педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[
план-конспект урока (подготовительная группа)

Панфилова Ксения Викторовна

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_otkrz.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Образовательное учреждение

Республика/край

Город/поселение

Группа/ профиль группы

Продолжительность занятия

Методическая информация

Тема занятия

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями/мероприятиями)

Тип занятия

Интегрированное, развивающее

Краткая характеристика группы

Дети старшей группы (5-6 лет), со смешанным типом восприятия. У детей сформированы представления о значимости профессии строитель. Планируемое мероприятие позволит заинтересовать детей, раскрыть их внутренние резервы, повысить мотивацию к познанию,

обогатить чувственный опыт. Смена видов деятельности активизирует воспитанников, снимет напряжение, повысит уровень развития связной речи, и коммуникативных навыков, научит сотрудничеству со сверстниками. Данное занятие направлено на формирование у детей логического мышления, пространственных представлений, развитию воображения, внимания, памяти, интереса к конструкторской деятельности.

Цель

Формировать представление детей о профессии «инженера», о многообразии инженерных специальностей. Способствовать развитию интереса к творческой конструктивно-модельной деятельности.

Задачи

  • Формировать у детей представление о профессии инженер, о важности и пользе этой профессии для людей; воспитывать познавательный интерес детей к труду взрослых, побуждать задавать исследовательские вопросы; развивать диалогическую речь, формировать навыки социально-коммуникативной компетентности детей..
  • Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании конструктора Колесо.
  • Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструктивного мышления и творческой инициативы.
  • Формировать у детей навыки сотрудничества и партнерства.

Планируемый результат:

Повышение познавательного интереса детей конструировать и моделировать на заданную тему

посредством совместного ЛЕГО – конструирования игрового макета колеса обозрения. Умение передавать творческие замыслы с помощью различных видов конструктором и активное включение в процесс творчества. Пополнение и обогащение активного словаря детей профессиональными терминами.

Получение возможности совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Повышение уровня информационной культуры.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности

познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная, игровая.

Методы и приёмы, используемые в ходе занятия

наглядные - просмотр видео сообщения, демонстрация иллюстраций

словесные – приглашение, проблемный диалог, вопрос – предложение, беседа.

практические: конструктор LEGO.

методы активизации познавательной деятельности: проблемные вопросы, проблемные ситуации,

моделирование.

Технологии

Технология ЛЕГО – конструирования, ИКТ технология.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, звуковая аппаратура

Мультимедийный компонент: слайд-презентация (Power Point) «Колесо».

Материал: конструкторы LEGO, схемы колеса.

Изображения: схемы моделей из конструктора.

Конспект организованной образовательной деятельности

Этапы

Время, цель этапа

Содержание этапа

Описание действий участников образовательного процесса

Результаты

Вводная часть

Организационный этап.

2 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Организация направленного внимания Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Начинаем занятие с хорошим настроением.

Сегодня утром мне пришло письмо от Фиксика Нолика! Давайте вместе прочитаем его!

Ну что, поможем Нолику?

А что бы разобраться, что за аттракцион сломал Фиксик, нам нужно будет подумать. Посмотрите на экран.

 Все мы с Вами любим проводить время в нашем городском парке развлечений. В нем есть детские аттракционы. На каких каруселях вам нравится кататься больше всего?

Деятельность учителя: выполняет приветствия, устанавливает зрительный контакт Деятельность детей: Дети приветствуют друг преподавателя и гостей.

Психологическая готовность: созданы условия для межличностного и познавательного общения детей и взрослого, эмоционально положительный настрой на совместную деятельность

Создание проблемной ситуации

3 мин.

Актуализация имеющихся знаний, представлений

Но как Вы думаете какого детского аттракциона не хватает в нашем городе?! (колеса обозрения). Верно, нашему городу не хватает красивого и безопасного колеса обозрения.

Ребята, вам интересно узнать как появилось колесо обозрения? Давайте спросим у Нолика!

Деятельность учителя: Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный момент Деятельность детей: внимательно слушают.

Создана ситуация, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Основная часть

Информационно-мотивационный этап

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Информационная справка по теме.

Историческая сводка про первое колесо обозрения (видео или презентация с картинками сопровождение инф. справки)

Историческая справка: Первое колесо обозрения построил в 1893 году инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший. К ободу колеса было прикреплено 36 кабин, размером приблизительно с автобус. В каждой кабине было 20 сидячих и 40 стоячих мест, и, таким образом, общая пассажировместимость аттракциона составляла 2160 человек. Оборот колеса занимал двадцать минут. Весившая 70 тонн ось колеса была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники. Колесо было выше самого высокого небоскрёба того времени, но в четыре раза ниже Эйфелевой башни.

Деятельность учителя: Информационная справка.

Деятельность детей: участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Активизировано направленное внимание. Сформирована внутренняя мотивация на деятельность.

Постановка цели.

Дидактическая игра Кроссворд.

Уточнить знания детей о  инженерной профессии.

Сегодня мы с Вами постараемся сами починить колесо обозрения. Но пока только в пределах нашей группы.

 

Давайте с Вами заполним пустые ячейки нашего кроссворда. (Кроссворд)

  1. Две железные ноги

Вечно делают круги.

У одной коленка гнётся,

А другая, как стрела:

В точку намертво вопьётся.

Ни туда и ни сюда. (цИркуль)

  1. Что лежать должно в пенале

Рядом с ручкой и точилкой?

Без чего не нарисуешь

Разноцветные картинки?

Кто помощник верный ваш?

Подскажите … (караНдаш)

  1. Без меня трудно будет дом построит ровный,

Спроектировать ракету чтобы в космос полететь

Правильно построит, соблюсти размеры нам поможет в этом

Лист и схема верных указаний.

Что же это? (чертеЖ)  

  1. Отрезки, прямые

Черти с ней скорей-ка!

Поля без труда

Проведет вам... (линЕйка)

  1. С ним в тетрадке мы всегда

Чертим угол без труда.

Про него нам скажет школьник:

«Этот инструмент — ...» (угольНик)

  1. Бываю я строительный и музыкальный…(инструмЕнт)

  1. Я по кнопочкам стучу

Два числа сложить хочу.

На ладошке он лежит

Быстро он пример решит.

На экране напечатал

Результат мне ( калькулятоР)

Деятельность учителя: Даёт инструкцию по выполнению задания, задает вопросы.

Деятельность детей: дети выполняют задание, отвечают на вопросы, распределяются в парах, небольших группах.

Дети справятся с заданиями, ответят на вопросы, предложат свои варианты.

Дидактическая игра Инженер

Закреплять

умение детей работать по схемам в создании моделей.

У нас получилось слово ИНЖЕНЕР. Как вы думаете кто это?!: Информационная сводка(презентация): Слово «инженер» означает изобретательность, способность. Очень давно инженерами называли тех, кто управлял военными машинами. Первые инженеры были военными. Они создавали военную технику и укрепления.

Понятие «гражданский инженер» появилось 400 лет назад в Голландии и применялось оно к строителям мостов и дорог, а затем, и в Англии, и в других странах. Появились мирные машины: паровые двигатели, насосы, станки. Люди построили железные дороги, заводы и фабрики. Машины стали работать в воздухе и под водой (Какие вы знаете?). Всю эту технику создают и делают инженеры.

Профессия инженера считается очень ответственной и необходимой. Инженер считается незаменимым сотрудником на любом промышленном предприятии.

Инженеры бывают разные. Есть инженер – электрик, который занимается проектированием, разработкой, настройкой различного электрооборудования. Профессия инженер очень важна. Современный инженер — это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью к изобретательству.

Условно можно выделить 4 такие группы:

1. Конструктор (разрабатывает конструкцию прибора, оборудования и др.).

2. Технолог (разрабатывает процесс изготовления, обработки изделия или продукта).

3. Экономист (занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов).

4. Организатор (занимается хозяйственной деятельностью).

Давайте с Вами найдем что же общего у этих картинок. (На экране много предметов, зданий итд.

Что мы можем отнести к работе:

Инженера-конструктора? ( чертеж станков и механизмов,

Инженера-строителя? (дом, проекция моста, дороги)

Инженера-эколога? (природа, охрана труда, колба микроскоп)

Инженера-программиста? (компьютер, программы)

Инженера-электрика? (электровышка, электрооборудование)

Сегодня мы с Вами будем инженерами-конструкторами.

Прежде чем преступить к работе нам необходимо определить какой высоты и размера будет наше колесо, какой цвет будет у наших кабин для пассажиров, не забыть про технику безопасности на аттракционе.

 Как Вы думает, что нам для этого понадобиться?! А понадобиться нам знания и умения, которыми владеют инженеры! (Дети анализируют данные какой высоты будет колесо, цвет и внешний вид кабин пассажиров(открытый\закрытый) можно предоставить на слайде картинки примеры элементов и дети выбирают необходимые или раздаточный материал).

Мы будем моделировать элементы нашего колеса по чертежам. (Предоставить чертеж колеса)

Давайте рассмотрим из каких элементов состоит наше колесо? (Чертеж колеса на интерактивной доске с элементами других аттракционов, необходимо соединить линией то, что понадобиться для колеса.)

(Изобретение относится к индустрии развлечений. Колесо обозрения содержит основание с площадкой, несущее ось с грузонесущей конструкцией, при этом площадка размещена с одной стороны грузонесущей конструкции и на ней размещен объект для развлечений. Тем самым повышается безопасность, а также расширяются функциональные возможности колеса обозрения.)

Собрать из лего-элементов кабину для пассажиров. Далее собрать несущую ось и опорную конструкцию. По итогу соединить все детали колеса.

Вот и готово наше колесо-обозрения!

Деятельность

учителя:

организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата

Деятельность детей:

Дети рассматривают схемы, выбирают детали конструктора, обговаривают, кто, что будет строить.

Дети активно включаются в образовательную деятельность. Формирование способностей воспитанников конструировать и моделировать на заданную тему посредством совместного ЛЕГО – конструирования игрового макета колеса обозрения

Рефлексивно-корригирующий этап

2 мин.

Закрепление умения детей анализировать, делать выводы

А давайте посмотрим в будущее! Мы с Вами инженеры-будущего. Что нового можно внести в модель колеса обозрения?! (Дети предлагают свои варианты).

Деятельность детей:

Отвечают на вопрос.

Деятельность учителя:

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. Выслушивает

ответы детей, подводит итог занятия

Дети справятся с заданиями, ответят на вопросы, предложат свои варианты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

Краткая аннотация проектаВ авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение ...

Авторское тематическое планирование совместной образовательной деятельности по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-модельной деятельности

Авторское тематическое планированиесовместной образовательной деятельности  по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-мо...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....

Проект «Академия профессий» - по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности.

Процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных кач...