ФЭМП "Число 4. Квадрат, прямоугольник."
план-конспект занятия (средняя группа)

Жижкарева Ирина Ивановна

ФЭМП "Число 4. Квадрат, прямоугольник."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_po_femp_na_temu.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП на тему: «Образование числа 4. В гостях у Бельчонка»

»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по ФЭМП

Тема недели: «Мой город - моя Страна»

Тема занятия: «Образование числа 4»

Образовательная область- познавательное развитие ФЭМП

Тема: Образование числа 4

«В гостях у Бельчонка»

Программное содержание (образовательные задачи):

1. Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4

2. Расширять представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом, развитие памяти и внимания у детей

3. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей

Целевые ориентиры образования как социально-нормативные

характеристики возможных достижений ребенка:

1) различает количество предметов: один – много

2) проявляет любознательность, умеет поддерживать беседу

3) подчиняется правилам игры

4) проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности

Индивидуальная работа:

- индивидуальная помощь в счете предметов до трёх, сравнении группы предметов (иллюстрации, игрушки)

- помощь детям в решении дидактических задач в определении числа предметов, порядковых числительных, в произношении трудных слов

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая

-Воспитатель проводит работу с раздаточным материалом, дети считают предметы у доски, работают с наглядным пособием на местах, отвечают хором и индивидуально, играют в пальчиковую игру и выполняют физ. минутку и гимнастику для глаз

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал:

4 блюдца, 4 чашки

1 вариант: 2 полоски- модели, контрастные по длине (одна полоска равна стороне квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длинной стороне прямоугольника

2 вариант: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Раздаточный материал:

Двуполостные карточки, орешки и грибочки (по 4 шт. для каждого ребёнка, конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребенка, сюрприз - раскраски-искалки

Игрушка: Бельчонок

Музыкальное сопровождение: «Песенка Красной Шапочки», Звуки природы и пения птиц

Развивающие задачи:

• Развитие наглядно- образного и логического мышления, развитие связной речи; расширение словарного запаса

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к математическим действиям;

• Воспитывать стремление оказывать помощь другим

Структура занятия:

1. Организация детей

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей о животных нашего леса

2. Работа с демонстрационным материалом

введение числа 4: Создание проблемной ситуации, ответы на вопросы

3. Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики

Расслабление глазных мышц

4. Работа с раздаточным материалом

Предметно-практические и умственные действия, Вопросы к детям, словесные отчеты детей

Развитие мелкой моторики

5. Игровое упражнение «Геометрические фигуры»

Предметно-практические и умственные действия, детей

Хоровой счет и индивидуальные ответы

6. Игровое упражнение «Склеим посуду»

Развитие умения восстановить целостность картинки

Развитие мелкой моторики

7. Итог занятия

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию:

Дети входят в группу под «Песенку Красной Шапочки» и здороваются с гостями

Воспитатель собирает детей около себя

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (-в России). Правильно, а если быть более точным, то мы с вами живём в городе Курске. Какие звери водятся в наших лесах? (лиса, волк, медведь, заяц, белки). Верно

К нам в детский сад прибежал Бельчонок и просит нас о помощи.

- Я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в Курских лесах:

(звучит музыка – звуки животных и птиц тайги)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В лесах Курских очутитесь.

За свои столы садитесь

2. Игра «Сюрприз для родителей»

Дидактические задачи:

1) актуализировать счёт до 4-х,сравнение групп предметов по количеству путём пересчёта, путём приложения и составления пар

2) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение.

2.1 -Бельчонок хочет сделать сюрприз для родителей – накрыть стол к завтраку и просит вас помочь. Сможем? (-да)

Воспитатель (Бельчонок) ставит на стол блюдца (Мамино, папино и своё) (наглядное пособие на доске), и предлагает детям посчитать их: Сколько блюдец? 3 (вызвать ребенка посчитать)

Бельчонок просит поставить на стол столько же чашек (вызвать ребенка поставить чашки и посчитать)

-Сколько чашек? Сколько блюдец?

-Что можно сказать о количестве блюдец и чашек? (одинаковое)

2.2. Бельчонок ставит на стол ещё блюдце

- Сколько теперь блюдец? 4

Как получили 4 блюдца? (добавили к 3 одно блюдце)

-4 блюдца и 3 чашки (Сравните, чего больше? 4бл больше, чем 3чаш)

-3чаш и 4бл (Сравните, чего меньше? 3чаш меньше, чем 4бл)

Какое число больше: четыре или три?

Какое число меньше: три или четыре?

Как сделать так, чтобы блюдец и чашек стало поровну?

(2 варианта уравнивания): Дети добавляют одну чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало и как получилось четыре чашки. (К трем чашкам добавили одну).

Или убирают 1блюдце

2.3. Бельчонок вспомнил, что к ним сегодня должна ещё прийти бабушка, давайте оставим чайную пару и для неё

Стол засервировали!

3. Гимнастика для глаз «Соберём орешки для белок»

-Что-то похолодало, ребята. Скажите, а какое сейчас время года?

Правильно, осень! Осенью белки, так же как и зайцы меняют свои шубки. Они более тёплые и менее заметные (прикрепить к доске картинки белок летом- в рыжей шубке и зимой - в серой). Ещё осенью звери делают запасы на зиму. Вот и Бельчонок решил помочь своим родителям с заготовками. Давайте поможем Бельчонку собрать орешки!

Вверх орешек подними, пальцы рук скрепить - получился "орешек", поднимаем вверх

На него ты посмотри. смотрим глазками на руки с "орешком"

Вниз орешек опусти,

Только глазками смотри!

Вверх и вниз, вверх и вниз!

Вправо-влево, Не ленись!

Вот, Бельчонок наш умелый: Хлопаем в ладоши

Глазками моргает, моргаем

Глазки закрывает. ладонями закрываем глаза

Белочки орешки взяли, скрепить пальцы рук- "орешек"

С ними весело плясали! пальцами (указательным и средним) "пляшут по столу"

-Молодцы! Орешков Много насобирали!

4. Работа с демонстрационным материалом

Игра «Угощение» (закрепление материала)

-…А Бабушка Белочка тоже с гостинцем пришла и грибочки принесла!

У каждого ребенка по 4 орешка и 4 грибочка. Счетная двухполосная карточка

-Расположите на верхней полоске карточки 3 ор

на нижней 4гр

Сколько орешков?

Сколько грибочков?

4 гр и 3 ор - сравните, чего больше? (Дети проговаривают: 4гр больше, чем 3ор)

3 ор и 4 гр – сравните, чего меньше? (Дети проговаривают: 3ор меньше, чем 4гр)

Какое число больше: 4 или 3?

Какое число меньше: 3 или 4?

-Сделайте так, чтобы орешков и грибочков стало поровну.

(Какие способы уравнивания есть)

-Вот и угощения на столе! Спасибо, что помогли.

5. Игровое упражнение «Геометрические фигуры» (на доске)

-бабушка Белочка решила поиграть с Бельчонком в геометрические фигуры

Б. Белочка показывает прямоугольник, квадрат, треугольник:

1)уточняет названия фигур

2)считает их стороны и углы

3)далее: 1вариант:

предлагает сравнить стороны квадрата и прямоугольника,

уточняя свойства их сторон (у кв. - все стороны равны, а у прям. - только противоположные) с помощью моделей-полосок

2 вариант:

Игра на развитие внимания (Что изменилось? Какая геом. фигура теперь лишняя в этом ряду) Почему?

а) квадрат, круг, прямоугольник, треугольник (Лишняя фигура- круг, у нее нет углов). Убираем круг

б) квадрат, прямоугольник, треугольник (Лишняя фигура- треугольник, у него только 3 угла). Убираем треугольник

в) Сравните стороны квадрата и прямоугольника. Что одинаковое, в чем отличие?

(у квадрата все стороны одинаковы, а у прямоугольника только противоположные)

6. Физкульт. минутка "Будь внимательным!"

(Показ иллюстраций с изображениями 1 яблочко, 2 листочки, 3 елочки и 4 ягодки.)

- Сколько яблочек у нас, Столько мы подпрыгнем раз- 1

- Сколько листиков у нас, Столько мы присядем раз- 2

- Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов- 3

- Сколько ягодок у нас, Столько хлопнем с вами раз- 4

7. Игровое упражнение «Поможем Бельчонку склеить посуду»

-Бельчонок заигрался и не заметил, как хвостиком задел чайную пару и она разбилась… давайте поможем ему посуду склеить

(у детей в конвертах предметы посуды: кружки и блюдца, разрезанные на части)

Дети: берут части и восстанавливают целостность картинки, соответственно правилам игры выполняют задание.

Молодцы! И с этим заданием справились.

Бельчонок приготовил и вам сюрприз- раскраски-искалки! Вам нужно найти всех его друзей-зайчиков и раскрасить их. Это вы сделаете в свободную минутку, а сейчас мы с вами подведем итоги нашего путешествия в Курский лес. Что вам понравилось больше всего?

8. Подведение итогов

-Ребята, вы сегодня молодцы- помогли Бельчонку сделать родителям сюрприз:

- засервировали стол (расставили блюдца и чашки)

- запаслись орешками на зиму

- поиграли с ним в геометрические фигуры

- и даже помогли исправить ошибку- помогли отремонтировать посуду

-Бельчонок остался доволен, но мы не только ему помогли, но повторили порядковый счет до 4-х, сравнили группы предметов, определили что больше, что меньше, уравняли их, вспомнили какие звери живут в Курских лесах

-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад:

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В саду «Северное сияние» очутитесь.

Вот, мы и в детском саду! Сейчас можете отдохнуть и поиграть, а когда появится свободная минутка, раскрасите свои искалки-раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»Цель:- упражнять в умении называть и разли...

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг,треугольник,квадрат,прямоугольник,овал), с цветами (красный,синий,зеленый,желтый,оранжевый,фиолетовый,белый,серый)

Моторина Алина Евгеньевна (Е 22)1)Дидактическая цельСовершенствовать навыки, группировать предметы и различия предметов по форме и цвету.2)Возрастная группаСредняя группа (4-5 лет)3)Название Пом...

Конспект занятия в средней группе « Новогодняя математическая сказка « Квадрат, прямоугольник и другие геометрические фигуры».

Детям очень нравится  принимать участие в  предновогодних хлопотах. Так почему  же не совместить приятное  с полезным. Например, наряжая ёлку, можно предложить ребенку посчитать ск...

Форма предмета. Закрепление. Круг. Квадрат. Прямоугольник.

Изучаем форму предмета. Закрепление. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Занятие для самых маленьких....

Презентация Геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Закреплений понятий Геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)...

Конспект занятия по ФЭМП № 16 в средней группе Тема: «Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, вни-зу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, вни­зу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года»...