Использование народных сказок как средство развития личности ребёнка
статья

«Народная сказка сопровождает человека  на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да, и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высокопоэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь  ребёнку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции».

 Академик Н.Г. Волков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtenie_andreeva_n.g.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных сказок   как средство развития личности ребёнка.

В настоящее время  практически всем, ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования  воспитания,  как  в мире,  так и в нашей стране. Происходящие серьезные  преобразование  в экономической, политической, религиозной и других сферах культуры  заставляют пересмотреть роль образования как необходимого условия  дальнейшего развития.

Старая поговорка  гласит «Все новое  - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество  возвращается, казалось бы, давно  оставленным  положениям, в истинность которых уже перестали  верить.  Однако по  разным причинам они  вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации  обществу  приходится обращаться к опыту предков.

Своя культура  всегда выделяется человеком как  особенная, первая, которой он, как правило, свыкается, сжимается, которую, впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Именно, поэтому  рано или поздно человек  всё равно  начинает  внимательно присматриваться к культуре, а прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от нее  в актуальной культуре, а также производить  интеллектуальные  «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры  определённый  исторический период.


        В наше время возрождается интерес  к национальным культурам, к обрядам  и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов  и племён. Можно увидеть, что  родители окружают  детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, потешек, игр. Сказки и загадка присутствуют в воспитании как элемент  фольклора.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Академик Г.Н.Волков  утверждает, что «Народная сказка сопровождает человека  на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да, и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высокопоэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь  ребёнку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции».

Чувашский  просветитель И.Я. Яковлев  четко указывал, что формирование личности является целостным  процессом, в этом плане он исходил от традиционной народной культуры  в  воспитаний и требований  педагогической науки. Яковлевым указывались  пути вовлечения  детей  в национальные праздники (Акатуй, Ниме), которые он расматривал как способы комплексного воздействия на все стороны  формирования личности .

Опросы дошкольников показывают,  что родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трёх поколений  уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранение культурных традиций. Бабушки и дедушки  все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства  и рассказывают сказки. В такой ситуации  детский сад становится  местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством.

Среди множества средств  воспитания  симпатии и уважения к людям разных национальностей особо выделяется  устное народное творчество, в частности народная сказка. Она - кладезь общечеловеческих  нравственных ценностей.

Сказка глубоко жизненна и бесконечно прекрасна. В ней как ни в одном жанре, национольная самобытность  сочатается с общечеловеческими (Р.Гамзатов)

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Не случайно дошкольный возраст называют «порой игр исказок». Сказки разных народов доступны пониманию детей, они пробуждают у них интерес к быту, труду и искусству разных национальностей. Вместе симпатией, любовью к героям сказок  у ребят пробуждается уважение.

Чтобы воспитывать интерес, любовь к творчеству разных народов, детям средней группы рассказываем  смешные, занимательные сказки. При этом сообщаем  людям какой национальности  они принадлежат. В роли сказочника выступает  воспитатель или кукла в национальном костюме.

С большим интересом и радостью встречаются дети трудолюбвым и честным, смелым, весёлым и находчивым, справедливым и сообразительным, проворным «мальчиком». Это  герой туркменской сказки («Виноградник соседа»).

Повторное чтение сказки используем для игры «в небылицы», когда дети должны заметить, запомнить их и суметь пересказать.

Мы не только читаем и расказываем сказки, но и инсценируем их. Рассматриваем иллюстрации с изображением природы и животного мира, жилищ и одежды (чувашские народные  сказки «Девушка - гусыня», «Дед, баба и луна», чукотская народная сказка «Кудрявая девочка» и т.д.).

После прочтения сказки, чтобы выразить свои размышления мы используем пословицы.

Пословицы помогают нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

 Иллюстрация.  Сказка.Пословица .

                     «Колобок":

-  "Чем хвалимся, на том и провалимся".

- "На языке медок, да на сердце – ледок".

-  «Язык мягок – что хочет, то и лопочет»

                        «Теремок»:

-  "Не бравши топор, жилья не срубишь".

- "Легко взято, легко и потеряно".

                        «Репка»:

-  "Из многих малых одно большое выходит"

- "Капля по капле и камень долбит"

               «Лиса и журавль»:

-  "Как аукнется, так и откликнется"

-  "Каков привет, таков и ответ"

          - «Чего себе не хочется, того и другому не делай»

             «Курочка, мышка и тетерев»:

-  «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».

- «Семь раз отмерь – один отрежь»

                    «Лисичка со скалочкой»:

 - «Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить»

 - «Правда, как ни прячь, наружу выйдет»

                    «Легкий хлеб»:

- «Хлеб горбом достают»

          - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

              «Крошечка- Хаврошечка»:

- «Кто правдой живет, тот добра наживёт»

-  «Кто добро творит, того Бог благословит»

              «Царевна-Несмеяна»:

          - «Не всё то золото, что блестит»

- «Телу – простор, душе – теснота»

- «Делу время, потехе час»

                  «Заюшкина избушка»:

 - «На чужой каравай рот не разевай»

 - «И на силу найдётся пересилок».

 

 Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор.

После знакомства со сказками дети отражают свои впечатления  в разных видах деятельности: изобразительной (рисунках, лепке, аппликации) и игровой  (сюжетно-ролевой игре, игре драмматизации). Для развития речевой деятельности проводим речевые зарядки, игры «Кого не стало», «Угадай героя по словесному описанию»; разучиваем пословицы и поговорки, считалки, чистоговорки и т. д.

 Дидактическая игра «Сказка – загадка» позволяет запомнить и название сказки и какому народу принадлежит.

Полученные детьми   впечатления закрепляем и во – время  рассматривания рисунков – иллюстраций художников. При работе сказками используем  игровые  приемы, сюрпризные моменты. Сравниваем сказки разных народов.

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, одноо...

Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художестве...

Публикация на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка"

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития

Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества...