Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей «Работа с дошкольниками по ранней профориентации»
    методическая разработка

    Сасовская Любовь Юрьевна

     На семинаре  происходит повышение уровня     теоретической и      практической подготовки       воспитателей,   совершенствование   практических    навыков, необходимых в работе по ознакомлению    детей дошкольного     возраста    с профессиями взрослых людей.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_.docx410.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум для воспитателей

    «Работа с дошкольниками по ранней профориентации»

    Цель мероприятия: повышение уровня     теоретической и      практической подготовки       воспитателей,   совершенствование   практических    навыков, необходимых в работе по ознакомлению    детей дошкольного     возраста    с профессиями взрослых людей.
    Задачи:
    1. Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
    2. Изучить содержание профориентационной    работы в ДОО,    соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
    3. Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    И я приглашаю Вас поприветствовать друг друга.

     Делаем два круга. Двигаемся в противоположные стороны. В момент остановки музыки  здороваемся теми частями тела, которые я назову.

    Вот так мы с вами и разделились на 2 команды.( Внутренний и наружный круг) Присаживайтесь теперь по командам, так нам будет интереснее и продуктивнее работать.

    C:\Users\Детсад 60\Desktop\на гранд\метод труд\img1.jpg

    На экране появляется слайд со словом «Профессия». Вам необходимо  на каждую букву, написать  название профессии.(  например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь», «стоматолог», «слесарь», «инспектор», «ямщик». )

    Если верить ученым именно  благодаря труду человек научился мыслить, мечтать, фантазировать, творить. Может быть, мы  таких глобальных целей перед собой  не ставим , но просто хочется   привить  детям любовь к труду и познакомить их с разнообразным миром профессий. Что возможно в будущем повлияет на их судьбы и сориентирует на профессиональный выбор. Вы согласны со мной?

    Термин « Ранняя профориентация» что же это такое? Ваши мысли по этому поводу.( ответы педагогов)

    Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на все возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как

    подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

    Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов нашего  ДОУ, новое и еще неизученное ( до некоторых пор) направление дошкольной педагогики. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

         Особенность, как вы знаете,  нашего детского сада в том, что наравне с детьми общеобразовательных групп,  его посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. ( дети с нарушением слуха и опорнодвигательного аппарата ) Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушением развития . У них, чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения особых  детей имеет свои особенности вследствие их дефекта. Первичное нарушение слуха (отсутствие или значительное его снижение) ведёт к отсутствию или недоразвитию словесной речи, низкому уровню познавательных способностей. Это осложняется сопутствующими заболеваниями. Неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение, имеет высокий профессионализм работника, приводит к неустроенности судеб детей. Поэтому важно готовить детей не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой ребёнок войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. 

            Давайте мы с вами вспомним задачи и разделим их на группы. К каждой возрастной группе необходимо подобрать задачу.

    1) Работа с карточками. «Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе»  (педагоги соединяют разрезанные части задания).

    Первая младшая группа

    Способствовать развитию интереса к труду.  Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

    Вторая младшая группа

    Развивать интерес к труду взрослых в детском саду  (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая)

    Средняя группа

    Формировать представление об  отдельных профессиях  взрослых (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»

    Старшая

    Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.

    Подготовительная

    Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и  благополучной жизни страны, семьи, и каждого человека,  о разнообразии и взаимосвязи видов  труда и профессий.

    2) Как Вы думаете с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?

    1 команда – пишет перечень профессий для младшей группы и старшей.

    2 команда – для средней и подготовительной.

    А педагоги компенсирующих групп, расскажут,  чем отличается их перечень профессий и почему.  ( Педагоги выполняют задание.)

    В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

    В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

    В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

    Детей  седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

    3) Задание «Вспомнить всё» Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями. Называем по очереди, за чьей командой будет последнее слово, та команда и выигрывает.

    - организованная образовательная деятельность;

    - совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация

    практических трудовых действий;

    - самостоятельная деятельность ребенка;

    - познавательно-исследовательская деятельность ребенка;

    - наблюдения за трудом взрослых;

    - чтение художественной литературы;

    - художественно-творческая деятельность;

    - игровая деятельность;

    - моделирование;

    - целевые прогулки и экскурсии;

    - культурно-досуговая деятельность;

    - экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

    - встречи с интересными людьми;

    - живой пример окружающих взрослых.

     

    4)Что необходимо в организации  ППРС? Без чего невозможно знакомить дошкольников с профессиями? Перечислите и обоснуйте свой выбор. (дидактические игры; настольно – печатные игры; сюжетно – ролевые игры; демонстрационный материал; подбор литературы)

    5) Как сделать так, чтобы дошкольнику было легче рассказать о профессии? Мы можем применить метод наглядного моделирования. Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

    Задание Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме

    (Команды составляют пиктограммы)  

     Пример, уточнение: Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:

    (Что необходимо знать дошкольнику о профессии)

    -Название профессии

    -Место работы

    -Материал для труда

    -Форменная одежда

    -Орудия труда

    -Трудовые действия

    -Личностные качества

    -Результат труда

    -Польза труда для общества

    6) Игра "Самая, самая профессия"
     Я предлагаю Вам игру, в которую могут играть и дети. Встаем в круг, я бросаю Вам мяч, и говорю определение профессии, а вы называете профессию, подходящую под определение

    Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная» и т.д.

     Мы с Вами работаем в детском саду, поэтому должны с полуслова понимать, что нам хотят сказать дети.

    7)Устами младенца: Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.

     «Это для дяденьки, а может и тетенька. Есть одежда. Специальная. Любит ездить на машине. Палка есть. Все боятся» ( инспектор ГИБДД)

    « Это тетенька. А тапки сильно стучат. Тоненькая. В юбочке. Пироженое есть нельзя.» ( балерина)

    8) Вам предлагается соединить две части пословиц о труде

    6419704

     9) Каждой команде предлагается решить ребус.( ответ закрыт) Время на решение 1 минута.

    C:\Users\Детсад 60\Desktop\на гранд\метод труд\hello_html_m21e329bb.png         C:\Users\Детсад 60\Desktop\на гранд\метод труд\hello_html_m7949c05e.png

     

    10) Подведение итогов.

    Сегодня мы с Вами  очень оперативно и продуктивно поговорили о такой проблеме, как профориентация дошкольников. Вспомнили необходимые условия для успешной работы.

    Я сегодня хочу Вам предложить в Вашу педагогическую копилку подборку материалов, которая, я думаю,  Вам пригодится в работе.

    -Это презентация с загадками по профессиям, физкультминутки  и подбор методической и детской литературы по проблеме профориентации

    Заключительный этап – слово-эстафета, которая требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв вот этот колокольчик я предлагаю вам продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я...».


    Анкета для педагогов

    «Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
    1. Что такое профессиональная ориентация?
    __________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
    _________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе? 
    _______________________________________________________________
    4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
    5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
    6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:
    -учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
    -формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; 
    -учить сравнивать профессии;
    -формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
    -формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
    -систематизировать знания о труде людей в разное время года;
    7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
    - беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
    - чтение детской художественной литературы;
    - наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
    -рассматривание картин и иллюстраций;
    - опыт хозяйственно-бытового труда;
    - сюжетно-ролевые игры;
    - дидактические игры;
    - игровые ситуации.
    8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?

    МДОАУ «Детский сад №60»г.Орск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.

    Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...

    Буклет для воспитателей "Работа с родителями по ранней профориентации дошкольников в ДОУ"

    Данный буклет предназначен для воспитателей ДОУ. В нем найдете рекомендации по работе с родителями по форме "Встречи с интересным человеком"....

    Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.

    Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации, презентация методического материала....

    Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации

    Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации...

    Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации».

    Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации». Поможет педагогом в работе с детьми по ранней профориентации....

    Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

    Консультация для воспитателей "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"...