Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.
проект (младшая группа)

Трофимова Светлана Борисовна

Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, они с большим интересом собирают камни, ракушки, играют с водой и песком. И так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то экспериментирование является для них еще и самым эффективным методом познания явлений и закономерностей окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.

Проект о воде

Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы.

Продолжительность проекта: 1,5 месяца

Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ".

В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, они с большим интересом собирают камни, ракушки, играют с водой и песком. И так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то экспериментирование является для них еще и самым эффективным методом познания явлений и закономерностей окружающего мира.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что у них повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, дети задают много разных вопросов. Почему из мокрого песка можно лепить, а из сухого - нет? Почему лед твердый, а вода – нет? И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребёнок понял, а можно провести опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду (уголок экспериментирования). Наполнила его

ракушками, камешками, крупой, веточками, разнообразными контейнерами, воронками, пластиковыми баночками, трубочками и мн. др.

На окне вместе с детьми организовала мини-огород, где мы выращиваем рассаду цветов, лук, чеснок. Благодаря наблюдениям за растениями, дети убеждаются в том, какую роль играют свет, тепло и вода в жизни растений;

Так как мы в своей жизни каждый день пользуемся водой, я решила показать детям значимость воды в окружающей среде посредством проектной деятельности.

Цель проекта:

Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

Задачи проекта:

Систематизировать знания детей о том, что вода нужна всем.

Познакомить детей со свойствами воды.

Развивать у детей способы познания: наблюдение, экспериментирование, сравнение.

Начала знакомство детей с водой с беседы «Где прячется водичка?» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных. Выяснив, что у детей поверхностные знания о водепознакомила их с произведениями К. Чуковского «Мойдодыр», Федорино горе», А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босева «Дождь», З. Александровой «Купание», р. н. с. «Заюшкина избушка», загадывала загадки о воде, дожде, снеге, во время умывания рассказывала детям потешки о воде, разучили физминутки «Про Алёшку»«Умывалочка» с элементами самомассажа.

Исследовательскую деятельность стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятии, на прогулке. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие детям делать какие-то самостоятельные выводы.

С помощью игровых персонажей я предлагала детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновая уточка? Будет ли плавать в воде деревянный кирпичик? Как спрятать от лисы игрушку в воде? Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Например, проводила занятия и игровые ситуации «Угостим куклу чаем»«Купание куклы Кати»«Кукла замаралась», где дети находили выход из сложившейся ситуации.

С большим интересом дети наблюдают за тем, что прозрачную водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду в разные цвета, устраивали «бурю в стакане».

В процессе экспериментальной деятельности дети узнали, что вода прозрачная, она не имеет вкуса, запаха, вода бывает тёплой, холодной, она льётся, тяжелые предметы в воде тонут, а легкие - нет.

В ходе проекта проводила с детьми беседы с рассматриванием иллюстраций«Вода вокруг нас», " Кому нужна вода?", «Обитатели водоемов", изготовили с детьми макет «Аквариум с рыбками». С помощью иллюстраций выяснили, где в природе встречается вода, для чего и как мы её используем, подвела к понятию того, что воду нужно беречь. Дети с удовольствием играют в подвижные игры "Солнышко и дождик", "Рыбак и рыбки".

Знакомство детей с водой проводила и на прогулке, наблюдая за тем, как снег превращается в воду, вода - в лёд, как капают сосульки. Из наблюдений дети узнали, что снег и лёд - это тоже вода, но в замороженном и твёрдом состоянии.

На заключительном этапе проекта мы с детьми изготовили фотоколлаж «Где прячется водичка?», коллаж «Волшебница вода» и для закрепления у детей знаний о воде провела занятие с презентацией «Где прячется водичка?»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Общение с родителями построено на основе сотрудничества.

Для начала я предложила родителям подобрать произведения и фотографии о воде, в уголок для родителей поместила консультации на тему«Экспериментальная деятельность в детском саду и дома», на родительском собрании «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательских способностей детей» я познакомила родителей с некоторыми опытами, которые можно провести с детьми дома, родители с интересом сами проводили опыты.

Такая работа с семьёй помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствует сплочению семьи, позволяет вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы.

После проведённой работы дети узнали, какой бывает вода, у них появился интерес к воде, как к объекту, знание свойств воды помогло детям понять, что без воды нет жизни на земле, вода нужна всем.

В заключении хотелось бы сказать, что познавательно - исследовательская деятельность очень важна и необходима детям, а мы должны всячески этому способствовать и помогать узнавать больше интересного.

Н. Н. Поддьяков сказал: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством электронного конструктора

        Расширение познавательных интересов детей в области электроники удовлетворяет стремление современных дошкольников-исследователей к деятельности и познанию....

Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...

Консультация для воспитателей .Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, вос...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Задача педагогов не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас, на испол...