Сообщение из опыта работы на тему "Формирование читательской грамотности у дошкольников"
консультация

Ломакина Надежда Федоровна

В данной статье говорится об основных формах работы по формированию у детей читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_den_my_chto.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

         Каждый день мы что-то читаем. С этим невозможно поспорить. Даже если вы не садитесь вечером с книгой, в течение дня вы уже прочитали огромный объем информации. Будь то вывески магазинов, ценники и этикетки на товарах в них, инструкции к бытовой технике, билетик в театр, сообщение в мессенджере от друга или по работе, объявление на подъезде – и все это благодаря навыку чтения, который между прочем не заложен в нас от природы (как умение ходить или говорить). Важно не только читать, складывая буквы в слова. Куда важнее перерабатывать полученную информацию, ведь без осмысленного чтения невозможно полноценно существовать.

          На данный момент остро встает  вопрос  как правильно развить потребность читать у детей, как воспитать юного читателя. Сегодня дошкольники растут в компьютерный век «красивых картинок» и готовых видео инструкций. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо, развивать предпосылки читательской грамотности.

          Международные образовательные стандарты говорят нам о том, что читательская грамотность это: 1) совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; 2) готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; 3) способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; 4) ориентироваться с помощью различной текстовой информацией в жизненных ситуациях.

        Читательская грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять над ними, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.

         Но сегодня многие родители практически перестали читать своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе, и к книге. Но именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

         Конечно же, мы, взрослые, должны ввести ребенка в мир книги. И нашей задачей является: формирование интереса к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников.

         Рассмотрим наиболее эффективные формы работы по формированию у детей читательской грамотности:

  1. Чтение с детьми – используйте ежедневное чтение как ритаул. Время выбирайте самостоятельно. Лучший период для этого – вторая половина дня сразу после полдника или перед выходом на прогулку. (Периодичность – ежедневно)
  2. Кинозал и аудиовечера – эта форма работы включает просмотр мультфильмов и кино. Также можно смотреть с детьми театральные постановки, слушать литературные произведения, аудиосказки. (Периодичность - еженедельно)
  3. Кукольные спектакли – тематика спектаклей, постановок определяется самостоятельно или в соответствии с календарным планом работы. (настольные и кукольные театры, драматизация с использованием масок) стимулирует активную речь дошкольников за счет расширения словарного запаса. Ребенок старается говорить четко, понятно для окружающих, формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения. Также дети старших групп могут готовить спектакли для показа младшим группам. (Периодичность – ежемесячно)
  4. Литературные вечера, викторины  – данная форма работы планируется к дням рождения известных авторов детской литературы: С.Маршака, К.Чуковского, С.Михалкова и другие. Перед проведением  вечеров на занятиях необходимо знакомить детей с биографией и произведениями писателей и поэтов.  В викторине «Знатоки сказок» (это игра в ответы на вопросы по сюжетам книг) дети группы старшего возраста смогли проявить определенные читательские знания. (Периодичность – согласно плану работы)
  5. Тематические выставки – тематика выставок связана с книгами. Например, «Книжка в гостях». Дети приносят из дома любимые книги и расскажут о них другим детям. Из авторских детских книг, которые воспитанники создают вместе с родителями в рамках семейного марафона, педагоги оформляют выставку в группе. Так у детей есть возможность рассмотреть их детально в свободное время. (Периодичность – согласно плану работы)
  6. Буккроссинг – обмен интересными книгами в рамках группы, детского сада или нескольких детских садов. Его идея проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». Целью буккроссинга является пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, традициям семейного чтения. (Периодичность - постоянные пункты обмена)
  7. Посещение библиотеки или встреча с библиотекарем в доу – проводятся тематические встречи-беседы о книге. (Периодичность – раз в квартал)
  8. Литературно-музыкальные тематические композиции, мюзиклы – организация литературно-музыкальных композиций с детьми старшего дошкольного возраста. (Периодичность – раз в полгода)
  9. Традиция еженедельного чтения вместе с родителями - приглашаются родители в группу, чтобы они прочитали воспитанникам художественные произведения, которые нравятся их семье. (Периодичность – еженедельно, по вечерам в определенный день недели)

Для формирования предпосылок читательской грамотности у детей  необходимо использовать обогащенную развивающую предметно-пространственную среду. Развивающая среда, стимулирует самую разнообразную деятельность  ребенка.

 В пункте 3.3.4. ФГОС ДО, говорится о том, что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  1. трансформируемой
  2. полифункциональной
  3. вариативной
  4. безопасной

   Кроме полок с книгами, в книжных уголках должна быть  мягкая мебель, столики, стенды.

   Вот такие книжные зоны есть в некоторых садах. Воспитанникам нравится рассматривать иллюстрации на мягком кресле-мешке. Когда одни дети играют в центрах активности по соседству, другие уединяются здесь с книгой. Такая уютная обстановка располагает дошкольников к тому, чтобы провести здесь время с книгой. Важный момент, которому должны уделять педагоги – учить детей обращаться с книгами и организовывать самостоятельную деятельность в книжном уголке. Приучают их убирать книги на полки, поддерживать порядок в уголке.

        Важно, чтобы детская библиотека была доступна дошкольникам в группе. Так они смогут снова и снова возвращаться к чтению любимых историй и рассматривать иллюстрации книг, которые им  предложил книжный календарь.

 Книжный календарь – это календарь в ожидании знакомства с книгой, писателями. Педагоги часто создают вместе с воспитанниками. Какой он может быть? Это конвертики, кармашки, свертки, или коробочки. Один из вариантов – календарь в виде домика из конструктора. Он всегда доступен воспитанникам, и они с ним постоянно взаимодействуют. Еще один вариант книжного календаря -  это календарь на каждый день недели воспитатель подбирает определенные книги. В кармашке «Книжный гость» - любимая книга воспитанников, которые педагог детям читает или дети сами рассказывают. Как вариант календаря по временам года. В конвертиках стихи, сказки, рассказы, фольклор по теме сезона года.

       Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

  1. эмоциональную отзывчивость
  2. умение пересказывать
  3. аналитическое умение
  4. активность и объективность читательского воображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»

Детский сад должен признать родителей полноценными участниками образовательных отношений, и, таким образом, сможет оказывать любой семье квалифицированную педагогическую помощь, заинтересовать, сможет...

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

Сообщение из опыта работы по теме: « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Воспитание- это наука, научающая наших детей обходиться без нас.В.А.Сухомлинский Актуальность.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных ...

Сообщение из опыта работы "Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников"

Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений можно использовать воспитателям, музыкальным руводителям ДОУ....

Система работы по формированию читательской грамотности у дошкольников

Ориентируясь на вызов времени следующее выбранное нашим ДОУ направление деятельности – формирование читательской грамотности. Современные исследования свидетельствуют о том, что это са...