Мастер -класс по технологии "Детский совет"
методическая разработка

Дудина Валентина Валерьевна

"Детский совет" - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_tehnologii_detskiy_sovet.docx24.32 КБ
Файл buklet_detskiy_sovet.docx90.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Образовательная технология «Детский совет»

Цель: поиск новых форм работы и способов применения технологии «Детского совета» в дошкольной организации в условиях ФГОС ДО.

План  проведения мастер-класса:
1.Вступительное слово.
2. «Детский совет».
3.Подведение итогов, обмен мнениями.

Ход мастер-класса: 

  «Детский совет» -  это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.

Технология «детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника,  предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений.   Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

В совместном диалоге мы обсуждаем мысли идеи и планы, составляем план деятельности, определяем, кто, чем будем заниматься, в соответствии с выбором распределяются по центрам дети активности. 

      Вы согласны,  что детский совет - это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл всей жизни группы.

Смысл детского совета – объединить детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, действий. 
Детский совет не имеет определенную структуру. Есть некоторые  смысловые части, использование которых целесообразно, их можно свободно варьировать:

-  приветствие (комплименты),

- обмен новостями,

- совместные игры,

-  планирование.

   Для того чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия.
   Предлагаю вам ответить на вопросы ответами «да» или «нет»:

Детский совет – это….

-выбор (да)
-участие (да)
-соучастие (да)

-занятие (нет)
-новости (да)
-инициатива (да)

-образовательная деятельность (нет)
-имеет регламент  (нет)
-сотрудничество (да)

-имеет единые правила (нет)
-обсуждение (да)
-взаимодействие (да)
-общение (да)

-обязательное участие (нет)
-содействие (да)
-планирование(да)

 -принуждение (нет)
-активность(да)

-имеет структуру (нет)
-коммуникация (да)
-объединение (да)
-единичная акция (нет)

Цели и задачи  «Детского совета»  для взрослых:

  1. создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
  2. создать условия для межличностного и познавательно- делового общения детей и взрослых;
  3. развивать эмпатию;
  4. развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности;
  5. развивать умение «считывать информацию» об эмоциональном состоянии других людей;
  6. вместе выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта/;
  7. вместе разработать план реализации нового проекта;
  8. развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т.п.);
  9. развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Для детей:

  1. учиться объяснять словами свое эмоциональное состояние, свои желания;
  2. учиться несложным приемом коррекции эмоционального состояния;
  3. учиться формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
  4. учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
  5. учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других;
  6. учиться делать выбор;
  7. учиться планировать собственную деятельность;
  8. учиться рассказывать о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях.

     Итак, Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры и упражнения.
Приглашаю для участия в мастер-классе коллег.

  1. Ритуал.

(Звучит музыка, звон колокольчика или т.п.) рассаживаемся полукругом.

Приветствие: ( можно поприветствовать друг друга пальчиками, локотками, кулачками и т.д.; можно использовать приветствие на иностранных языках;  можно поприветствовать традиционно «Доброе утро», «Привет», «Рад вас видеть» и т.д.),  используем информационные листки.

Какую игру или песенку вы хотите исполнить?

(пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-шутки).

  1. Вопросы, которые могут быть заданы в начале детского совета:

Какое у вас настроение?

У кого утро доброе?

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями)?

О чем можно спросить друга, воспитателя, родителей?

Что бы ты хотел уточнить у…?

Что бы вы могли посоветовать?

Чем нам может помочь эта новость?

Что нового вы узнали о…?

Что вас порадовало, удивило?

    Беседа на свободную тему.  Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него.

Вся наша жизнь — обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах.

    В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) — это обеспечивает широкий диапазон событий. В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение.

3. Мотивирование  на работу над проектом. Мотивировать на изучение темы можно по-разному: это может быть история одного ребенка  или,  это может быть случай из жизни педагога.

Если тема проекта не определена в центр круга кладут книгу с иллюстрациями. Открывают книгу на любой странице, называют, что изображено на картинке, таким образом, определяем тему проекта.

Тема выбрана «Птицы».

4. Выявление инициатив и образовательных запросов. Выявить инициативы и образовательные запросы  поможет «модель трех вопросов» Л.В. Свирской.

Что вы знаете о птицах?

Что хотите узнать о птицах?

Что надо сделать, чтобы узнать…?

Все птицы разные.  Птицы высиживают птенцов. Сделать игру «Угадай птицу». Почему дятел стучит по дереву?  Как птицы летают? Почитать в энциклопедии. Найти в интернете.

5. Совместное составление  плана работы над проектом.

     Планирование осуществляется совместно детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.

Предлагается подумать и принять решение о том, где, с кем, чем, как они будут заняты. Записи ведутся в общем плане  или  на информационных листах (индивидуальное планирование).

   Педагог помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. Например, Ваня и Соня хотят узнать, как птицы летают: «Как узнать? Какие у вас есть идеи? Я правильно поняла, сделать опыт с перьями, так и запишем».

В план   фиксируются задачи по центрам активности, которые педагог планирует решить в процессе совместной с детьми работы над проектом.

Составляется и записывается на листе формата А3 совместно участниками образовательных отношений. Размещается в доступном для детей месте. В нем отражено содержание и виды совместной и самостоятельной образовательной деятельности в центрах активности. Запись осуществляется разными цветами, что позволяет видеть, какова инициатива детей, что предложил педагог.

Примерный совместный план работы над проектом «Птицы»

Центр искусства Нарисовать удивительных птиц (Д.)

Лепка «Домашние птицы» (Д.)

Выполнить аппликацию «Перо жар-птицы» (коллективная работа) (П.) Организовать выставку картин русских художников, на которых изображены птицы (П.)

Центр математики Сосчитать птиц на дереве (Д.) Сравнить сколько воробьев и голубей прилетели на участок (Д.) Измерить у кого перо длиннее(П.) Решить задачу скольким скворца не хватит скворечников? (П.)

Центр книги/грамоты Выучить стихотворение о птице (Д.) Сделать книгу «Птицы» со схемами предложений  (П.) Найди слово-птицу по схеме. Составить загадку о птице (Д.) Сделать «птичью» азбуку (Д)

Центр науки Найти основные отличительные признаки птиц и записать в «Книге открытий» (П.) Сделать опыт с пером (Д.) Распределить птиц на группы по каким-либо признакам (П.)

ПТИЦЫ   Д. – предложили дети П. – предложил педагог

Центр информации Рассмотреть картинки «Птицы России» и «Птицы жарких стран» (П.) Узнать «Чей клюв лучше» (Д.) Узнать, какая птица самая маленькая в мире? (Д.)

Центр театра Подготовить спектакль «Чей клюв лучше» (П.)

Центр движения Поиграть в игру «Воробьи - вороны» (Д.)

Центр конструирования Построить «Птичий двор» (П.) Сделать кормушку для птиц (Д.)

Так заканчивается утренний «детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов.

    Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а  что мешало в достижении цели. Как осуществляется планирование?

Мы хотим поблагодарить коллег за работу в мастер-классе, подарить буклеты. 

С помощью  «Цветных сердец»   выразите  свое мнение.

  МЫСЛИ, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?

 

 НАСТРОЕНИЕ. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

СОТРУДНИЧЕСТВО. Познакомился ли я с новыми людьми?  

 



Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                                                                                                     http://uploads.sispp.ru/2018/01/1-5.jpg

                                                                                                                                                                                                                                                   


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс на педагогическом совете "Упражнения для развития дыхания у детей с нарушением речи"

мастер-класс на  педагогическом  совете  для  воспитателейМастер -  класс  на  педагогическом  советеТема: « Упражнения для развития дыхания у детей с нарушение...

Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)

Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)...

Мастер-класс для родителей. Советы молодым педагогам

Мастер-класс для родителей. Советы молодым педагогам...

Мастер – класс на педагогическом совете на тему : «Основные этапы работы над образом»

Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деят...

Мастер-класс на педагогическом совете «Речь педагога как образец для подражания ребенка»

Цель: акцентирование внимания на значении выразительного чтения в развитии речи ребенка, активизация творческого потенциала педагога, создание положительного эмоционального фона, пополнение дидак...

Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Творческое развитие детей дошкольного возраста».Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нужд...