Консультация для воспитателей: «Задачи музыкального воспитания и развития Дошкольников.»
консультация

Глистина Алевтина Павловна

Консультация  для  воспитателей:

«Задачи музыкального воспитания и развития

Дошкольников.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_muz.vosp_.docx26.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация  для  воспитателей:

«Задачи музыкального воспитания и развития

Дошкольников.»

Первая –вторая младшие группы (2-4 года)

В возрасте 2-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.

Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками ( при их

Прослушивании. Элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений).позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыкия. ее жанрах.

Естесственное для младшего дошкольника желание организовать  собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается  в попытках зарифмовать  слова, в ритмичном проговаривании –пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию метроритмического чувства малышей.

Задачи, содержание и организация музыкального восприятия-

Слушания-интерпретации.

Основные задачи:

-Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.

-организация детского экспериментирования с немузыкальными

(шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств  музыкального  звука;высоты. Динамики, длительности, тембра.

-Активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать  инструментальные произведения  в доступные и привлекательные для них виды деятельности( рассказывание сказок с музыкальным вступлением,

Двигательные образные импровизации под музыку;сопровождение

Рассказывания потешек и прибауток  игрой на музыкальных инструментах).

Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером  музыкального образа и  средствами его выразительности(колыбельная для куклы- потому что музыка

Медленная; медведь идет-потому что музыка низкая).

Ребенок различает контрастные регистры(высоко- низко);

Простой хатактер музыки  (весело-грустно);двигательно

Интерпретирует ритм(плясовая-марш).

Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства-

Импровизации- творчества.

Основные  задачи:

-Развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности – музыкально-ритмических движений и игры на шумовых муз. инструментах.

-Развитие координированности и мелкой маторики при обучении

Приемам игры на инструментах.

-Формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания  взрослому.

-Стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие

Муз.-художественные образы в муз. играх и танцах.

Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки , создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы .

Педагог акцентирует внимание детей на том,  что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно

Выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца,

Музицирования.

В этом возрасте  создаются предпосылки для развития показателей певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат

Ребенка к естесственному звукоизвлечению.Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a capella .

Основным видом детского исполнительства становится игра.

Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу  (вопрос- ответ), с преодолением регистрового порога, с учетом анатомо-психологических особенностей строения детского голосового аппарата.При этом учитывается амплитуда диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. В сотворчестве взрослого и ребенка  рождаются  звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых жанров народного творчества-сказки.

Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации.В муз.-ритмических движениях ребенок 3-4 лет использует различные предметы ( мячи, ленты, цветы,султанчики).

С помощью которых движения становятся более выразительными.

Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования.

С помощью инструмента ребенок создает муз.- художественный образ, становится участником и  создателем  метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития муз. формы. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм  народного поэтического творчества- игрой на простейших народных инструментах.

СРЕДНЯЯ  ГРУППА.

В среднем дошкольном возрасте , благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником  танцевальной.,певческой, инструментальной деятельности.

Чувственное  познание свойств музыкального звука и длительное ,перцептивное восприятие метроритмической основы  музыкальных произведений позволяет среднему дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки , ориентируясь в средствах их выражения.

Умение понять характер и настроение музыки  вызывает у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе  музыкального  репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроения человека.

Необходимо показать ребенку , что окружающий его мир людей, вещей, природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками, а о собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами( голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов,характеров, настроений.Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, движения, музицирования.Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения  для того, чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ музыкального

Восприятия- слушания- интерпретации.

Основные задачи:

-Воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать  выразительные средства музыки.

-Развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.

-развитие музыкального слуха-интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение детьми элементарной музыкальной грамоты.

На основе развитого метроритмического слуха у детей развивается интонационный , тембральный, ладовый слух, музыкальная память.

Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные ,    инструментальные  импровизации.

Дети умеют дискутировать о настроении музыки на примере уже знакомых  метроритмических рисунков, понимают, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Они могут анализировать музыкальную форму двух- и трехчастных произведений.Дошкольник 5-го года жизни понимает, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой. плаксивый),и различает  музыку, изображающую что –либо(какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой).

Дети умеют дифференцировать:ВЫРАЖАЕТ музыка внутренний мир человека, а ИЗОБРАЖАЕТ внешнее движение.

Освоенные в младшем дошкольном возрасте звуковые сенсорные предэталоны позволяют перейти к азам музыкальной предэталонной грамоты, в которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными и понятными детям названиями.Таким образом развивается музыкальный, интонационный слух .В играх дети овладевают музыкальными предстевлениями об интервалах., исполняют попевки на интервал секунда(мышка), терция (кошка), кварта (ворона),квинта(медуза),секст        а (олень),септима (носорог),октава

(жираф).Введение относительной сольмизации развивает умение показать жестом место музыкального звука и перенести на пять пальцев руки импровизированный  «нотный  дом «.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ  музыкального исполнительства- импровизации- творчества.

Основные  задачи:

-Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков.

-Освоение элементов ритмопластики и танца для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

-Освоение детьми приемов игры на музыкальных детских инструментах.

Стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Благодаря введению приемов сольмизации, дети 5-го года жизни могут начинать попевки от любой ступени , соответственно перенося мелодический рисунок в «нотный дом «.У них хорошо развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенном на умении расслаблять голосовые связки.

Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором без сопровождения детские песенки и русские народные песни одноголосно и с элементами двухголосия.

Дошкольники ориентируются в игре двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и клавишных инструментах.

Прочтение ритмослогами  сопровождают игрой на ударных: бубен, металлофон, лесенка, ксилофон.Умеют записать простейший ритмический рисунок.Каждый ребенок может стать дирижером «импровизированного  ансамбля» с игрой и пением, побуждая тем самым друг друга к творчеству.

В соответствии с характером музыкального образа дети могут подобрать соответствующие средства его создания, а для его интерпретации используют подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию.

Появляется важнейшее умение – перенос,-свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры; полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности , так и при домашнем музицировании и пении.

СТАРШАЯ ГРУППА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.

В старшем дошкольном возрасте источником музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и большой мир музыки.

Возрастные возможности детей , уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой. живописью , театром. С помощью  педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.

Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку  выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движением, словом.

Постепенно ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С.Выгодский), понимая, что музыка позволяет любому человеку общаться и быть понятным. Музыкальная культура ребенка позволяет  рассматривать музыку как способ саморегуляции поведения, что открывает возможности в применении элементов музыкотерапии в работе с детьми.

Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни» , вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина  эмоционального переживания выражается в способности  интерпретировать не столько эмоциональный ряд, сколько нюансы  настроений и характеров, выраженных в музыке.

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника  позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует , но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций .Естественной базой и предпосылкой для получения знаний  становится накопленный в младшем и среднем возрасте  эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. В старшем дошкольном возрасте важно показать ребенку  СПОСОБЫ  ПОЛЬЗОВАНИЯ освоенными ранее средствами (голосом, движением, музицированием.)для создания выразительного художественного образа.

Культура слушательского восприятия  позволяет ребенку стать полноценным  зрителем-слушателем  доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие ребенка.

ЗАДАЧИ , СОДЕРЖАНИЕ  и ОРГАНИЗАЦИЯ  музыкального восприятия-слушания-интерпретации.

Основные задачи:

- Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

- Накопление представлений о жизни русских и зарубежных композиторов.

- Обучение детей анализу , сравнению и сопоставлению при  разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

-Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

Старший дошкольник имеет элементарное представление о  полифонии И.С. Баха, музыкальном театре Х .Глюка, драматическом театре Э. Грига, знакомится с камерным искусством И. Гайдна, В.-А .Моцарта. С помощью любимых всеми детьми  сказок и народных песен ближе и доступнее становятся оперы Н.А.Римского-Корсакого и М. И. Глинки. Вновь дети встречаются с любимыми и знакомыми с раннего детства героями –Садко, Снегурочкой, Русланом и Людмилой- уже не только в поэтическом ,но и в музыкальном звучании.  понимают неповторимость и красоту жанра на примере балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И.Чайковского, знакомясь с их фрагментами в детском саду или посещая театр. Старшие дошкольники получают новые представления об истории создания оркестра, истории развития музыки, своеобразии музыкальных инструментов.

Старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании музыки, становясь участниками этого процесса. Создается прекрасная возможность для проявления  индивидуального творческого потенциала детей: это и возможность передачи художественно- музыкального образа в музыкально-ритмических движениях; возможность подобрать  музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ, и музицировать на нем; изображение музыкальных впечатлений в изобразительной деятельности ; сочинение ребенком стихотворения , отражающего его отношение и впечатление , эмоции от услышанного музыкального произведения, желание исполнить эту музыку в составе детского оркестра или в музыкально-художественной театрализации. В процессе активного восприятия музыки ребенком  реализуется его естественная  потребность  превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.

ЗАДАЧИ,СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ музыкального исполнительства –импровизации-творчества.

ОСНОВНЫЕ   ЗАДАЧИ:

- Развитие умений чистого интонирования в пении a cappella и на два голоса.

- Освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования.

- Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению игр, танцев, оркестровок.

- Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Ребенок старшего дошкольного возраста участвует в играх на ритмическое многоголосие; слышит 2-и3-дольный ритм  и исполняет его на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе детей. Ребенок владеет приемами игры на ложках (от 2 до 5 ложек) , на копытце, ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных, клавишно-духовых и струнных инструментах. Использует ритмические формулы , пользуясь записями на нотном стане, различает звуковые символы- ноты.

Дети поют русские народные попевки и песни , детские песенки как без сопровождения так и на 2 голоса, с показом ступеней ручными знаками, относительной сольмизацией, умеют сольфеджировать попевки по нотам или с показом на 5 пальцах « линеечках» как на нотном стане. Умеют выложить ноты на нотном стане. Слышат интервалы , сыгранные в любом регистре, понимают состав интервала,  могут спеть песенки на любой интервал –(про мышку, про кошку, про медузу, про оленя. Про носорога.)

Дети много импровизируют  в пении, танцах. , на муз инструментах.

Могут создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты; отбирать и соединять движения в танец; собираться по несколько человек , распределять инструменты и создавать небольшие оркестровки. В музыкальных играх и хороводах выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.

Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль  или  музыкальное произведение показывает, что главным для ребенка становится не процесс участия в деятельности , а ее результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение   зрителей  свидетельствуют о том, что участие в музыкальной деятельности  становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством. Важно поддерживать это состояние как до, так и после выступления детей.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

"Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников"

     В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образова...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...

Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...