Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»
учебно-методический материал (средняя группа)

Зарубина Юлия Александровна

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

«Детский сад № 134»

Семинар-практикум с воспитателями

«Дидактические игры как средство речевого развития  дошкольников»

 

2018-2019

Цель: научить педагогов использовать свободное, от образовательной деятельности, время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Задачи, которые мы ставим перед собой

обучающие: помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи;

развивающие: развивать педагогическое мастерство, образное мышление

воспитательные: воспитывать культуру общения.

Ход:

Свой семинар-практикум  я хотела бы начать со слов К. Д. Ушинского «Сделать серьезное задание для ребенка занимательным, вот задание первоначального обучения».

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды, как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду, осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.)

Существует множество дидактических игр, незамысловатых упражнений по развитию речи детей, которые легко использовать в любое свободное время.

Какие из упражнений вам уже известны?

(ответ педагогов)

За каждый правильный ответ я даю фишки разного цвета. Так будет сформированы две команды

Вы знаете, что для правильного формирования речи нам необходимо развивать язык, пальцы, воображение, словарный запас.

Итак, для развития речи я предлагаю сделать гимнастику для языка (артикуляционную).

Затем разминаем пальчики, снимаем напряжение с рук (массаж с мячиком). (на каждого мячик)

Гладь мои ладошки ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погадить!

Я хочу с тобой поладить!

Такую гимнастику можно делать не только с мячиком, но например и с карандашом (на каждого карандаш).

«Прятки»

Попеременно прячем карандаш из одной руки в другую, при этом приговариваем.

Карандашик посжимаю и ладошки поменяю.

Скажите, как вы считаете, какую гимнастику мы забыли? Вы ее все хорошо знаете и часто используете сами. (пальчиковая). Да молодцы, а кто из вас может показать пример?

Еще одно упражнение для развития речи это работа по мнемотаблицам. Их можно использовать, начиная с младшей группы. Естественно упрощённый вариант.

У сороки и вороны в сковородке макароны.

У воробушка Сережки есть горошек на дорожке.

Как вы думаете, для чего у меня лежит конструктор?

Играя перед обедом можно провести такую игру «Кто больше?»

Из конструктора выкладываем цепочку, змейку каждая команда проговаривает слова на звук «С»

Можно использовать творческие задания, начиная со старшего дошкольного возраста «Чей рассказ лучше?» условие игры нужно придумать рассказ слова, в котором начинаются на заданную букву. Мы делились на две команды, и я предлагаю вам придумать рассказ на буквы «К» и «П».

На звук к: "Котята катали снежный ком. Пришел кот Котофей и позвал кататься на коньках. На катке все весело кружились каруселью".

На звук п: "Папа пришел домой, принес покупки. Потом пришел Павлик. Папа с Павликом пошли погулять по проспекту Патоличева. По проспекту проходили пилоты и пели песни ".

Рассказы получились интересные и содержательные. Вы постарались на славу.

Подведя итог хочу сказать что вы все молодцы! Постарались на славу!

Поэтому я хочу предложить вам вот эти брошюры.

«Картотеки дидактических игр по младшей и средней группе»

И завершая нашу встречу, хочу сказать развитие речи дошкольников в игре — это дополнительная эмоциональная связь между вами и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком и речевые игры – все это залог успешного формирования правильной речи у детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар--практикум для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию семинар- практикум "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста" На этом семинаре я поделилась...

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

     I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Игра, как средство обучения»

   Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. Она имеет большое значение для развития внимания, памяти, мышления, воображения, т. е. ...

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...

Семинар - практикум для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра как средство речевого развития дошкольников"

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра -это не развлечение для ребёнка - это его жизнь. Играя, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, осваивает язык, ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового ха...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей 2-3 лет»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи:- ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими с...