Обеспечение требований ФГОС ДО к организации развивающей среды в части соответствия критериям содержательной насыщенности, вариативности, трансформируемости, доступности, полифункциональности, безопасности в группах раннего дошкольного возраста (1-3)
консультация

Яркина Елена Юрьевна

Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rpps_v_gruppah_rannego_vozrasta.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Обеспечение требований ФГОС ДО к организации развивающей среды

в части соответствия критериям содержательной насыщенности, вариативности, трансформируемости, доступности,

полифункциональности, безопасности

в группах раннего дошкольного возраста (1-3 года)»

Е.Ю. Яркина, старший воспитатель

Слайд 1: Организация развивающей предметно-пространственной среды

в группах раннего возраста (1-3 года)

Слайд 2:

Ранний возраст – это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Слайд 3:

Это период, когда ребенок из беспомощного существа, полностью зависимого от взрослого, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремится исследовать окружающий мир, овладевает умениями действовать с предметами.

Слайд 4:

Как организовывать предметно-пространственную среду, учитывая возрастные особенности детей от года до трех лет, в условиях детского сада, которая бы обеспечивала возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, с учетом критериев по ФГОС ДО? Попробуем разобраться.

Слайд 5:

Критерий 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно – следственных связей, характера их движений и соотношений. Ребенок раннего возраста – энергичен и непоседлив.

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, которая в раннем возрасте является средством познания окружающего мира.

Слайд 6: Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей, предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, для совершенствования восприятия ребенка, развития его мышления, формирования двигательных навыков. Развитию любознательности – одна из существенных характеристик данного возраста (т.е. это оптимальное использование пространства и материалов)

Слайд 7

Критерий 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Этот критерий важно учитывать при организации РППС на фоне «охраны» деятельности каждого малыша, так как опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована.

Учет данного критерия в большей степени важен с точки зрения знаний о развитии общения детей данного возраста.

Слайд 8

Дети от года до полутора относятся к другому ребенку, с одной стороны, как к интересной игрушке, а с другой – как некоему подобию себя самого. Можно сказать, что в этом возрасте общение между детьми практически отсутствует, а высшим достижением для них является так называемая игра рядом – когда малыши спокойно занимаются своими делами в игровой, изредка наблюдая друг за другом или обмениваясь игрушками.

Слайд 9

После полутора лет в отношениях между детьми появляется стремление заинтересованность друг другом, дети испытывают удовольствие от совместных игр.

На 3ем году - ребенок испытывает особую потребность в общении со сверстником, которая удовлетворяется в эмоционально окрашенной игре.

Но все же до конца раннего возраста общение детей друг с другом пока еще уступает по притягательности общению со взрослыми и предметной деятельностью.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах.

Используя трансформируемость предметов группы педагог может создавать условия для развития общения между воспитанниками в зависимости от образовательной ситуации, можно приучать детей соблюдать «дисциплину расстояния», когда они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека.

Слайд 10

Для того, чтобы малыши не отвлекались и не забывали друг про друга, лучше усаживать их за столик с разложенными на нем атрибутами игры напротив друг друга, предлагать им принимать на себя роли, общаться по поводу игры.

Слайд 11

Накрывать столы, создавая уголки уединений. Перестраивать столы и стулья группы: превращая их в автобус, в машину, ракету в соответствии с образовательными задачами.

Слайд 12

Критерий 3. Полифункциональность материалов предполагает - фото:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягкой модулей, ширм и т.д.;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Наличие в группе таких предметов способствует развитию предметной деятельности, которая в этом возрасте является ведущей и влияет на все стороны психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

Слайд 13

Особенность творческих (ролевых) игр в раннем возрасте представлена формой активного отражения ребёнком окружающей его жизни людей. У детей 1г.6мес. – 2 г. 2 мес. первые игры возникают как манипулятивные действия с предметами. Эти действия имеют ярко выраженный подражательный характер: малыш мешает ложкой в тарелке, причесывает куклу, кормит мишку, воспроизводит действия взрослого с предметом.

Сопровождая такие действия отдельными словами, вроде «баю-бай», «кушай», «больно?», которые также являются подражанием речи взрослых в соответствующих обстоятельствах.

Полифункциональность материалов среды способствует совершенствованию:

Такой способности детей, как

Переносу игрового действия на предметы-заменители

1-2 года

2-3 года

Перенос игрового действия происходит только в рамках наличной ситуации: ребенок может кормить куклу из любого прибора, находящегося на столе, но заменить отсутствующий предмет еще не может.

Например: если попросите малыша дать кукле конфету, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет.

В то время как 3-х летний ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, кушай».

Таким образом, воображаемая ситуация, наличие которой необходимо для игры, только -  только начинает зарождаться.

Развитию игры

1-2 года

2-3 года

Элементы игры переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из одного и не доводится до конца. Ребенок еще не способен выстроить логическую цепочку действий.

Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков способствует тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими, действовать в воображаемом плане. Он начинает использовать один предмет вместо другого или же обозначать недостающий словом (построить из модулей).

Ребенок способен выстроить логическую цепочку действий.

Важно:

!!! Таким образом, если РППС группы учитывает Полифункциональность материалов, ребенок, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что требуется ему для сюжета. При этом один и тот же предмет может выполнять несколько функций.

Слайд 14

Критерий 4. Вариативность среды предполагает:

наличие в группе разных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Создание в группе разных пространств, о которых говорит нам критерий вариативности, необходимо для удовлетворения возрастных потребностей детей. Можно выделить несколько центров, тому способствующих.

Игровые центры в группе

Слайд 15

Познавательно-исследовательский центр

Детям этого возраста очень нравятся игры с песком и водой.

Расходящиеся круги по воде, приятные тактильные ощущения, пластичность влажного песка – все эти действия способствуют развитию детской любознательности, становлению причинно-следственных связей.

Слайд 16

Центр сенсорного развития

Сначала представления о форме или цвете связаны у ребёнка с конкретным предметом (круглый мяч, зелёная трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Слайд 17

Центры  игр (спортивные, для девочек, для мальчиков)

Игры с мячом: развивают моторные функции организма.

Игры с куклами, машинками со свободно вращающимися колесами, дверцами, поднимающимися кузовами, способствуют становлению игровых ситуаций.

Происходит осознание себя как личности.

Становлению общения между детьми.

Слайд 18

Центры строительства

На третьем году жизни проявляется повышенный интерес к разным постройкам из кубиков, брусочков.

Дети много времени проводят за строительством башен, крепостей, мостов, мозаикой.

Развивающееся мышление и связанное с ним воображение в конструктивной деятельности приводят к тому, что наряду с предметными действиями малыш начинает овладевать элементами сюжетной игры, отражающей те явления, которые ребенок наблюдает повседневно.

Слайд 19

Центр книги и театра

Усиливается интерес к книгам. Вначале ребенка привлекает только процесс переворачивания страниц. Но постепенно, с помощью взрослого, интерес малыша поворачивается к содержанию рисунков, сопровождающих текст, который читает взрослый.

Это способствует зарождению любви к книге, удовлетворению познавательного интереса и развития.

Слайд 20

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, речевую, познавательную и исследовательскую активность детей.

В группе для детей данного возраста должны быть кукольные коляски, каталки, машинки, книги с твердыми страницами, мячи разных размеров, куклы и фигурки людей и животных, ведерки, материалы для творчества, мозаика, матрешки и пирамидки,  игрушечные телефоны, конструкторы, музыкальные игрушки и т.д.

Слайд 21

Этот критерий необходимо учитывать, так как в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно – действенное, предполагающее непосредственный контакт ребёнка с предметом и поиск правильного решения задачи путём проб и ошибок.

Слайд 22

Необходимо помнить о том, что если ребенка окружает большое количество игрушек, то часто, не привязавшись ни к одной из них, он перестает радоваться появлению новых. А пресыщение вредно отражается на развитие наблюдательности, на умении находить неожиданное в привычном, на творческом использовании элементов привычного.

Цель взрослого – научить малыша правильно общаться с предметами и по возможности не стеснять его свободу, стимулировать желание исследовать окружающий мир.

Для этого нужно подбирать игрушки так, чтобы их можно было использовать в различных вариантах.

Слайд 23

Вариативность предметов, их периодическая сменяемость способствует:

Умению ребенка подражать действиям взрослого

 (как еще одно условие возникновения игры)

1-2 года

2-3 года

Игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ему взрослый.

Например: укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама.

Постепенно действия переносятся с одного предмета на другой, похожий на него.

Например: укачивает и собачку, и медведя.

Это уже обобщенное действие, хотя и очень простое.

Слайд 24

Овладению активным словом посредством предметов-игрушек

Важно:!!!

Развитие речи – процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Особенности речи:

1-2 года

2-3 года

Ранний возраст - это период интенсивного формирования речи.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь.

После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка).

 

Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

К трем годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения. Количество понимаемых слов значительно возрастает.

Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

Слайд 25

! Само предметное действие и взаимодействие не стимулирует речь. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый.

! Именно потребность в общении с ним заставляет малыша принять эту цель и сказать нужное слово. Общение со взрослыми имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста.

Таким образом, вариативность предметов, их периодическая сменяемость способствует развитию речи.

! Об организации сюжетных игр – ситуаций, оснащении для этой деятельности игровых центров, можно узнать из книги Н.Ф. Губановой. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.

Слайд 26

Критерий 5. Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; с учетом зоны ближайшего развития детей, безопасности, расположения предметов на уровне глаз ребенка.

Слайд 27

А также свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Исправность и сохранность материалов и оборудования;

Слайд 28

Критерий 6. 

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, при использовании которых физическому и психическому здоровью ребенка не угрожает опасность.

В первую очередь учитывать безопасность необходимо в связи с особенностями развития двигательной сферы ребенка

1-2 года

2-3 года

Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна осанка.

Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

Слайд 29

Постепенно совершенствуются все основные виды движений. Исчезает шаркающая походка.

В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).

!!! Для создания и поддержания данного критерия, педагоги нашего ДОУ ежедневно проводят осмотр и контроль игрового оборудования группы, участка. С фиксацией результатов осмотра в журнале трех-ступенчатого контроля.

Слайд 30

Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет, когда у ребёнка формируется личностное новообразование «я - сам». Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. И безопасность среды особенно важно учитывать в данный период.

Кризис трех лет отличает целый набор симптомов поведения:

  1. Ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок протестует против управления собой или каких – то ограничений. Он хочет сам решать, куда и когда пойдет, когда будет одеваться или играть. При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что ему говорит взрослый.
  2. Упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел.
  3. Проявление строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Нежелание идти рядом с мамой за руку, капризы по любому поводу – выражение этого симптома.
  4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
  5. Бунт против окружающих (постоянно ссорится с другими людьми, ведет себя агрессивно).
  6. Обесценивание ребенком личности близких (обзывает родителей, ревность к младшему ребенку, требование постоянного внимания только к себе).

! Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это – отношение к предметному миру, к другим людям и к себе.

(Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992, стр. 56-57)

Слайд 31

Стратегия поведения взрослых:

  1. сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе;
  2. подбадривать ребенка в начинаниях (постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность; не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
  3. давать ребенку право выбора, там, где это возможно, решать, что и как он будет делать;
  4. не драматизируйте кризисную ситуацию, смягчайте конфликтные моменты;
  5. уважайте замысел малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами;
  6. не реагируйте на истерики ребенка, не давайте превратится им в устойчивую форму поведения.

! Наблюдения психотерапевтов показывают, что упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей обязательно добиваться беспрекословного подчинения детей.

! Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если взрослые будут учитывать потребности ребенка, правильно организовывать общение и индивидуальные занятия с ним, уважать его личность, приучать к определенным правилам поведения, научат его уважать и любить других.

(Детская практическая психология: учебник/ под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2001, стр. 65-67.)

В нашем детском саду работает 4 группы для детей в возрасте от 2 до 3 лет (вторые группы раннего возраста).

Слайд 32

В этом учебном году произведен капитальный ремонт одной группы для детей от года до 2х лет.

Слайд 33

Все помещения эстетично оформлены, учитывают основные требования к оснащению РППС.

Слайд 34

Прием детей пока не произведен, но в ближайшее время первая группа раннего возраста распахнет свои двери.

Слайд 35

Список литературы:

Детская практическая психология: учебник/ под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2001, стр. 65-67

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992, стр. 56-57

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ.

Предметно-развивающая  среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала....

презентация- Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединить...

Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ в подготовительной группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27241900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27241907","attributes":{"alt":"","class"...

Проект «Территория детства» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста

Проект «Территория детства» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста...