Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    "Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников"

    Южанинова Екатерина Сергеевна

           В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образовании дошкольников, уделяет особое внимание взаимодействию двух профессий: музыкального руководителя и воспитателя для обеспечения качественной и продуктивной деятельности детей в условиях ДОУ, а также затрагивает вопросы взаимодействия педагогического состава ДОУ с родителями.

           Методическое пособие может быть использовано студентами музыкальных отделений педагогических колледжей при изучении дисциплины «Методика музыкального образования дошкольников», а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам, начинающим музыкальным руководителям, воспитателям и всем, интересующимся данным вопросом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon yuzhan-metodichka.doc132 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение           «Детский сад №24»

    Южанинова Екатерина Сергеевна

     Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников

    Методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей

                                         

    Кичигино, 2017

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение           «Детский сад №24»

    Южанинова Екатерина Сергеевна

    Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников

    Методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей

    Кичигино, 2017

    Южанинова Е.С. Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников/методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - Челябинск, 2015.-  17 с.

           В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образовании дошкольников, уделяет особое внимание взаимодействию двух профессий: музыкального руководителя и воспитателя для обеспечения качественной и продуктивной деятельности детей в условиях ДОУ, а также затрагивает вопросы взаимодействия педагогического состава ДОУ с родителями.

           Методическое пособие может быть использовано студентами музыкальных отделений педагогических колледжей при изучении дисциплины «Методика музыкального образования дошкольников», а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам, начинающим музыкальным руководителям, воспитателям и всем, интересующимся данным вопросом.

    Оглавление

    Введение                                                                                                                            3

    Глава 1. Особенности работы музыкального руководителя и воспитателя в вопросах решения задач музыкального образования дошкольников                   6      

    1.1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей            8

    1.2. Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей                                                                                                                                  10

    Заключение                                                                                                                      13

    Список литературы                                                                                                        15

    Приложения                                                                                                                    16

    Введение

             Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с младенчества. Музыка оказывает большое влияние на человека.

            Нужно ли сегодня кого-нибудь убеждать в том, что музыка является составной частью духовного богатства общества? А наше общество начинается с милых, забавных и очень любимых мною малышей. С раннего детства музыка способствует формированию духовного мира ребенка, развитию его интеллекта, воспитанию добрых чувств. То, что упущено в детстве, не возместить в зрелом возрасте.          Дошкольный возраст – это самый благоприятный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание.

           У каждого дошкольника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познавать новое, открывать мир. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, свой талант – это умное руководство со стороны взрослых – воспитателей, родителей и в том числе музыкального руководителя.

             В методическом пособии  раскрывается специфика профессии музыкального руководителя,  роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образовании дошкольников, уделяется особое внимание взаимодействию двух профессий: музыкального руководителя и воспитателя для обеспечения качественной и продуктивной деятельности детей в условиях ДОУ, а также затрагиваются вопросы взаимодействия педагогического состава ДОУ с родителями.

    Глава 1. Особенности работы музыкального руководителя и воспитателя в вопросах решения задач музыкального образования дошкольников.

             Музыкальный руководитель - это первый человек в жизни ребенка, открывающий ему удивительный и прекрасный мир- мир Музыки. Именно от нас зависит, останется ли для ребенка этот мир загадкой, или же станет верным спутником на всю жизнь. И пусть не все станут в будущем знаменитыми музыкантами, главное - те душевные качества, которые пробуждает в нас музыка.

             Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

            Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
           Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности и в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
           Н.А. Метлов пропагандировал такие формы повышения музыкальной грамотности и культуры воспитателя, как совместное с музыкальным руководителем планирование музыкальных занятий, открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением, индивидуальные и групповые консультации и практические занятия музыкального руководителя с воспитателями, обучение воспитателя методике пользования техническими средствами, детскими музыкальными инструментами.
    Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. 

            Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей. Воспитатели  непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.
         Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. 

    1. Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
    2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения.  - Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом.

         Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
          Но проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую так же ведет и воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя, нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточной практики и не уверен в своих силах.
        Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше музыкальному руководителю приходится заниматься непосредственно с детьми!  

         То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?

            Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя. 

           В  связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.

            Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:

    - не владеет специальными исполнительскими умениями;

    - практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара;

    - плохо ориентируется в мире музыкального искусства.

    В этом и заключается сложность в решении задач музыкального развития детей дошкольного возраста.

            Но надо отметить, что всё-таки в современных ДОУ преобладает не одностороннее, от музыкального руководителя к воспитателю, а двустороннее взаимодействие педагогов и это взаимодействие должно иметь содержательную основу, которая может реализовывать такую сферу педагогического взаимодействия как преемственность.

           Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей!

           Воспитатель несёт ответственность за постановку музыкального воспитания в своей группе, так же как и музыкальный руководитель.

    1.1.Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.

         Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально - ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, до занятия должен проконсультироваться  с музыкальным руководителем.

        Воспитатель не только помогает музыкальному руководителю в проведении занятий.  Но функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.

          В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит ха правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

         В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

           В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

             Для решения этих задач педагог должен обладать определённым объёмом музыкально-эстетических знаний. Например, в индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов.

            Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

           Воспитатель должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности.

            Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.

            Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.

           Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как ребята воспринимают то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца.

    1.2.Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.

    Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями:

    • Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
    • Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое  включает:
    1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
    2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
    3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
    4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
    5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
    6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
    7. Участие в педагогических советах ДОУ.

    Формы взаимодействия  музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:

    1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
    • индивидуальной работы с детьми,
    • музыкально-воспитательная работа в группах,
    • используемый на занятиях музыкальный репертуар,
    • вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
    • должна осуществляться работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей.
    1. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
    1. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

           Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.

        Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.

          Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.

           К формам работы относятся:

    ● Открытые музыкальные занятия. Родители имеют возможность прийти на музыкальное занятие, понаблюдать за своим ребёнком. Или родителям предлагается стать участником детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую или спеть свою любимую песню;

    ● Консультации. Воспитатели и музыкальный руководитель всегда оказывают родителям необходимую консультацию и другую помощь.

    ● Родительские собрания. На них обсуждаются самые разные вопросы, связанные, например, с подготовкой к празднику, организацией совместного посещения циркового представления, с изготовлением музыкальных игр и пособий, предназначенных для развития у детей музыкально-творческих способностей;

    ● Семинары-практикумы. «Домашний оркестр», «Кукольный театр в семье» и другие;

    ● Совместные праздники и развлечения. В прогимназии многие родители всегда охотно откликаются на предложение поучаствовать в празднике. Родители – полноправные участники таких действ.

           Музыкальный руководитель и воспитатели обсуждают с ними план проведения праздника или развлечения, приглашают на репетиции, поручают родителям сшить необходимые костюмы, разучить стихи.

         Те родители, которые не принимают активного участия в подготовке и проведении праздника, всегда бывают задействованы в ходе мероприятия с помощью предметов из «Весёлого чемоданчика»: «улыбок», и «весёлых сердечек», плакатов и сигнальных карточек, а также с помощью музыкальных инструментов.

    ● Домашнее задание. Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии.

          Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

    ● «Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется, рекомендуемая для родителей, фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, а также большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей детей.

    ● Советы для умных и заботливых родителей. Музыкальный руководитель и воспитатели дают советы на разные темы: например, «Как провести «Семейный праздник». С родителями составляется программа с сюрпризными моментами. Это могут быть: маленький концерт с участием взрослых и детей, весёлые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или весёлые сценки из семейной жизни. Подбирается музыка для праздника  и др.

         

    Заключение

          Несомненно, что в целенаправленной работе по музыкальному воспитанию школьников контакт музыкального руководителя и воспитателя является очень важным звеном. От успешного и качественного взаимодействия этих двух профессий зависит качество не только музыкального, но и общего развития дошкольника, формирования его образовательной среды, формирования его нравстенных качеств и мн.др.

            Немаловажным является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя и воспитателей с родителями детей, это важное  направление обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между педагогами ДОУ и музыкальным руководителем, между семьей и ДОУ в решении задач музыкального образования и воспитания детей.

           Он может оказать помощь в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», концертов, развлечений с привлечением родителей, что способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности, а  также использовать и другие интересные формы для взаимодействия.

             Подводя итог, следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, можно достигнуть, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найти понимание между педагогами и, в-третьих, сделать родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса.

         

    Список литературы

    1. Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников [электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-vzaimodeystvie-muzikalnogo-rukovoditelya-i-vospitatelya-v-reshenii-zadach-muzikalnogo-vospitaniya-1587893.html 
    2. Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя с родителями воспитанников [электронный ресурс] – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/postroenie-partnerskih-vzaimotnoshenii-muzykalnogo-rukovoditelja-dou-s-roditeljami-v-kontekste-fgos-do.html 
    3. Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников [электронный ресурс] – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-vzaimodeistvie-vospitatelja-i-muzykalnogo-rukovoditelja-v-resheni-zadach-muzykalnogo-vospitanija.html
    4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

    Приложение 1

    Должностная инструкция музыкального руководителя

    1. Общие положения

    1.1. Музыкальный руководитель назначается из числа лиц со средним специальным или высшим профессиональным образованием.
    1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
    1.3. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего детским садом.
    1.4. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
    1.5. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
    1.6. Соблюдает трудовую дисциплину.

    2. Должностные обязанности

    2.1. Осуществляет музыкальное воспитание и эстетическое развитие воспитанников в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду.
    2.2. Работает по графику и плану, согласованному со старшим воспитателем и руководителем МОУ.
    2.3. Организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, вечера досуга в соответствии с графиком.
    2.4. Ведет индивидуальную работу с детьми, выявляет музыкально одаренных детей, проводит индивидуальную работу с ними в группе.
    2.5. Участвует в организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных досугов и развлечений.
    2.6. Принимает участие в организации игровой деятельности детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические игры с пением, театрализованные игры, музыкально-ритмические игры.
    2.7. Участвует в подготовке педагогических советов, методических объединений, готовит отчеты по выполнению планов своей работы, сообщения из опыта работы.
    2.8. Внедряет в практику работы с детьми передовой опыт.
    2.9. Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.
    2.10. 2-3 раза в год проводит уровневую оценку музыкального развития каждого ребенка, используя диагностическую методику по своему выбору.

    3. Музыкальный руководитель должен знать:

    3.1. Дошкольную педагогику, психологию, возрастную физиологию, анатомию.
    3.2. Методики музыкального воспитания дошкольников.
    3.3. Санитарию и гигиену.
    3.4. Индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей дошкольного возраста.
    3.5. Музыкальные произведения детского репертуара.
    3.6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
    3.7. Порядок оказания первой медицинской помощи.
    3.8. Порядок действий в экстремальной ситуации.

    4. Права

    Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка.

    5. Ответственность

    5.1. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей на музыкальных занятиях.
    5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Задачи музыкального воспитания и развития детей"

    Данная консультация познакомит родителей с задачами музыкального воспитания и развития детей....

    Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников

    Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения...

    Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников

    Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного пр...

    «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания».

    Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДО. Задачи:- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста;-...

    Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...