка:

Они на солнышко похожи,

Они румяны и вкусны,

Они – на праздник, в будни –тоже,

Мы называем их… (блины)

Педагог: – А вы любите блины?

Педагог: – А из чего и как их пекут знаете?

Педагог: – Давайте с вами «попробуем испечь блины!

Дидактическое упражнение «Печём блины»

Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка… соли.

Дети раскладывают картинки процесса приготовления блинов.

Педагог: – А теперь поговорим о том, какие же бывают блины.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Цель: в игровой форме упражнять детей в словообразовании.

– Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто … – блин

Много испекли их мы – тогда назовём … – блины

Испекли для дочек – назовём … – блиночек

Будет кушать их сынок – назовём тогда … – блинок

Педагог: – Наши пальчики устали, давайте их разомнём.

Пальчиковая гимнастика «Масленица»

Положи блинок в ладошку: (прочертить пальцем круг на ладошке)

Угости мурлыку – кошку,(на следующие пять строчек загибать пальцы проговаривая)

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Педагог: – У нас на столе появились листочки, давайте посмотрим на них, что там изображено?

Ответы детей – блинчики и чай.

Педагог: – Нам необходимо добавить цвета нашим картинкам, давайте их раскрасим.

Дети раскрашивают картинки.

Педагог: – Ребята, скажите пожалуйста, с чем можно кушать блины?

Ответы детей – с творогом, с икрой, со сметаной, с вареньем…

Упражнение «Какое варенье?»

Например: варенье из клубники – клубничное.

Из малины, из смородины, из земляники, из клюквы, из брусники, из черники, из яблок, из вишни, из груш.

Ответы детей.

Педагог: – А теперь сыграем в игру, которая называется «Блинок».

Игра «Блинок» (физкультминутка)

Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа.

Все стоят в кругу и говорят слова:

Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)

Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)

Оставайся такой, да не подгорай.

Пшшшш…. (присели на корточки)

Ой, подгорел. (Играем два раза)

Педагог: – Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!

Упражнение «Назови ласково»

Зима-зимушка

Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля.

Заключительная часть

Педагог: – А Масленицу провожали такими словами:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты пришла с добром

С сыром, с маслом и с яйцом

С блинами, с пирогами да с оладьями

Масляная весело гуляла, песни гуляла

А теперь прощай – на тот год приезжай!

Педагог: – Дети, вы большие молодцы! О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»

Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...

Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Осенние приключения насекомых"

Занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы с целью обобщения и систематизации знаний о насекомых....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Мы- будущие первоклассники"

Целями занятия является расширение у детей семантического поля «Школа», а также закрепление навыка чтения слов....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля — начале марта....