Семинар - практикум для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра как средство речевого развития дошкольников"
методическая разработка

Прокопьева Светлана Александровна

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра -это не развлечение для ребёнка - это его жизнь. Играя, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Сюжетно – ролевая игра как средство речевого развития дошкольников»

Цель: повышение компетенции педагогов по организации взаимодействия с воспитанниками, направленного на речевое развитие дошкольников в сюжетно – ролевой игре.

Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в речевом развитии дошкольников.

2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при организации деятельности с воспитанниками по формированию навыков ролевого диалога и игры – фантазирования.

 3. Вовлечь педагогов в практическую деятельность, направленную на совершенствование педагогических умений по организации взаимодействия с воспитанниками в формате сюжетно- ролевой игры с целью активизации речевой активности дошкольников.

Ход семинара:

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

В игре нет правильных образцов,

ничто не сковывает ребенка.

Не поучать и, обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать – вот, 

что необходимо ребенку» (Джани Родари)

      В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра- это не просто развлечения - это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

      В последнее время педагоги дошкольных учреждений высказывают своё мнение о том, что современные дети в детских садах стали меньше и хуже играть (сюжетно – ролевые игры сократились по количеству, по продолжительности, бедны на разнообразие сюжетов). По наблюдениям воспитателей дети не могут спокойно и содержательно играть – они не могут договориться, распределить роли, воспроизводить ролевой диалог в игре, у детей быстро пропадает интерес к игре, поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом педагоги констатируют, что не хватает времени на игру, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Большое значение в речевом развитии детей дошкольного возраста придается игре.  Во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в –четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия.

Педагогам дошкольных организаций необходимо помнить, что игра не возникает сама собой, а передаётся от одного поколения детей другому, от старшего - к младшим.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

1 принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми.

При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2 принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия.

3 принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Этапы формирования сюжетно ролевой игры:

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

В сюжетно-ролевой игре у детей формируются:

- Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями;

- Умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:

1. Соблюдение очередности в разговоре;

2. Выслушивание собеседника;

3. Спокойный доброжелательный тон.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми: учится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению.

Существуют методы и приемы развития ролевого диалога у дошкольников. Например, игра малой подвижности «Остановимся- познакомимся».

Дети образуют два круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу. В руках у каждого ребенка любимая игрушка. Дети начинают двигаться в круге в разных направлениях, произнося слова:

«Мы бежим, бежим, бежим,

Потому что мы спешим,

А теперь мы остановимся

И друг с другом познакомимся»

После того как дети останавливаются друг напротив друга, они начинают знакомить свои игрушки, принимая на себя роль этой игрушки и ведут диалог от ее лица.

Игры с телефоном.

Дети садятся в разных местах группы, но так чтобы они моги слышать друг друга, в руках у них телефоны. Воспитатель помогает детям с выбором сюжета, а роли они распределяют самостоятельно. Дети начинают обыгрывать выбранную ситуацию. (Предлагаю обыграть ситуацию «Звонок в поликлинику», «Заказ такси»)

Например, «Звонок маме на работу»:

- Алло!

- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста к телефону мою маму Иванову Нину Петровну, это ее сын Алеша.

- Минуточку! Не клади трубку, сейчас приглашу.

Мама берет трубку:

- Алло! Привет сынок!

- Мама, бабушка заболела, плохо себя чувствует, приходи домой пораньше!

- Хорошо сынок я постараюсь прийти пораньше, а ты пока дай бабушке ее таблетки и держи меня в курсе!

- Ладно! Мы тебя очень ждем!

Практическое задание.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам разделить по парам и попробовать разыграть ролевые диалоги по следующим игровым ситуациям «Звонок в поликлинику», «Звонок в сервисную службу», «Вызов мастера», «Заказ такси», «Заказ еды на дом» и т. д… (на подготовку даётся 2 минуты).

Диалог – это в первую очередь общение, разговор, когда беседуют два или несколько партнеров на какую- либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому.  Это не просто передача информации – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к общей деятельности.

Подвижные игры с ролевым диалогом (например, «Краски», «Гуси – гуси»), игры-драматизации и театрализованные игры напрямую способствуют развитию ролевого диалога у дошкольников.

Итак, к пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками и ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?

Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование.

Игра-фантазирование – деятельность, которая протекает преимущественно в речевом плане и представляет собой совместное сюжетосложение детей. Как правило, основой игры – фантазирования является литературный опыт детей (опыт слушания сказок, приключенческих историй), который преобразуется в ходе игры – фантазирования на основе приёмов развития воображения, например:

- Приписывание известному персонажу сказки новых характеристик, необычных черт характера;

- упражнения в расшифровывании имён сказочных персонажей;

- Придумывание волшебных предметов на основе известных;

- Сочинение историй по заданным персонажам и предметам.

В игре – фантазировании для ребёнка ценным является как процесс, так и результат фантазирования – придуманный рассказ – сюжет. Игра – фантазирование может сопровождаться рисованием, частичным разыгрыванием сюжета с использованием изобразительных действий и ролевой речи.

Специфика игры – фантазирования состоит в том, что это вид сюжетной игры, требующий участия взрослого как носителя игровых умений, задачей которого является определение основной линии сюжета, частичный выбор персонажей.

Изменение характера игры- придумывания в ходе педагогической работы (этапы):

1. Совместное «вспоминание» (пересказ известной сказки).

2. Частичное преобразование известной сказки.

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства. Воспитателю нужно «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки (чтобы не растеряться, если один из них будет отвергнут детьми).

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например: «Ивану-царевичу захотелось учиться в школе, и он отправился ее искать». Чем неожиданнее будут предложения воспитателя и детей, тем интереснее игра-придумывание; возникнут оживленные обсуждения — чье предложение лучше, подходит ли оно к уже рассказанному и т. п.

4. Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба-Яга и продавец и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей.

5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а «настоящие истории».  Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших группах (до 4—5 человек). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, занимает в дальнейшем позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры. На этом этапе не так важен контроль за соблюдением очередности рассказчиков: каждый из детей готов уступить свой очередной «ход», если у партнеров появляются интересные предложения. Основой для истории может послужить и прочитанный накануне рассказ («Давайте придумаем новые приключения этого мальчика...»), и реальное наблюдение. 

Практическое задание.

    Уважаемые педагоги, предлагаю вам разделиться на 2 команды.

Задание для первой команды: расшатывание сказки «По щучьему веленью».

Задание для второй команды: придумать новую сказку с соединением сказочных и реалистичных элементов по «Щучьему веленью». Предлагаю вам начало сказки: «Жил – был мужик. Было у него три сына: два умных, третий – Дурачок Емеля. Оба старших работают: один -  в Автосалоне менеджером, второй – в Автосервисе, механиком. А Емеля целыми днями в кресле сидит, за компьютером, играет, знать ничего не хочет»…..

        Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2—3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей. Большее число участников пока нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает.

Уже на первоначальных этапах после игры-придумывания со взрослым у детей может возникать желание самостоятельно ее продолжить. Иногда они пытаются развернуть сюжет дальше в речевом плане, но чаще придуманный со взрослым сюжет служит как бы толчком для игры с распределением ролей, развертыванием действий с игрушками. Педагогу следует поощрять такие, возникающие у самих детей намерения, но ни в коем случае не навязывать им «разыгрывание» придуманного сюжета.

Показатели успешности формирования ролевого поведения у детей шестого года жизни:

  • У детей возникает установка на придумывание новой, интересной игры.
  • Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер.
  • Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей.
  • Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3— 4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребёнка-лидера.
  • Умение прислушаться к партнёрам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Важно понимать, что значение совместной со взрослым игры-придумывания заключается не в прямом переносе ее формы или содержания придуманного сюжета в самостоятельную деятельность детей. Это, так сказать, поверхностное, сиюминутное влияние формирующих воздействий. А главный эффект заключается в том, что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер.

Подведение итогов.

Хотелось бы закончить наш семинар словами известных отечественных педагогов о специфичности сюжетно-ролевой игры и ее роли в развитии дошкольника, как Вы их понимаете?

«Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву… В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других…» Н.К. Крупская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Выпускная квалификационная работа "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

Комитет по образованиюСанкт-ПетербургаСанкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования Программа профессиональной переподготовки:«Теория и методика обучения (дошкольное обра...

Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...

Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»...