Формирование основ системного мышления у дошкольников средствами информационно-цифрового пространства
статья

Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему взаимоотношений. Познавая окружающий мир человеку приходится учитывать эти взаимоотношения в их единстве и противоречии одновременно. Это сложный мыслительный процесс, который возможен только при наличии у индивида развитого системного мышления. К сожалению, природа не наделила человека системным мышлением с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на окружающую действительность, способны улучшить качество жизни за счёт умения быстро принимать решения, прогнозируя его результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.77 КБ
Файл dlya_sayta.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

         Лучшее будущее, которое мы можем дать своим детям – это умение нестандартно системно мыслить.  Поэтому наряду с логическим, образным, аналитическим мышлением всё чаще возникает необходимость развития у детей системного мышления. Системное мышление в дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи. На наш взгляд, формировать у детей системное мышление возможно только на примере уже реально существующей  успешной система – это система игровых развивающих компьютерных технологий, т.е. компьютерных развивающих игр, так как игра понятна детям, как естественная среда их социума.  Таким образом, учитывая возрастные особенности дошкольника, развитие системного мышления у детей средствами игровых развивающих технологий через знакомство со структурой построения развивающих компьютерных игр мы предполагаем вести поэтапно.

Этапы формирования основ системного мышления у дошкольников средствами  информационно-цифрового пространства

1. Этот этап выступает как подготовительный в формировании основ системного мышления у дошкольников и заключается в предоставлении дошкольникам готовых игровых развивающих ресурсов.

На этом этапе происходит овладение детьми умением непосредственно пользоваться различными информационно-коммуникативными устройствами,  служащими для организации игрового процесса: планшетом, компьютером, SMART-доской, SMART-столом, и др. Умение работать на компьютере и подобных информационных устройствах говорит о приобретении дошкольниками элементарной компьютерной грамотности, а так же помогает понять, как функционирует та или иная игровая система, ненавязчиво изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой-игрой. Наблюдение за успешными (готовыми) системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Накопление такого опыта позволяет перейти ко второму этапу работы по формированию основ системного мышления.

2.Второй этап характеризуется нами, как этап формирования основ системного мышления у дошкольников средствами информационно-цифрового пространства через непосредственное овладение структурой построения компьютерной игры.

Компьютерная игра строится по определённому алгоритму, который представляет собой совокупность задач, при решении которых, чтобы прийти к результату, необходимо учесть ряд условий, которые могут возникнуть в процессе её решения. Определяя условия, мы как бы продумывает все варианты решения следующей ступени данной задачи, т.е. прогнозируем следующую ступень алгоритма её решения. Таким образом, мы можем говорить о том, что процесс создания компьютерной игры - это совокупность организованных, упорядоченных действий (ступеней), связанных между собой и направленных на достижение единой цели.  

Процесс создания компьютерной игры, как одной из форм решения проблемной ситуации позволяет формировать основы системного мышления у дошкольников, создавая ситуацию неопределённости и находить из неё различные способы решения, расширять кругозор ребёнка, приобретать новые знания и использовать их при решении нестандартных задач.

Принимая во внимание особенности дошкольного возраста при построении образовательно-воспитательной работы в данном направлении, мы с опорой на наглядность, использовали различные виды детской деятельности: исследовательскую, художественно-творческую, игровую и др. Такой подход с одной стороны позволил в доступной дошкольникам форме достигать поставленной  цели, создание компьютерной игры, учитывая взаимосвязь всех её элементов при решении отдельных задач, а с другой стороны, позволил обеспечить успешный перенос полученных умений (создавать систему) в предметно развивающую среду. В этом случае для ребёнка не происходит противоречия между реальной социальной ситуацией и миром системных технологий, они как бы вплетаются друг в друга и служат взаимным логичным дополнением.

Данный этап подводит ребёнка к пониманию основ структуры создания игр в среде программирования Скретч, созданной для детей, как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего.

3.Третий этап рассматривается нами, как этап формирования основ системного мышления у дошкольников, через непосредственное знакомство детей с средой программирования Лого, Скретч и конструктора Лего.

Конструктор Лего поощряют свободное творчество и желание экспериментировать, а также позволяет ребёнку выявить взаимосвязи между предметами, учит сравнивать и обобщать, даёт видение будущего результата, способствует развитию умения изменяя условия получать более совершенный результат.

На Скретч компьютерные игры создаются практически как конструктор Лего: на экране собираются графические блоки, которые управляют анимированными героями. Таким образом можно создать историю или игру и поделиться ими с ребятами по всём миру на сайте Скретч.

Программирование открывает детям множество новых явлений, новых возможностей для обучения, создаёт условия для активного поискового учения.

Все этапы формирования основ системного мышления ребёнка должны учитывать принцип природосообразности, возрастные и индивидуальные потребности дошкольников, закономерности развития мышления на данном возрастном этапе.

Конечно же опыт работы с информационными технологиями невозможен без совместной работы взрослого и ребёнка. Взрослый выступает в качестве носителя этих знаний, помощника, который создаёт развивающую среду, помогает изменить условия протекания игрового процесса, таким образом выступая мощным стимулятором игровой и развивающей мотивации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ системного мышления дошкольников с редствами информационно-цифрового пространства Воспитатель МБОУ БГО ЦРР-детского сада №19 Денисюк Галина Сергеевна

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Мир , в котором мы живем, представляет собой сложную систему взаимоотношений. Познавая окружающий мир человеку приходится учитывать эти взаимоотношения в их единстве и противоречии одновременно. Это сложный мыслительный процесс, который возможен только при наличии у индивида развитого системного мышления. К сожалению, природа не наделила человека системным мышлением с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на окружающую действительность, способны улучшить качество жизни за счёт умения быстро принимать решения, прогнозируя его результаты. Я считаю, что л учшее будущее, которое мы можем дать своим детям – это умение нестандартно системно мыслить. Поэтому н аряду с логическим, образным, аналитическим мышлением всё чаще возникает необходимость развития у детей системного мышления . Системное мышление в дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое , искать сходства и отличия, уметь обобщать, решать проблемную ситуацию в изменяющихся условиях задачи и понимать простые причинно-следственные связи: «если так, то…, но если так, то…». На наш взгляд, формировать у детей системное мышление возможно только если наглядно показать им, как существует реальная успешно существующая система – это система игровых развивающих компьютерных технологий. Однако следует учитывать возрастные особенности дошкольника, поэтому процесс развития системного мышления у детей дошкольного возраста средствами развивающих компьютерных технологий мы предполагаем вести поэтапно.

Слайд 3

П редоставление дошкольникам готовых игровых развивающих ресурсов Решение проблемных ситуаций через изменяющиеся условия задачи Овладение структурой построения компьютерной игры Знакомство детей с конструктором Лего , средой программирования Лого и Scratch 1 3 2 Этапы формирования системного мышления у дошкольников

Слайд 4

Готовые игровые развивающие ресурсы ОНЛАЙН-игры SMART -игры Игры на Android Игры на Windows

Слайд 5

Овладение структурой построения компьютерной игры через различные виды детской деятельности Игровая Познавательно-исследовательская Художественно-творческая Коммуникативная

Слайд 6

Знакомство детей с конструктором Лего , средой программирования Лого и Scratch

Слайд 7

Роль взрослого

Слайд 8

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 9

СПАСИБО Продолжение следует…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование основ креативного мышления у дошкольников"

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями ребенка. Воображение является его центром. Выполняя какое- либо творческое задание с ребенком, взрослы...

"Игровые технологии для формирования основ системного мышления у дошкольников"

О важности развития системного мышления у дошкольников.Знакомство с методом системного оператора....

Сообщение из опыта работы по теме: «Формирование основ системного мышления у дошкольников».

Работа с «системным оператором» формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отре...