Здоровьесберегающая деятельность воспитателя
статья

Афонина Ирина Ивановна

В статье описывается здоровьесберегающая деятельность воспитателя с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_niro_afonina.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность воспитателя

Подготовила: воспитатель Афонина И.И.

        2 слайд

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

        Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является создание в образовательных  учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

        3 слайд

        Понимая необходимость работы по решению данных задач, педагоги нашего детского сада целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ОВЗ.

        Дошкольный возраст в целом, с анатомо-физиологической точки зрения, является определенной стадией развития, которая играет очень большую роль в процессе формирования организма и отличает его от предыдущих и от последующих ступеней развития. Именно в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

           Я работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Мои воспитанники отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов.

                Поэтому сохранение и укрепление здоровья особенно важны для них.  

        Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет.

        Для ребенка этой средой является ДОУ, система образования.

        4 слайд 

        Исследования ИВФ РАО (институт возрастной физиологии российской академии  образования) позволяют проранжировать факторы риска окружающей среды по убыванию значимости и силы влияния на здоровье ребенка:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации образовательного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в системе физического воспитания;
  6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  7. Частичное разрушение служб дошкольного медицинского контроля;
  8. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

5 слайд 

Исходя из этого, я в своей работе, при организации образовательной деятельности с детьми использую некий алгоритм, который позволяет делать эту деятельность здоровьесберегающей. Учитываю:

• Физиологические потребности;

• Физиолого-гигиеническая составляющая;

• Состояние учебного помещения;

• Специальные профилактические приемы;

• Психологическая безопасность;

• Физическая безопасность;

• Упражнения;       

• Общение;

• Диалог.

        Я попробую кратко рассказать об этом алгоритме.

        Физиологические потребности (в воздухе, пище, воде, движении, сне, отправлении физиологических потребностей) являются основой жизнедеятельности: их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную деятельность.

Поэтому особое внимание уделяю организации режима дня, что само по себе является воспитывающим и  оздоравливающим  фактором.

На следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. Поэтому, на протяжении всего времени пребывания в группе между мной и детьми происходит общение, одобрение их хороших поступков, уважение, признание такими, какими они есть.

        За все время работы мною  было изучено и опробовано много различных методик и технологий. Анализируя современные  технологии здоровьесбережения, я все больше прихожу к выводу, что новое - это хорошо забытое старое.

6 слайд

        Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи вы  видите на слайде.

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Утренняя гимнастика Гимнастика для глаз,

Гимнастика дыхательная  Гимнастика ортопедическая  Динамические паузы, Физкультминутки

Подвижные и спортивные игры, Релаксация,  Физкультурные занятия, занятия в бассейне.

Терренкур  Точечный массаж и самомассаж кистей рук Песочная терапия,  Психогимнастика  

        

        Я немного подробнее остановлюсь на  некоторых   технологиях. Не буду затрагивать пальчиковую, аритикуляционную и зрительные гимнастики, так как эти комплексы мы разрабатываем с учителем - логопедом. Она достаточно подробно про них рассказала.

        7 слайд

        Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя занятиями. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Включаю  элементы гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

        

8 слайд

        Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры провожу на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года.

9 слайд

        Гимнастику ортопедическую провожу с  детьми с плоскостопием и нарушениями осанки в качестве профилактики болезней опорно-двигательного аппарата. Комплексы предусматривают использование массажеров. Особенно детям нравятся массажеры для ног, это самое востребованное оборудование физкультурного уголка.

10слайд

        Психогимнастика.  Я использую элементы психогимнастики: мимические этюды, релаксацию. Для наших детей они является лучшим средством эмоционального тренинга. Дети с удовольствием демонстрируют различные эмоции. А уж «корчить рожицы» перед зеркалом, наивысшее удовольствие даже у тех детей, кто совсем не хотел заниматься.

        Релаксация  Способствует снятию напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у  детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Провожу обычно на ковре, предварительно  проветрив помещение. Особенно эффективна данная процедура после праздников, физкультурных и музыкальных занятий. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей.

11 слайд

        Утренняя коррекционная гимнастика проводится перед завтраком. Формы и методы проведения, длительность зависит от возрастных особенностей детей. Комплексы для наших детей инструктор по физической культуре доработала в соответствии с рекомендациями  Мастюковой Е.М., добавив в них упражнения на развитие дыхания и самомассажа.

12 слайд

        Гимнастику пробуждения провожу ежедневно после дневного сна для  поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Состоит из упражнений у кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.

13 слайд        

        Песочная терапия. Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов.  Она полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики. Я использую только элементы песочной терапии. Это игры с песком (поиск сокровищ, рисование на песке)

        Особенно детям нравится рисование песком на световом столе. Сам процесс пересыпания песка завораживает и успокаивает их. Песок у нас речной, с кинетическим песком многие наши ребята играть не стали. Не понравилась структура песка,  и дети старались сразу стряхнуть ее с рук.

        14 слайд 

        Особое место, на мой взгляд, среди всех этих технологий занимает «Терренкур». Он помогает решать огромное количество задач, не перегружая  при этом детей:

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– формировать эстетическое восприятие дошкольников;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности

        Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности. Это способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Во время ходьбы создаются благоприятные условия для активизации дыхания, повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются мышцы нижних конечностей, стимулируется обмен веществ.

Наш детский сад располагается на замечательной территории, в лесном массиве. Тропа для терренкура растянулась по всей территории детского сада. В состав тропы входят специальное оборудование для отработки двигательных навыков,  объекты для экологических наблюдений и практической деятельности в природе. Маршрут терренкура включает в себя спортивную площадку, зону игр  и  разметку на асфальте, спортивные комплексы, в том числе и для детей с ОВЗ, экологическую тропу, прогулочные веранды.

15 слайд 

По периметру  детского сада, нанесена разметка для разных видов движений:  «Классики», «Солнышко»,  «Бегемотики» и т. д..  

Здесь же мы предлагаем разные виды ходьбы: приставным шагом,  ходьба  «Змейкой», «Улиткой», на носках, «Ёлочкой». С этой целью в разметку включены прямые, ломанные и волнистые  зигзагообразные линии, винтообразные дорожки,  следы,  круги.         

Провожу и кратковременные наблюдения. Так, если дети остановились под деревом, то ни изучают его: измеряют толщину обхватом руки, пытаются дотянуться до нижней ветки, увидеть небо сквозь крону, рассматривают выступающие корни, гладят ствол рукой, прислоняются к нему щекой, называют цвет коры, толстых и тонких веток, листьев; закрыв глаза, прислушиваются к звукам.

        Включение нашего Учреждения в инновационную деятельность, подстегнуло нас к преобразованиям. За последнее время территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Среда стала более проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений. Созданные  совместно с родителями  в нашем Учреждении   объекты  оздоровительной тропы, разметка территории  и игровых площадок,  разработанное методическое сопровождение  позволяют нам реализовывать задачи по сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников.

        16 слайд 

        Использование  вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий способствует формированию у моих воспитанников  следующих личностных качеств: любознательный, инициативный, деятельностный,  открытый внешнему миру, доброжелательный, отзывчивый, уважительно относящийся у себе, уверенный в своих силах, имеющий чувство собственного достоинства, способный к волевым усилиям.

        А именно эти качества указаны во ФГОС ДО

        В заключении хочется сказать ...Любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей, это — благо. Результатом и наградой будет осознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье наших детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние дети стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и отечеству.

17 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая деятельность воспитателя с детьми с ОНР

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые на практике, воспитателем логопедической группы....

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта....

Статья "Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта"

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физичес...

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта

В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост чис...