Проект. Сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр».
проект (подготовительная группа)

Алябьева Светлана Викторовна

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sri.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект.

Сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр».

Авторы проекта:

Алябьева С.В.

Катюнина Н.Н.

Проект: краткосрочный, групповой, игровой.

Актуальность: Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями

В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности и организовать сюжетно-ролевую игру в ДОУ с учетом ФГОС должны таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Торгово-развлекательный центр». Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей через сюжетно-ролевую игру.

Задачи:

- продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;

- развивать и обогащать сюжет игры в «Торгово-развлекательный центр»;

- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Основные ориентиры проекта:

Название: «Сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр».

Авторы: Катюнина Н.Н., Алябьева С.В.

Участники: Дети (подготовительная группа), родители, педагоги.

Срок реализации: 3 месяца.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, экскурсия, напоминание, беседа, игра.

Ожидаемые результаты:

  •  Формирование навыков самостоятельной игры в сюжетно-ролевые игры.
  • Обогащение и расширение словарного запаса; 
  • Развитие диалогической и монологической речи; 
  • Совершенствование и расширение игровых умений детей; 
  • Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; 
  • Получение знаний о специалистах, работающих в торгово-развлекательном центре; 
  • Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, физическая культура, музыка, здоровье, художественное творчество, труд, безопасность.

Работа с родителями:

Оформление игровых уголков, создание атрибутов.

Посещение с детьми магазинов, кафе.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный.

Практический.

Заключительный:подведение итогов и презентация проекта.

I этап. Подготовительный

1.Определить тему проекта.

2.Разработать проект.

3.Заинтересовать участников изучением данной темы.

4. Изучить методическую и научно-популярную литературу.

5.Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал.

6.Составить план работы (занятий, мероприятий).

Процесс

Совместная деятельность воспитателя и детей

Деятельность воспитателя

1 этап. Подготовительный.

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Методика Д.Б. Эльконина

Определение темы проекта.

Обогащение представлений о сфере действительности.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением здания торгового центра, его отделов.

2. Беседы с детьми:

- «Что такое торговый центр?».

- «Кто работает в торговом центре?».

- «Для чего нужны различные магазины?»

- «Кто работает в кафе?»

- «Что такое меню?»

- «Как мы ходили в кафе»(из личного опыта детей)

- «Как я с мамой ходил в парикмахерскую» (из личного опыта детей)

3.  Чтение художественной литературы:

- Стихи о профессии продавца

- К. Чуковский «Федорино горе»

- А. А. Милн«Вини-пух и все, все, все…»

- Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

- В. Маяковский «Кем быть? »

- Б. Житков «Что я видел»

- С. Михалкова «В парикмахерской»

4. Дидактические игры:

- «Что кому надо?»

- «Профессии»

- «Магазин»

- «Подбери атрибуты для игры в парикмахерскую»

- «Кто назовёт больше действий»

- «Кому что нужно для работы»

- «Назови предметы»

- «Скажи, что делают этими предметами»

- «Найди различия»

5. Просмотр презентациис различными отделами торгового центра (кафе, магазины, парикмахерская)

6. Просмотр мультфильма «Приключения обезьянки Анфисы».

Изучение методической литературы. Подбор информации о кафе, парикмахерской, магазине, об обязанностях их работников.

Подбор литературы для чтения.

Разработка конспекта игры «Торгово-развлекательный центр».

Работа с родителями

- Предложить родителям с детьми посетить детское кафе, парикмахерскую.

- оказать помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе».

Консультации:

«Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры дома».

2 этап. Организация сюжетно-ролевой игры (игра в подготовку к игре).

Определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры.

Создание предметно-игровой среды.

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

Водитель - ведет автобус, рулит, подает сигнал, объявляет и делает остановки, отмечает путь в маршрутном листе, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины.      

Кондуктор - продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.

Пассажиры - входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит, уступает место.

Повара - делают пиццу, готовят салаты и пр.
Кондитеры - делают пирожные, украшают торты.

Официант – приносит меню, предлагает сделать заказ, попить кофе с пирожными, накрывают на столики, приносят заказы, убирают со столов.

Посетители кафе -выбирают в меню блюдо и делают заказ, соблюдают правила этикета, благодарят, расплачиваются, делают записи в книгу жалоб и предложений.

Продавец магазина - вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт его посмотреть, показывает, как с ним можно обращаться, говорит, сколько он стоит, рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют, что купить.

Покупатели – просят продавца показать тот или иной товар, покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

Парикмахер -готовит инструменты для работы, предлагает посетителю посмотреть журналы с прическами. Стрижет, причесывает, сушит волосы феном и т. д.

Охранник – следит за порядком, обращается с просьбой соблюдать правила в общественных местах.

Создание атрибутов игры:

- Изготовление из солёного теста пирожков, булочек.

- Изготовление тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д.

- Конструктивная деятельность: Изготовление кошельков, денег, чеков из бумаги.

- Рисование «Рецепты», праздничные рисунки для выставки.

Совместные игры и игровые ситуации:

- «Едем в автобусе»

- «В магазине»

- «Сделай заказ в кафе»

- «В гости к мишке»

- «Накрой на стол»

- «В парикмахерской»

Повторение правил поведения в общественных местах.

Организация игрового пространства.

Создание проблемных вопросов.

Например,

Придумывание воспитателем материала для игры: дляработников кафе, магазина, парикмахерской.

Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.

II этап. Практический (основной)

Этапы сюжетно-ролевой игры

Деятельность воспитателя

Методы, приемы (прямые и косвенные)

Игровые действия воспитанника

Контроль результатов деятельности

I. Создание игровой ситуации.

Эпизод 1

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, увидела вот такую красивую рекламу (показывает рекламный лист). Оказывается, недалеко от нашего детского сада открывается новый торгово-развлекательный центр «Совушка». Сегодня открытие и первым посетителям будут раздаваться подарки. Хотите там побывать?

- Что вы знаете о работе торгового центра?

Что нам необходимо взять с собой? (кошелеки, банковские карточки). Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат различные атрибуты: кошельки, банковские карточки, предметы одежды, украшения.

- На чем мы можем отправиться в супермаркет?

- В рекламе написано, что торговый центр находится совсем недалеко от нашего детского сада. Можно отправиться пешком.

Словесные методы: вопросы, беседа с опорой на личный опыт детей, яркий, впечатляющий рассказ воспитателя.

Предметно-действенная мотивация (яркая реклама).

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (побывать на открытии торгово-развлекательного центра).  Выбирают необходимые атрибуты. Вместе с воспитателем решают, как добраться до торгово-развлекательного центра.

Дети имеют представления о работе торгово-развлекательного центра; могут выбрать необходимые атрибуты для игры.

 Эпизод 2

Все вместе проходят в другую часть игровой комнаты – «Торгово-развлекательный центр».

Администратор встречает покупателей у входа в супермаркет:

- Здравствуйте! У нас сегодня праздник! Супермаркет открывается, праздник начинается! Вы сегодня первые покупатели! По поводу открытия предлагаю разрезать красную ленточку.

Сегодня для вас будут работать магазины «Сувениры», «Леди»,а также вы сможете отдохнуть в нашем уютном кафе и уголке отдыха.

Так как сегодня день открытия, мы хотим сделать вам подарок и предложить стать сотрудниками нашего торгово-развлекательного центра. Хотите поработать в нашем торговом центре? Сможете?

- Давайте вспомним, кто работает в кафе?

- Что делают продавцы магазина? - Что делает кассир?

- Какие обязанности у охранника?

- Мне очень хочется, чтобы о сегодняшнем праздничном дне торгового центра узнали все. Как это можно сделать? Подводит детей к решению выбрать корреспондента.

- Молодцы! Осталось распределить роли.

Сотрудникам магазина администратор предлагает занять свои места. Пока они готовятся, воспитатель предлагает покупателям пройти к банкомату и снять деньги.

- Гости дорогие проходите, посетите различные отделы нашего торгово-развлекательного центра. Смотрите, покупайте, отдыхайте! Сегодня все для вас!

Включение педагога в игру, принятие на себя роли.

Создание проблемной ситуации.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (поработать в торгово-развлекательном центре).

Самостоятельно распределяют роли.

Сотрудники центра занимают свои места. Покупатели вместе с воспитателем проходят к банкомату, снимают деньги.

Разрезают красную ленточку.

Дети могут самостоятельно распределять роли; владеют навыками культурного поведения в общественном транспорте.

II. Игровая ситуация.

Воспитатель берет на себя роль посетителя. С детьми-покупателями проходят в разные отделы центра.

Наблюдение педагога за игрой, советы, напоминания.

Дети продолжают игру самостоятельно, объединившись в микрогруппы по 2-3 ребёнка. Дети, разобравшие роли, расходятся по зонам, занимают места в торгово-развлекательном центре:

Повара - делают пиццу, готовят салаты и пр.
Кондитеры - делают пирожные, украшают торты.

Официант – приносит меню, предлагает сделать заказ, попить кофе с пирожными, накрывают на столики, приносят заказы, убирают со столов.

Посетители кафе - выбирают в меню блюдо и делают заказ, соблюдают правила этикета, благодарят, расплачиваются, делают записи в книгу жалоб и предложений.

Продавец магазина - вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт его посмотреть, показывает, как с ним можно обращаться, говорит, сколько он стоит, рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют, что купить.

Покупатели – просят продавца показать тот или иной товар, покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

Охранник – следит за порядком, обращается с просьбой соблюдать правила в общественных местах.

Корреспондент – смотрит, делает записи в блокнот, фотографирует.

Дети могут самостоятельно распределить роли; имеют представления о работе сотрудников торгово-развлекательного центра; знают правила поведения в общественных местах.

Динамическая пауза.

Администратор:

- Уважаемые покупатели, в уголке отдыха нашего торгового центра в честь открытия проходит праздничная программа. Мы приглашаем вас на веселую викторину! Победителям викторины вручаются подарочные карточки со скидкой.

Администратор предлагает положить вещи в камеру хранения.

Беседа, сюрпризный момент.

Дети с воспитателем кладут покупки в определенное место и по желанию участвуют в викторине. Охранник смотрит за вещами.

Воспитатель, не выходя из роли, контролирует процесс игры. При необходимости помогает, моделируя различные ситуации.

III. Выход из игры.

Администратор:

- Уважаемые покупатели. Рабочий день подходит к концу. Наш торговый центр закрывается. Просьба всем покупателям и сотрудникам собраться у входа в супермаркет.

- Ребята, спасибо вам большое. Уважаемые сотрудники, вы сегодня замечательно поработали и очень нас выручили! Посмотрите, ни один покупатель не уйдет сегодня без покупки и хорошего настроения.

- До свидания, приходите к нам еще.

Воспитатель:

- Нам пора возвращаться в детский сад.

Выходят из торгового центра. Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, сегодня в Торгово-развлекательном центре вместе с нами был корреспондент газеты «Газовичок». Поможем ему написать репортаж?

В ситуации затруднения воспитатель помогает корреспонденту задавать вопросы, тем самым осуществляя рефлексию.

Воспитатель благодарит детей за хорошую игру и предлагает по желанию продолжить игры по интересам.

Беседа.

Дети совместно с воспитателем собираются у входа в супермаркет.

Слушают администратора. При выходе из торгового центра собираются около воспитателя.

Корреспондент берет интервью:

- Скажите, пожалуйста, где вы сегодня были?

- Что вы там делали?

- Какие отделы там работают?

- А как обслуживали вас?

- Что понравилось больше всего?

- Спасибо, ребята! Я обязательно напишу репортаж в газету, чтобы другие люди обязательно посетили этот торгово-развлекательный центр. Спасибо вам за информацию.

Дети отвечают на вопросы корреспондента.

Продолжают игры по интересам.

Наблюдает за игрой, не выходя из роли.

При необходимости помогает корреспонденту задавать вопросы.

Результаты освоения проекта

Сюжетно-ролевая игра«Торгово-развлекательный центр»

Уровень развития игровых качеств в подготовительной к школе группесоответствует возрасту. Навыки по самообслуживанию полностью сформированы, дети умеют самостоятельно выбирать используемые атрибуты, оборудование. Активно используют предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. Дети владеют приемом сюжетосложения, умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».

Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры «Центр красоты и здоровья»»

Цель:Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе....

Проект сюжетно-ролевой игры «Центр красоты и здоровья»»

Цель:Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....