Управление конфликтами
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Попова Татьяна Васильевна

Статья на тему "Управление детскими конфликтами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_konfliktami.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Управление конфликтами.

  С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Детские конфликты могут быть внутри личностными, межличностными и групповыми.

   Причины возникновения конфликтов:

 В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

   

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  • Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

   Для  детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

   Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха)

В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

   Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе.

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  • изменение целей участников конфликта
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

  В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения ( не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

 В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

  • Тебе хочется ходить в детский сад?
  • Почему?
  • С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
  • Какие игры ты знаешь?
  • В какие игры ты умеешь играть?
  • В какие игры ты любишь играть больше всего?
  • Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
  • Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
  • Можно ли нарушать эти правила?
  • Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
  • Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
  • Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
  • Попробуй объяснить свое мнение.
  • Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

   Методы профилактики конфликтов.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка ( оценки должны касаться только поступков детей)

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов по совершенствую процесса управления конфликтами.

Профилактика конфликтов — работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении....

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

Управление конфликтом

Методы урегулирования и способы профилактики конфликтных ситуаций....

Консультация для педагогов " Управление конфликтом"

Рекомендации для педагогов в работе по профилактике конфликтов...

Управление конфликтом в педагогическом коллективе.

  Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует  человек. Со...

Статья Управление конфликтом

Конфликт – это становление противоположных интересов, взглядов, споров, грозящих осложнениями. Детский конфликт – это когда кто – либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считая с потр...

Статья Управление конфликтом

Конфликт-это становление противоположных интересов, взглядов, споров, грозящих осложнениями. Детский конфликт, когда кто-либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считаясь с потребность...