Консультация для педагогов "Нормативные документы по вопросам правового образования"
консультация

Авраменко Ирина Викторовна

Консультация для педагогов "Нормативные документы по вопросам правового образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «Нормативные документы по вопросам правового образования».

Цель консультации - формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка.

Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье. Нормативно правовые документы подразделяются на международные, федеральные, региональные и локальные.

Международные документы по защите прав ребенка:

1.Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

  • на имя,
  • гражданство,
  • любовь,
  • понимание,
  • материальное обеспечение,
  • социальную защиту,
  • возможность получать образование,
  • развиваться физически, нравственно, духовно в условиях свободы и

достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа .

2. «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

  • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
  • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной

самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

  • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в

духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

  • Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том

числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

  • право на охрану здоровья,
  • право на образование,
  • право участвовать в играх,
  • право на сохранение своей индивидуальности,
  • право на защиту от всех форм физического или психического

насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

3.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принята 30 октября 1990г. Г. Нью-йорк

Каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Они подвергаются неисчислимым страданиям будучи жертвами войны и насилия; расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми, вынужденными покинуть свои дома и свои семейные очаги; будучи инвалидами; или жертвами халатности, жестокости и эксплуатации.

Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса — от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Они страдают от тяжелых последствий проблем, связанных с внешней задолженностью, а также от последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых.

Каждый день 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от приобретенного синдрома иммунодефицита (СПИДа), от отсутствия чистой воды и плохих санитарных условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании.

Вот те проблемы, которые мы как политические лидеры должны решить.

Нормативно-правовые документы федерального уровня:

1.Конституция РФ.

Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

2.Семейный кодекс РФ.

Семейный кодекс регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.

Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Ст. 56 - гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.

Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей.

3.Закон «Об образовании РФ».

4.Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:

  • дети-инвалиды;
  • дети — жертвы межнациональных конфликтов;
  • дети с отклонением в поведении;
  • дети с ограниченными возможностями.

5.Уголовный кодекс РФ

6.Типовое положение в ДОУ

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении впервые в Российской Федерации появилось, и было утверждено Министерством образования в 1995 году. Сегодня этот вид документа носит обязательных характер для все государственных ДОУ и является полноценным нормативным актом. То есть, это положение выступает в роли примера, с правилами, правами и обязанностями для каждого детского сада в стране или любого другого дошкольного учебного заведения, попадающего под его юрисдикцию.

         Настоящее типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Администрации Ачинского района является органом системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Нормативно- правовые документы локального уровня:

1.Устав ДОУ

2.Договор между администрацией ДОУ и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста

Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личност...

Консультация для педагогов «Правовое образование в ДОУ».

Важнейшим показателем определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным задачам социальной политики России. И, наконец, согласно Конвенции...

Актуальные вопросы правового образования в воспитании ребенка

Дать детям элементарные представления о том, как была принята «Международная конвенция по защите прав ребёнка». Подвести к пониманию значимости этого документа.Закрепить знания детей о правах реб...

Конспект НОД по правовому образованию дошкольников (подготовительная группа ) Право на образование

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности....

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень нормативных правовых актов по вопросаморганизации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации...