Мелкая моторика
статья (младшая группа)
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Что надо знать о мелкой моторике?
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Развивая мелкую моторику у детей, вы развиваете интеллект ребенка и совершенствуете точность его движений. Все занятия с ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат любить все исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребенка. Для развития моторики прекрасно подходит лепка и массаж рук.
Лепить можно из мягкого пластилина, мокрой глины и кусочка теста. Например, вы готовите на кухне, дайте ребенку кусочек теста, пусть для начала лепит колобок или другие фигурки: деревья, грибы, овощи. Такие игры помогут вам с пользой занять ребенка, когда вы заняты готовкой. Позже можно лепить из пластилина более сложные детали, самолетик, вертолетик, машинку и др. Развивайте мелкую моторику у детей, помогая собирать пирамидку, пазлы, занимаясь с крупами в тазике, переливая водичку из одного стаканчика в другой, изучая различные материалы: наждачная бумага, атласная ленточка, мех, пластмасса и т.д.
Очень полезная процедура – массаж рук. Берем орехи со скорлупой, кладем на стол, и предлагаем малышу покатать их по столу ладошками. Покажите, как можно спрятать орех в крупе, и потом найти его. Можно спрятать орех в миске с горохом, дети любят ковыряться в мелких предметах.
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться очень рано: с 3- , 4-месячного возраста ребенка. Вначале — это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. С 7—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка: ребенка можно обучать перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы. В конце первого — начале второго года ребенку становятся доступны многие игры: с вкладышами, нанизывание колец пирамид, упражнения и игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи.
В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание развитию мелких групп мышц у детей. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях (лепка, рисование, конструирование и т. д.). Большую роль играют физкультурные занятия, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля и многое другое). Навыки, приобретенные на занятиях, не всегда получают подкрепление в быту. Они как бы оторваны от реальной жизненной ситуации и, следовательно, недостаточно полноценно воспринимаются ребенком (основываясь на критериях мыслительной деятельности данного возраста). Для повышения эффективности занятий по развитию мелкой моторики, а так же с целью достижения более высоких результатов необходимо родителям использовать методы и приемы, применяемые на занятиях в домашних условиях. С этой целью можно рекомендовать предлагаемые в данной программе игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок познает окружающий мир, получает необходимый сенсорный опыт, развивает мелкие группы мышц, а самое главное — ребенок обучается в общении с родителями и через родителей!
Потешки для развития мелкой моторики
Аккуратно расправляйте пальчики малыша и массируйте их, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком и наоборот.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Ну, а этот пальчик - я.
Это вся моя семья!
Впоследствии можно учить ребенка самостоятельно поочередно загибать пальчики. А под слова последней строчки "Это вся моя семья!" учить сгибать и разгибать все пять пальчиков на руке.
cорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
ладушки
-Ладушки, ладушки!
Где были?
-У бабушки.
-Что ели?
-Кашку.
-Что пили?
-Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у...полетели!
На головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)
варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)
замок
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
Комплексы по самомассажу и массажу
Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
Растирание ладони
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец),
растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,
Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,
Острый ножик наточили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Вот все пальцы на виду!
Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- поглаживание: совершается в разных направлениях.
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будетмаксимальным).
- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
- хватание: ребенок учится захватывать предмет
- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
- движения кистей и пальцев рук.
- шнуровки
Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
- волшебный поднос
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
- разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
- золушка
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
- забавные картинки
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
- счетные палочки
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
- маленький скульптор
Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-132350-1352213863.jpg)
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-55728-1453366437.jpg)
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-374966-1388591855.jpg)
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-276042-1375462271.jpg)
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1052779-1543571805.jpg)
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1251056-1634464748.jpg)
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...