Главные вкладки

    Опыт работы:Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий через развитие конструктивно-модельной деятельности.
    материал

    Додица Ольга Юрьевна

    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatsiya_ob_opyte.docx23.97 КБ
    Файл razdel_ii.docx44.97 КБ
    Файл 3_razdel_rezultativnost_opyta.docx20.83 КБ
    Файл 6_prilozhenie_diagnostika.docx21.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Додица Ольга Юрьевна

    Раздел I.

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

    Тема опыта: Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий через развитие конструктивно – модельной деятельности.

    Условия возникновения, становления опыта.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» находится в центре поселка Ракитное, имеет благоприятное социокультурное окружение. В учреждение функционирует 9 групп для детей дошкольного возраста, где воспитывается 220 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

    Социальный портрет семей дошкольников имеет следующие особенности: 4% - составляют семьи с высоким уровнем доходов, 62% семей имеют средний уровень доходов,  34 %  имеют низкий уровень доходов, 57% родителей имеют высшее образование,  35% среднее-специальное,  8% имеют среднее образование. Основную массу родителей составляют работники бюджетной сферы, затем идут предприниматели, и небольшой процент составляют рабочие

    Педагогический коллектив детского сада состоит из 25 педагогов. 100% педагогов детского сада вовлечены в инновационную и проектную деятельность. С 2018 года детский сад является федеральной инновационной площадкой по внедрению и апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: воспитываем будущих инженеров». Идеей инновационной программы является:  разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми  для системного мышления.

     Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, с развитыми продуктивным мышлением и техническими способностями уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении.

    Проведенное анкетирование родителей показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии.

    В результате опроса детей старшего дошкольного возраста стало видно - несмотря на то, что большинство (60 %) из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий. Правильно обосновывают значимость труда, устанавливают связи между разными видами труда только - 40 % детей. 30 % знают названия некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов анкетирования была начата работа над опытом. 

    Актуальность опыта

    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации профессий технической направленности и носит развивающий характер. Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала проекта формировать целостное знание, потребность в творческой и технической  деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования. Реализация данной системы позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения, семьи и микросоциума. Привлечение молодёжи к обучению на технические профессии, которые  востребованы на предприятиях области. Возникло  противоречие между тем, что в дошкольном учреждении должна проводиться работа по ранней профориентации и осуществляться знакомство с инженерными профессиями в системе детский сад – школа и недостаточной разработанностью методических материалов в данном направлении.  В связи с этим, в настоящее время стоит необходимость в разработке и внедрении новых форм работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста на основании преемственности

    Ведущая педагогическая идея опыта. Создание условия для ранней профессиональной ориентации дошкольников через поддержку детской инициативы в области технического образования, развитие представлений об инженерных профессиях, развитие технического мышления детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

    Длительность работы над опытом.

    Система работы ДОУ по проблеме, описанная в опыте, складывалась в течение последних трех лет: с 2016-2019 год.

    1 этап. Аналитико-диагностический.

    Выявление проблемы и подбор теоретического и диагностического материала по данной теме (сентябрь, октябрь 2016г.).

    2 этап. Практический.

    Проведена работа по разработке и внедрению системы ранней профориентации дошкольников средствми конструктивно-модельной деятельности (ноябрь 2013 – март 2018г.).

    3 этап. Аналитико - обобщающий.

    Подведение итогов работы с детьми по данной проблеме, обобщение опыта (апрель, май 2019г.)

    Диапазон опыта.

              Представлен системой занятий и развивающих игр, направленных на развитие ранней профессиональной готовности через организацию конструктивно-модельной деятельности.

    Теоретическая база опыта.

    Формирование у обучающихся предпосылок готовности к изучению технических наук возможно только в условиях спроектированной системы научного знания, в основу которой должен быть положен классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ № 59 от 25.02.2009г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от14.12.2015г. и Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)). Классификатор технических наук позволил определить направления образования детей дошкольного возраста. Квалификационный справочник содержит основные компетенции инженера и технолога, анализ которых помог:

    - с помощью научно обоснованных методов исследования определить предпосылки формирования этих компетенций в дошкольном возрасте;

    - выявить/классифицировать основные умения, навыки, необходимые для формирования предпосылок готовности дошкольников к изучению основ технических наук;

     - соотнести планируемые результаты с ФГОС дошкольного образования.

    В программе «От Фребеля от робота: воспитываем будущих инженеров» автор (Т.И. Волосовец) в результате сопоставления нескольких федеральных документов на легитимной основе разработано принципиально новое содержание образования, связанное с изучением основ технического контента в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления.

    Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение. Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Г. А. Урунтаева, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова, Л. В. Куцакова, Г. А. Урадовских. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. При создании конструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т. д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные приспособления.

    Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль строителя Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий.

    Лиштван З. В. указывала на формирование у детей обобщённых представлений в процессе конструктивной деятельности, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на развитие мышления. Ею было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.

    Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:

    -в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;

    -в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых)

    -детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;

    -конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;

    -умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;

    -с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования.

    Развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному – при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.

    Новизна опыта.

    Заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику развивающих технологий и принципиально новых форм работы с дошкольниками с целью развития конструктивно – модельной  деятельности и технического творчества дошкольников.  Педагогическую целесообразность опыта мы видим в формировании у дошкольников готовности к изучению технических наук на уровне дошкольного образования средствами конструктивно – модельной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО

    Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

    Представленная система ранней профессиональной подготовки дошкольников через организацию конструктивно модельной деятельности может использоваться педагогами дошкольных учреждений и педагогами дополнительного образования при ознакомлении детей с основами технического творчества.



    Предварительный просмотр:

    Додица Ольга Юрьевна

    Раздел II.

    ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

    Цель опыта работы: созданий в дошкольном учреждении условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности.

    Даная цель достигается через решение следующих задач.

    1) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);

    2) формировать основы технической грамотности воспитанников;

    3) развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

    4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

    5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности  к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

    Организация учебно-воспитательного процесса.

    1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

    2.  Принцип доступности, достоверности и научности знаний - доступность содержания, характера и объема материала с уровнем развития подготовленности детей;

    3.  Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какойлибо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).  

    4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

    5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).  

    6. Принцип научности -  все знания, которые сообщаются детям, имеют научное подкрепление и обоснование.

    7. Принцип преемственности – знакомство с инженерными профессиями и развитие первоначальных знаний в области химии, физики, информатики продолжается в школе.

    8. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

     Наиболее эффективными технологиями в инженерно-технической профориентации дошкольников являются:
    1. Технология проектной деятельности.
    2. Технология исследовательской деятельности.
    3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
    4. Технология интегрированного обучения.
    5. Информационно-коммуникативные технологии.
    6. Практико-ориентированные технологии.

    Основная сложность работы  по  ознакомлению  детей  с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых  недоступна  для  непосредственного  наблюдения  за ней, и в силу этого остаѐтся за пределами понимания ребѐнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

    Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

    -  словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

    - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

    -  практический  (экспериментирование  с  разными  материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

    - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

    В основу программы положена организационно-содержательная модель ранней профессиональной просвещенности дошкольников.

    В опыте представлен цикл из совместных видов деятельности в течении одного месяца, 1 раз в неделю -  как часть непосредственно-образовательной деятельности, каждая из которых состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач и самостоятельных видов деятельности.  Все виды деятельности проводятся в рамках учебного плана, программы и в различных разделах деятельности детей.

    формы работы с детьми:        

    • сюжетно - ролевые, дидактические игры
    • тематические занятия
    • игры - викторины о профессиях
    • просмотр развивающих мультфильмов
    • проектная деятельность
    • создание музея профессий
    • прогулки
    • экскурсии
    •  индивидуальная работа
    • встречи с интересными людьми

    Описание изменений, вносимых автором в содержание образования.

    При организации деятельности детей по ранней профориентации строилас с учетом парциальной программы  «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» В программе представлена своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля» →Конструкторы→Робототехника. В группах появились новые конструкторы.

    1. Игровой набор «Дары Фрёбеля». Целостность образовательного процесса в детском саду задавалась Ф.Фребелем через игру. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фребеля, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять писхолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).

    Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники. Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности. Использование игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».

    1. Конструкторы. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно, - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия. Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение. Примерный перечень конструкторов используемых педагогам представлен в приложении №. 1
    2. Робототехника. В Распоряжении Правительства Российской федерации от 11 июня 2013 г. N 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» отмечается, что «приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегменте развивающей продукции, ориентированной на систему дошкольного образования, игр-экспериментов для научно-технического творчества, робототехники, игр для детского творчества, игр для сезонного и активного отдыха, в том числе краеведческого характера, традиционной деревянной игрушки, крупноформатной пластмассовой игрушки и игрового оборудования для коллективного применения детьми…». Таким образом, 11 использование робототехники в образовании будет способствовать техническому прогрессу в нашем обществе в целом. Робот в образовательном процессе - это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений (начиная с рычага и колеса и заканчивая самыми современными объектами, созданными благодаря открытиям не только в области физики, но и в смежных областях научного знания - в математике, информатике, биологии, физиологии, химии, медицине и др.).

    Описание содержания обучения.

    Для формирования тематического планирования, отбора тем образовательной работы авторы использовали классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ № 59 от 25.02.2009г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от 14.12.2015г.) и приспособили классификатор, модифицировав темы относительно дошкольного возраста.

    Содержание образовательной деятельности логически выписывается в традиционные темы любых образовательных программ дошкольного образования.

     Тематические блоки: Машиностроение и машиноведение Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение. Транспортное и строительное машиностроение Авиационная и ракетно-космическая техника. Кораблестроение. Электротехника. Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы. Радиотехника и связь. Информатика, вычислительная техника и управление Энергетика. Технология продовольственных продуктов.  Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности. Процессы и машины агроинженерных систем. Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева. Транспорт. Строительство и архитектура.

     Эти тематические блоки расписаны отдельно для старшей и подготовительной к школе группы.

    Предложенные темы могут реализовываться как полностью, так и частично, эффективно встраиваться в тематический план детского сада. Любой отбор тем из предложенных обеспечит подготовку детей к изучению технических наук. Вместе с тем отмечаем, что темы должны отбираться с учетом уровня развития детей, их интересов, возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей владения речью, широты кругозора. Педагогам следует ориентироваться на зону ближайшего развития каждого ребенка.

    Содержание образовательной деятельности реализуется в непосредственно-организованой образовательной деятельности.Приложение № 2.

    Для облегчения календарного планирования разработано содержание образовательной деятельности в режимных моментах в старшей и подготовительной к школе группах Приложение № 3. 

    Для организации непосредственно организованной образовательной деятельности педагогами использовалась инновационная технология организации деятельности детей. Приложение № 4

    Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы. Педагог включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

    Особое внимание необходимо обратить на следующие аспекты организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста: - самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание занятий инициируется самими детьми;

    - соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры для всех детей;

    - уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и выстраивание предложений в соответствии с ними;

    - выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением свободной игры.

    Таким образом, можно подойти к решению задач дифференцированного обучения, где учитываются: – индивидуальный темп развития; – интересы; – индивидуальные особенности; – образовательный профиль ребенка.

    В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (ФИРО) убедительно доказывается, что «семья оказывает свое решающее воздействие на процесс профессионального самоопределения в более раннем возрасте, чем это принято считать (вероятно, уже в дошкольном детстве), задавая «правила игры», по которым затем подросток будет осуществлять свой профессиональный выбор. В связи с этим семейные стратегии на школьном этапе профориентации оказывается поздно (слишком сложно либо вовсе невозможно) корректировать». Основная цель - сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:

    1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

     2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

    3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;

    4) активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;

    5) поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;

     6) от установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу конструирования и робототехнике вырабатывается у ребёнка. При организации работы с родителями был разработан план мероприятий. Приложение № 5.



    Предварительный просмотр:

    Додица Ольга Юрьевна

    Раздел III

    Результативность опыта

    Практическая значимость опыта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному овладению детьми профессиями технической направленности средствами конструктивно – модельной деятельности.  В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий технической направленности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.  

     Эффекты реализации проекта отслеживаются через результаты педагогической диагностики воспитанников. Приложение № 5

    Показатели результатов освоения технической подготовки воспитанников представлены в таблице на начало и конец опыта.

     Показатели развития детей

    Уровень сформированности

    н

    ф

    с

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    Составляет проекты конструкций.

    75

    24

    25

    29

    0

    47

    Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданной теме, схемам, моделям

    95

    13

    5

    53

    0

    34

    Создает постройки архитектуры (варианты жилого, промышленного, общественного назначения) с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, размещение в пространстве)

    56

    16

    22

    37

    22

    47

    Способен заменять одни детали другими, определяет варианты

    21

    2

    35

    19

    44

    79

    «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов

    90

    15

    10

    73

    0

    12

    Знает способы крепления деталей, использование инструмента 3 и более

    64

    22

    23

    41

    13

    37

    Планирует в соответствии с замыслом деятельность, по достижении оценивает результат

    64

    12

    36

    46

    0

    42

    Работает в команде и индивидуально. Сотрудничает с детьми

    60

    20

    17

    32

    23

    48

    Имеет представление о техническом разнообразии окружающего мира

    75

    23

    22

    21

    3

    56

    Использует в речи несколько технических слов

    72

    22

    28

    31

    0

    47

    Анализирует постройку, выделяет крупные, мелкие части, детали

    57

    7

    32

    33

    11

    60

    С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудованием

    70

    12

    27

    37

    3

    51

    Устанавливает причинно – следственные связи. Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов

    94

    22

    6

    42

    0

    36

    Разрабатывает простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий, заносит в инженерную книгу

    88

    20

    12

    41

    0

    39

    Соблюдает правила техники безопасности.

    55

    4

    29

    42

    16

    54

    Проявляет самостоятельность, инициативу в разных видах деятельности.

    45

    22

    34

    41

    21

    37

    Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр.

    65

    12

    28

    57

    7

    31

    Итого

    67

    15,7

    23,5

    39,7

    9,5

    44,6

    С  – показатель сформирован

    ф – показатель сформирован частично, н – показатель не сформирован

    Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, в том числе технических. На протяжении ряда лет, ДОУ города не раз обращались и обращаются к данному направлению деятельности, реализуют цели трудового воспитания в разных формах образовательной работы с детьми, представленных в ООП ДО. Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде  взрослых, в том числе технических  – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром технических профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.  



    Предварительный просмотр:

    Приложение № 6

    Карта наблюдений развития технических умений детей 5-7 лет

    Воспитатели ___________________________________________________________________________________________

    Дата проведения __________________________

    Компетенции инженера (по Квалификационному справочнику)

    Показатели основ технической подготовки

    Дети

    1

    Выполняет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т.п.

    Составляет проекты конструкций

    Классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники

    Использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники

    Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям

    Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей

    2

    Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ

    «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей

    Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов

    Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его

    3

    Проводит технико – экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ (услуг), содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т.п.

    Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передает их в работе

    Проявляет положительное отношение к технических объектам, предметам быта, техническим игрушкам и пр.

    Подбирает материалы, оборудование

    Работает в команде и индивидуально

    Составляет и выполняет алгоритм действий

    Планирует этапы своей деятельности

    Имеет представления о техническом разнообразии окружающего мира

    Использует в речи некоторые слова технического языка

    Анализирует постройку, выделяет крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения

    4

    Участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий. Связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы

    Разрабатывает детские проекты

    С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудование

    Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии т.д.)

    Замечает (определяет) техническое оснащение окружающего мира, дифференцированно воспринимает многообразие технических средств, способы их использования человеком в различных ситуациях

    5

    Изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику

    Устанавливает причинно-следственные связи

    Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов

    6

    Составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки

    Разрабатывает простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий, заносит их в инженерную книгу

    7

    Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров

    Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ

    8

    Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль над состоянием и эксплуатации оборудования. Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов

    Ведет контроль эксплуатации объектов, созданных своими руками

    Соблюдает правила техники безопасности

    9

    Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу организации

    Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности

    Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр

    1 – показатель сформирован

    2 – показатель сформирован частично

    3 – показатель не сформирован


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром; ) и Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) Тема: «Маленькой ёлочке хорошо в лесу»

    Цель: содействие становлению субъективно — ценностного отношения к животному и растительному миру леса; активизация познавательного интереса к жизни зимнего леса; обогащение представлений о ели, умени...

    Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

    В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

    Достижение целей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе» и «Кубиками Никитина

    Согласно федеральному государственному образовательному стандарту к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового ...

    Опыт работы по теме «Формирование интереса к малой родине посредством реализации конструктивно-модельной деятельности детей».

    Я  работаю воспитателем средней и старшей группы и представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование интереса к малой родине посредством реализации конструктивно-модельной ...

    Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

    Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

    педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[

    педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[...

    Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС ДОО»

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных ус...