Конспект занятия с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия (старшая группа)

Ишкинина Елена Владимировна

Цель. Совершенствовать представления детей об отношении «ребёнок-семья-общество». 

Образовательные задачи. 

  1. Дать детям представления о разнообразии нашего общества, разном взгляде на ребёнка, взрослого в зависимости от того, кто на него смотрит, где он находится, какую роль выполняет.
  2. Формировать представление о зависимости системы (семья) от надсистемы.

Развивающие задачи. 

  1. Учить детей рассуждать.
  2. Формировать логические приёмы умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, сериация).

Воспитательные задачи. 

  1. Учить соизмерять свои потребности, желания с окружающими людьми.
  2. Формировать любовь к своей семье, желание заботиться о членах семьи
  3. Формировать желание быть интересными собеседниками. 

Оборудование: мультимедиа (содержание слайдов: ребус 7я; семья; семьи, живущие в деревне, в Африке, на севере; люди в авиасалоне, в парикмахерской, в столовой; 2 мальчика, 2 подруги, атрибуты в 4-х отделах магазина: продукты - молоко, хлеб и т.п.; игрушки – куклы, машинки, роботы и т.п.; одежда – шубка, головные уборы и т.п.; товары для охоты и рыболовства – удочка и т.п.), волшебная палочка, подарки для детей (ребус 7я в чёрно-белом изображении), набор фотографий каждого ребенка, выполненных в разный возрастной период (родился, сидит, ползает, ходит, играет со сверстниками, выполняет обязанности по дому, более сложные виды деятельности в детском саду), зелёные круги на каждого ребёнка, картинки, изображающие первоклассника, старшего школьника, взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_triz.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием ТРИЗ технологии

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Подготовила воспитатель

                                                                                                 Ишкининва Е.В.

ГБДОУ детский сад № 15

Цель. Совершенствовать представления детей об отношении «ребёнок-семья-общество».

Образовательные задачи.

  1. Дать детям представления о разнообразии нашего общества, разном взгляде на ребёнка, взрослого в зависимости от того, кто на него смотрит, где он находится, какую роль выполняет.
  2. Формировать представление о зависимости системы (семья) от надсистемы.

Развивающие задачи.

  1. Учить детей рассуждать.
  2. Формировать логические приёмы умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, сериация).

Воспитательные задачи.

  1. Учить соизмерять свои потребности, желания с окружающими людьми.
  2. Формировать любовь к своей семье, желание заботиться о членах семьи
  3. Формировать желание быть интересными собеседниками.

Оборудование: мультимедиа (содержание слайдов: ребус 7я; семья; семьи, живущие в деревне, в Африке, на севере; люди в авиасалоне, в парикмахерской, в столовой; 2 мальчика, 2 подруги, атрибуты в 4-х отделах магазина: продукты - молоко, хлеб и т.п.; игрушки – куклы, машинки, роботы и т.п.; одежда – шубка, головные уборы и т.п.; товары для охоты и рыболовства – удочка и т.п.), волшебная палочка, подарки для детей (ребус 7я в чёрно-белом изображении), набор фотографий каждого ребенка, выполненных в разный возрастной период (родился, сидит, ползает, ходит, играет со сверстниками, выполняет обязанности по дому, более сложные виды деятельности в детском саду), зелёные круги на каждого ребёнка, картинки, изображающие первоклассника, старшего школьника, взрослого.

Ход.

1). Дети стоят полукругом лицом к экрану.

– Вы уже большие дети, подготовительная группа, умеете считать, многие из вас уже умеют и читать, умеете слушать друг друга, взрослых. Я правильно думаю о вас или кто-то из вас другого мнения?

– О чем мы с вами сегодня будем говорить, догадайтесь по схеме. Такую схему взрослые называют ребусом. (На экране: 7я). Догадайтесь, какое слово спряталось в этом ребусе. (Семья).

– Скажите, что такое семья? (Мама, папа, дети, живущие в одном доме).

(На слайде: мама, папа, дети в доме).

– У каждого из вас есть семья. Я хочу задать такой вопрос: какое доброе дело каждый из вас сегодня утром сделал для своей семьи? Я, например, утром поцеловала маму и папу, сказала: «Доброе утро, мамочка! Доброе утро папочка!» У них поднялось настроение. И у меня тоже поднялось настроение, потому что они меня тоже обняли, поцеловали и сказали, что меня очень сильно любят!

– Я сейчас предлагаю вам вспоминать добрые дела, которые вы успели вчера и сегодня совершить дома, или собираетесь сделать это сегодня вечером, и, передавая эту волшебную палочку друг другу, по очереди назвать их.

– Ребята, какие вы молодцы! Столько добрых дел совершили! Я надеюсь, что в вашей семье совершаются эти добрые дела каждый день.

2). Сидя за столами .

– Вы сказали, что в каждой семье обычно есть ребенок. А вы сразу такими стали как сейчас? А какими были? (Были маленькими, крошечными).

– Спасибо вам и вашим родителям за то, что откликнулись на мою просьбу принести свои фотографии. Сейчас устроим небольшое соревнование. Свои фотографии вы отдаёте рядом сидящему товарищу. Каждому из вас нужно будет как можно быстрее выложить эти фотографии по порядку: что было сначала, что потом. Кто закончит работу, поднимайте зелёный кружок.

– Почему ты так расположил фотографии? Расскажи по фотографиям, как рос Артём?. (Сначала он родился, был маленьким, крошечным, потом подрос, стал ползать, потом стал ходить в детский сад в младшую группу, а это он сейчас в подготовительной группе).

– Проверьте своих товарищей, убедитесь в том, что ваши фотографии расположили в правильном порядке.

– Дети, на столе есть ещё картинки с изображением людей. Подумайте, пожалуйста, как можно продолжить ваш ряд с фотографиями? Какими вы будете потом? (Пойдём в школу, потом становимся взрослыми, будем работать).

– Я убедилась, что вы, действительно, уже большие, многое знаете и умеете, готовы к школе.

3) – А теперь соберите фотографии и предайте их хозяину. Послушайте следующий вопрос: скажите, где мы с вами живем? (Мы живем в городе).

– В каком доме вы живете? (В многоэтажном, многоквартирном).

– Как вы думаете, а эта семья где живет? (Эта семья живет в деревне).

(Показ слайда, на котором изображена семья, живущая в деревне).

– Почему вы так решили?

– Чем отличаются жилищные условия деревенских семей от городских?

– Чем отличается семья, живущая на севере и в Африке? (Цветом кожи людей, жилище зависит от климата).

(Показ слайда, на котором изображены семьи, живущие на Севере и в Африке).

– Можно сделать вывод, что жильё семьи зависит от климатических условий, места работы взрослых.

– Чем похожи все семьи? (В каждой семье есть родители и дети, любящие друг друга, заботящиеся друг о друге).

3) – Давайте вспомним, как мамы и папы называют своих детей дома? (Сын-дочь).

– Как вас называют в детском саду? (Дети).

– А бабушки и дедушки как называют вас? (Внук-внучка).

– Оказывается, одного и того же ребенка можно называть по-разному, в зависимости от того, кто на него смотрит.

– А теперь подумайте, если ребенок идет в магазин, как его будут называть в магазине? (Покупатель).

– А в больнице? (Пациент).

– Если едет в автобусе? (Пассажир).

Давайте поиграем в игру «Назови, кем является».

(На слайде иллюстрации: люди в авиасалоне, в парикмахерской, в столовой, 2 мальчика, 2 подруги).

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он.

В яслях он – Родитель,

В кинотеатре –

Зритель.

А пришел

На стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то

Сын и внук,

Для кого-то

Близкий друг.

4). Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

(Оборудовано 4 отдела магазина: продукты - молоко, хлеб и т.п.; игрушки – куклы, машинки, роботы и т.п.; одежда – шубка, головные уборы и т.п.; товары для охоты и рыболовства – удочка и т.п.).

Дети распределяются по ролям: дети (мальчики и девочки), мамы, папы, бабушки, дедушки. Предлагается всем отправиться в магазин и купить то, что хотят, исходя из выбранной роли.

Вывод. Каждый видит то, что его интересует: мама – красивые платья, косметику, папа – предметы рыболовства, охоты, ребёнок – игрушки, бабушка – продукты питания (хлеб, молоко и т.п.), дедушка – инструменты для ремонта.

– Всех вас я поздравляю с новыми покупками. Выбирали в магазине нужные для каждого предметы.

– Что ты купил? Почему?

Мы с вами поиграли, поняли, что интересует каждого в семье.

– Мне понравилось, как вы сегодня общались между собой, слушали друг друга. Хочется еще услышать ответ на один вопрос. Какие выводы мы можем сделать по сегодняшней беседе?

1) Семья – это любящие и живущие вместе взрослые и дети.

2) Жилье семей зависит от климата, места проживания семьи.

3) Один и тот же человек может по-разному называться в зависимости от того, кто на него смотрит, где он находится.

– Вы сегодня были интересными собеседниками. Поэтому в честь нашей встречи каждому из вас мы хотим подарить тот ребус, с чего и начался наш разговор. Покажите их своей семье, расскажите им, что вы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"

Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...

Конспект занятия с использование ТРИЗ- технологии "Магазин игрушек"

Организуя занятия с исрользованием ТРИЗ технологии вы сможете не только познать с малышами что то новое но и закрепить пройденный материал в интересной форме....

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, актив...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе по теме: «Путешествие по сказкам» ...