Сообщение из опыта работы по теме: «Формирование основ системного мышления у дошкольников».
материал

Видяпина Светлана Анатольевна

Работа с «системным оператором» формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение, то есть ребёнок получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_so.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Степная, 175а, тел. 95-32-80

 

Сообщение из опыта работы по теме:

 «Формирование основ системного мышления у дошкольников».

 

 

                                                                                                          Воспитатели:

Видяпина Светлана Анатольевна.

 

  

 

 

г. Энгельс

2021 г.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и другие качества личности интегративного характера. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания им связей и взаимодействий окружения.

Такой подход дает возможность подрастающей личности самостоятельно систематизировать информацию, получаемую из окружения, обеспечивает устойчивость познавательного интереса, развивает не только логическое мышление, но и воображение.

Общеизвестен факт - игровой мотив деятельности для детей дошкольного возраста наиболее актуален. Поэтому та информация, которую дети получают, как правило, в процессе активного познания окружающего мира, закрепляется и выводится на уровень навыка именно в игровых упражнениях.

Исходя из интересов детей и ведущих видов деятельности, основной формой организации работы являются комплексы игровых упражнений.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, смоделировать процесс, например, с помощью методики «Маленькие человечки», либо иных моделей. В конце работы обязательно обсудить итоги исследования.

Беседы с детьми на основе наблюдений или обсуждение первичных представлений имеют свои особенности.

Дети более чувствительны к восприятию мира в единой системе, чем взрослые.

Использование системного оператора предполагает взаимосвязь различных видов активной деятельности детей: исследовательской, изобразительной, театральной, музыкальной, литературы, моделирования физической культуры и т.д.

Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у ребёнка навыки системного анализа, системное мышление. Дети моей группы знают «Волшебный экран» уже почти три года.


В младшем дошкольном возрасте я начинала свою работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать, использовать модель «системный лифт», я использовала горизонтальные и вертикальные «трёхэкранки». Для анализа я привлекала объекты неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы). Сначала мы рассматривали подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта), а потом уже определяли, в какую надсистему она входит. Я формировала у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от индивидуальных особенностей детей постепенно увеличивала длину цепочки. В младшем возрасте было достаточно двух-трёх вариантов. Для наглядной демонстрации детям я часто использовала паровозик с вагонами.

В среднем дошкольном возрасте я продолжала обучать детей использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о надсистемах и подсистемах объектов живой и неживой природы. В средней группе было введено пять экранов. Я познакомила детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект). Дети узнали функциональные особенности отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу-вверх. Мы также проводили анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

Детей старшего дошкольного возраста я познакомила с названием технологии «системный оператор». Для детей старшего дошкольного возраста уже доступен самый распространённый вариант – девять экранов.
И мы начинаем работу с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда). Дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться. В старшем дошкольном возрасте мы учимся с детьми соблюдать правильную последовательность, так как она даёт более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Используя в работе с детьми «системный оператор», я не всегда рассматриваю все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.
С детьми старших, подготовительных к школе групп  использую системный  оператор для создания детьми сказочных текстов описательного плана, обучению детей составлению фантастических рассказов системного характера. Я использую модель анализа объектов пять и шесть экранов для придумывания сказок и рассказов. Я предлагаю детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).Система

 Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на «Чудесном экране» (системном операторе)

Место, где герой рос, учился делу.

Место, где осуществляет герой свое созидательное дело.

Место, в котором есть помеха благородному делу героя.

Герой в детстве.

Подросший герой и его главное дело.

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам.

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве.

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела.

Черты характера, качества личности, изменение их в лучшую сторону.

Работа с «системным оператором» формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение, то есть ребёнок получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира.

В ходе работы с использованием метода «системного оператора» я убедилась, что развивается воображение и фантазия, мышление и творческие способности детей; знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"

В сообщении рассказывается о том, как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда...

Сообщение из опыта работы по теме "Формирование основ связной описательной речи у дошкольников с ОНР".

Рекомендовано учителям логопедам и педагогам дошкольных учреждений....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».

В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование читательской грамотности у дошкольников"

В данной статье говорится об основных формах работы по формированию у детей читательской грамотности...