"Школа логопеда" Логопедическая лаборатория
методическая разработка

Ракова Надежда Евгеньевна

"Школа логопеда" Логопедическая лаборатория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_laboratoriya.docx440.57 КБ
Файл ontogenez_rechevogo_razvitiya.pptx483.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа логопеда»

Логопедическая лаборатория.

Автор: Н.Е. Ракова, учитель-логопед

МА ДОУ Голышмановский ЦРР – детский сад № 4 «Ёлочка»

«Опыт лучший учитель». Юлий Цезарь.

Цель: распространение логопедических знаний среди родителей, презентация формы работы с родителями среди учителей-логопедов и педагогов.

Оборудование: мультимедиа, мяч, мольберт, бумажные цветы, карандаши, чаша, скотч, ножницы.

Вступительное слово.

Ведущий: Приветствуем вас, дорогие друзья! Что есть наша жизнь? По сути один большой эксперимент. Каждый день мы ставим перед собой цели, ищем пути их достижения и оцениваем оптимальность полученного результата. Так и с речью ребёнка. Любой родитель задается вопросами:  когда начинать заниматься развитием речи ребёнка: в год, после трех, или еще до рождения? Кому верить: мудрым бабушкам или врачу из поликлиники? И многие другие.

О том, что начало формирование речи  ребенка дома, в детском саду — один из самых серьезных моментов в его жизни, известно всем. Но что значит эта фраза «серьезный момент» для вас? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Необходимо иметь самые четкие преставления о конечном результате и оптимальных путях его достижения. Ведь если гипотеза сформулирована неверно, исправить что-либо будет очень сложно.

Наше мероприятие наполнено полезными фактами,  которые при всей своей простоте очень важны как для родителей, так и для педагогов, чтобы оценить риски речевого развития ребёнка.

Сегодня в рамках нашей встречи мы рассмотрим все этапы развития речи дошкольника. Мы расскажем вам о некоторых важных «подводных камнях», на которые стоит обратить внимание.

Обратите внимание, что у вас на стульях лежат карточки: ребенок, взрослый и педагог. В конце нашей встречи будет проведен небольшой эксперимент. Вы получите листы экспериментатора, согласно которым нужно будет выполнить ряд заданий и решить одну задачу. Все необходимые подсказки вы услышите в ходе встречи. Если вы верно найдете решение, то получите верный результат, а значит ваш эксперимент удастся.

Итак, мы начинаем!

Основная часть.

А). Сейчас для вас проведет практикум «Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей»  Ю.М. Старилова, психолог МАУ КЦСОН ГГО.

Б). Выступление  «Онтогенез речевого развития: основные вехи и риски» - Н.Е. Ракова, учитель-логопед МАДОУ ГЦРР д/с № 4 «Ёлочка».

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, чем сами родители, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними.

С какого периода жизни ребёнка начинать развитие речи? ВОПРОС К АУДИТОРИИ

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи.

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления (2-5 мес.) Появился комплекс оживления. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. С 5 до 11 мес. Ребёнок начинает ползать, а позднее ходить. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Чем помочь?

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

1-3 года.

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет).  С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Словарь:

  • к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
  • к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)

Звукопроизношение:

  • Освоены гласные ([А], [У], [О], [И])  
  • согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’]
  •  к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’].
  • Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит.

Связная речь:

  • Связная речь только начинает формироваться. Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.
  • К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.
  • Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»).
  •  Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может     рассказать простые четверостишья.

Грамматический строй: К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

Часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

3-4 года.

Звукопроизношение:

3-4 года – свистящие (С, З, Ц)

Словарный запас:

  • 1000-2000 слов
  • Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.
  • Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Фонетико-фонематическая сторона речи

Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х.Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

Грамматический строй:

В 3 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

В 4 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

4-5 лет

Звукопроизношение:

4-5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)

  • до 2500 – 3000 слов.
  • Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты).
  • Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.
  • Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных.
  • Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

Фонетико-фонематическая сторона речи

Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или отсутствовать. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

Грамматический строй:

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).

В 5 лет ребёнок должен:

• Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;

• Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;

• Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;

• Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

5-6 лет

В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до 3000 слов, представлены все части речи. 

Звукопроизношение:

  1. лет  - сонорные (Л, Р)

Фонетико-фонематическая сторона речи

В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук..

6-7 лет

Словарь: более 4000 слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия.

Фонетико-фонематическая сторона речи

К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении. Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Грамматический строй:

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.

В 6 лет ребёнок должен:

• Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;

• Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;

• Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;

• Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;

• Образовывать прилагательные от существительныхотносительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;

• Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;

• Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

Связная речь

Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом. Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.

В). Логопункт и логогруппа – это одно и тоже или нет. А если нет, то в чем разница? Об этом вам расскажет О.Н. Баженова, учитель-логопед МАДОУ ГЦРР д/с № 4 «Ёлочка».

Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте и логопедической группе

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. Одной из главных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является коррекция речевого дефекта и подготовка к обучению грамоте.

Для решения данной задачи при дошкольных общеобразовательных учреждениях созданы и работают логопедические  группы и дошкольные логопедические пункты

Работа логопеда в логопедической  группе и работа логопеда на логопедическом пункте при ДОУ имеет несколько существенных отличий, которые влияют на результаты коррекционно-развивающего процесса.

Логопедический пункт. Логопед  встраивается в  общеобразовательный процесс.  В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы  

Логопедическая группа. Работа логопеда с детьми идет параллельно с  общеобразовательный процессом

Варианты логопедических программ для дошкольников по ФГОС  
Логопедический пункт. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой,  Программа «Коррекция нарушений речи» Г.В. Чиркина). «Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой.  

Логопедическая группа. « Исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Т.Г. Пахомовой .«Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой

Цели. Логопедический пункт. Раннее выявление и преодоление отклонений в развитие устной речи у детей  дошкольного возраста. Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

Логопедическая группа Формирование и исправление нарушений речи у детей. Цель работы воспитателя логопедической группы:
помощь учителю-логопеду в коррекционном обучении коррекции звуковой стороны речи, грамматического строя речи и  фонематического недоразвития; воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов;
подготовка воспитанников к обучению грамоты. Тесная взаимосвязь с логопедом и воспитателями групп. Педагоги работают по общему плану.

Комплектование логопедического пункта и логопедической группы
Логопедический пункт. Осуществляется  по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу и рекомендациям ПМПК, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить индивидуальную логопедическую помощь, в течение года  на логопункте. (Консультации)

Предельная наполняемость логопедического пункта 20-25 детей в течение  года.

Логопедическая группа Состав детей не меняется в течение года, лет, на логопеда приходится до 12 детей. В логопедической группе дети  одного возраста и уровня речевого развития

Организация рабочего времени.

 Логопедический пункт. Учитель – логопед работает пять дней в неделю (общее количество часов 20) с 8.00 до 12.00. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

Логопедическая группа. На одной логопедической группе 2 воспитателя, которые работают на 1,2 ставки каждая по 6 часов в день. На должность воспитателя логопедической группы назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Воспитатель логопедической группы должен пройти подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением речи
Таким образом, для успешного исправления речи детей просто необходима помощь всех специалистов и главное родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно помещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Г). Очень важно не только получать собственный опыт, но и опираться на уже имеющийся. С презентацией своего родительского опыта перед вами выступят Т.С. Одинцова, Л.А. Лоренц.

Игра «Пазл».

Ну вот, уважаемые присутствующие, вы и получили все необходимые вам теоретические знания. А значит, вы готовы к своим экспериментам. Я прошу вас разделится на команды согласно карточкам и получить свой лист экспериментатора. На станции лежит карточка с заданием, рядом несколько вариантов ответа. Необходимо найти свой вариант ответа и забрать одну карточку. В конце у каждой команды должно быть три карточки. Как только вы возвращаетесь обратно в зал, получите финальную инструкцию.

Готовы? Вы можете выдвигаться по маршруту.

(Каждая команда идет своим маршрутом. По итогу должна получиться картинка из трех частей).

Подведение итогов.

Церемония чаши.

Душа ребенка - это полная чаша, это цветы жизни, (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана). Я предлагаю вам на стикерах-цветочках написать качество ребёнка, которым вы хотели бы наделить перед поступлением в школу. (Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым)

Чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще,  прекрасней всё зависит только от вас дорогие родители, взрослые.

Маршруты.

https://i.siteapi.org/bWgmwXzj9Ac2ov9QQ0ujLunqRWM=/fit-in/1024x768/center/top/834696a3f63d495.s2.siteapi.org/img/su9intaqgeo800os4ocow0k0wkockc

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e0c9d7f8a2100fd5779c2548a16f6293&n=33&w=286&h=150

https://mircocktails.ru/wp-content/uploads/2019/02/Konicheskaya-kolba-Erlenmejera-6.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e0c9d7f8a2100fd5779c2548a16f6293&n=33&w=286&h=150

https://i.siteapi.org/bWgmwXzj9Ac2ov9QQ0ujLunqRWM=/fit-in/1024x768/center/top/834696a3f63d495.s2.siteapi.org/img/su9intaqgeo800os4ocow0k0wkockchttps://mircocktails.ru/wp-content/uploads/2019/02/Konicheskaya-kolba-Erlenmejera-6.jpg

https://mircocktails.ru/wp-content/uploads/2019/02/Konicheskaya-kolba-Erlenmejera-6.jpg

https://i.siteapi.org/bWgmwXzj9Ac2ov9QQ0ujLunqRWM=/fit-in/1024x768/center/top/834696a3f63d495.s2.siteapi.org/img/su9intaqgeo800os4ocow0k0wkockc

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e0c9d7f8a2100fd5779c2548a16f6293&n=33&w=286&h=150

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e0c9d7f8a2100fd5779c2548a16f6293&n=33&w=286&h=150

Теоретик

https://i.siteapi.org/bWgmwXzj9Ac2ov9QQ0ujLunqRWM=/fit-in/1024x768/center/top/834696a3f63d495.s2.siteapi.org/img/su9intaqgeo800os4ocow0k0wkockc

Умник

https://mircocktails.ru/wp-content/uploads/2019/02/Konicheskaya-kolba-Erlenmejera-6.jpg

Практик

Эмблемы групп.

C:\Users\User\Desktop\емд 7 ноября\воспитатель.png педагоги

C:\Users\User\Desktop\емд 7 ноября\взрослый.png родитель

C:\Users\User\Desktop\емд 7 ноября\ребенок.png Ребёнок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движение = речь: «подводные камни».

Слайд 2

От 0 до 12 месяцев Стадия крика. От 0 до 6–8 недель. Синхронизация речевого, слухового и дыхательного аппаратов. Стадия гуления (2-5 мес.) Появился комплекс оживления. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание. Стадия лепета. С 5 до 11 мес. Ребёнок начинает ползать, а позднее ходить. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов ( па-па — папа) Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь.

Слайд 3

Тревожные симптомы: у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте; нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь; запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру; « гуление » и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации; язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка; к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет; ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука; у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой; ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному; к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

Слайд 4

От 1 до 3 лет Словарь: к 1 г 6 мес.— 10—15 слов; к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!) Звукопроизношение: Освоены гласные ([А], [У], [О], [И]) согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’] ; к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. Фонематический слух практически не развит. Связная речь: только начинает формироваться. Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения. К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Грамматический строй : Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом — примитивными фразами без согласования. Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

Слайд 5

ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого; активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами; дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали или девочка мяч» (У девочки упал мяч); распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, мишка косолапый вышел из леса; в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим; при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица; он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки , затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать; у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.

Слайд 6

От 3 до 5 лет Звукопроизношение: 3-4 года – свистящие (С, З, Ц) 4-5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч) Словарный запас: до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных. Фонетико-фонематическая сторона речи Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков и дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров . Малыш определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа . Грамматический строй : К 5 годам: • Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе : два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников; • Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами : домик – домики, гномик – гномики; • Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе : цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата; • Правильно употреблять предлоги : в, с, со, из, между.

Слайд 7

Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения: неправильное произношение многосложных слов ( игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки; не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны; он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке; словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту; с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению; в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих . В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов.

Слайд 8

От 5 до 7 лет Словарь: более 4000 слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия. Звукопроизношение: 5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч) 5-6 лет - сонорные (Л, Р) Фонетико-фонематическая сторона речи 5-6 лет В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук. Грамматический строй. В 6 лет ребёнок должен : • Подбирать однокоренные слова ; образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов ; образовывать глаголы приставочным способом ; образовывать глаголы совершенного вида ; образовывать прилагательные от существительных : относительные : малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные : лисий, волчий, папин, Катин; употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе : карандашей, ягнят, помидоров; правильно употреблять предлоги : из-за, из-под.

Слайд 9

От 5 до 7 лет Фонематические процессы 6-7 лет К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения. Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук. Грамматический строй Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов », «много перчатков », «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта », «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Связная речь Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, придумать сказку. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории. Ещё одно достижение – объяснительная речь.

Слайд 10

Отсутствие большого количества звуков или замена одних звуков другими, может недоставать несколько звуковых групп: свистящих, шипящих, сонорных ( р , л); Слова из 4–6 слогов произносятся искаженно, в них не хватает звуков и целых слогов, слоги могут переставляться, заменяться другими (молоток — мотолок , простокваша — постоквашина , регулировщик — легуровщик ); Словарный запас беден, в нём не хватает сложных существительных, очень мало прилагательных, отмечается большое количество замен (чашка — кружка, аист — цапля, клубника — земляника, юбка — платье, лось — олень, готовит — варит, шьёт — вышивает, большой — высокий, широкий — длинный); В предложениях часто пропускаются предлоги, высказывания малопонятны, дети не в состоянии озвучить то, что они думают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой "В научной лаборатории" в подготовительной к школе группе"

В игровой и экспериментальной форме закрепить знания детей по теме "Воздух"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «В космической лаборатории».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №459 г. о. Самара Подготовила и провела воспитатель: Моисеева Т. А.Возраст детей: 6-7 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В лаборатории Всезнамуса»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В лаборатории Всезнамуса»Цель: Создание условий для развития у детей познавательной активности, л...

Проект по экспериментально - исследовательской деятельности ( подготовительная к школе группа) "ЛАБОРАТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАУК"

«Умейте открыть перед ребенком в окружем мире,  что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Лаборатория органов чувств"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе«Лаборатория органов чувств» Цель: Расширить представления детей о здоровье, частях тела, здоровом образе...