Главные вкладки

    Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Шабунина Елена Александровна

    Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.

    Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

    Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_triz_shabunina.odt27.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе №5

    Тема: "Путешествие по сказкам"

    Составила: Шабунина Елена Александровна- воспитатель первой квалификационной категории

    Дата проведения: 20.02.2014 года.

    Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.

    Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

    Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

    Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое), игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки, цветок, книга со сказками, аудиозапись, макет сказочной поляны.

    Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок  К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»

     Ход занятия

    Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

    Дети:  Здравствуйте.

      - Добрый день!- тебе сказали

      - Добрый день!- ответил ты.

        Как две ниточки связали

        Теплоты и доброты.

    Воспитатель.. А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете , что такое сказка?

    Дети: Сказка- это волшебный мир.

                Сказка – это чудо

                Сказка – это занимательный рассказ, приключения

    Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная  история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках  присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые.у каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?

    Дети: Да.

    Воспитатель: В мире много сказок

    Грустных и смешных

    И прожить на свете

    Нам нельзя без них

    В сказке может всё случиться

    Наша сказка впереди

    Сказке в дверь мы постучимся

    Сказка в гости ты нас жди.

    Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку в названии которых есть число.

    Дети:

    • - Три медведя

    -Три толстяка

    - Волк и семеро козлят

    - Белоснежка и семь гномов

    - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

    - Три поросёнка

    - Два жадных медвежонка

    - Двенадцать месяцев

    (звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)

    Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут?

    Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.

    Воспитатель.Загадаю вам загадку

    На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,

    Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

    -  Какой в сказках бывает волк?

    Ответы детей: злой, зубастый

    -  Назовите сказки в которых волк является главным героем?

    - Лисичка- сестричка и серый волк

    - Иван царевич и серый волк

    - Волк и семеро козлят

    - Колобок

    - Теремок

    - Рукавичка

    - Красная шапочка

    Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

    Добрый – злой

    Трудолюбивый – ленивый

    Вежливый – грубый

    Грустный – весёлый

    Радостный – печальный

    Сытый – голодный

    Трусливый – храбрый

    Вредный – полезный

    Щедрый – скупой

    Молодцы ребята, много слов разных знаете

    - Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?

    Ответы детей: Гуси – лебеди

    Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.

    - В саду стояла яблонька, на которой

    Дети: Висели вкусные и спелые яблочки

    - яблочки были спелые и поэтому сами

    Дети: Сами падали на землю

    - так, как яблочки падали, бабушка

    Дети: Бабушка их собирала

    - собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка

    Дети Варила вкусное варенье

    -   варенье было вкусное, поэтому

    Дети: Внуки ели его прямо ложками

    Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили.

    А, что там ещё под яблонькой стоит?

     Под яблонькой чудесный сундучок

    Всем ребятам он дружок

    Очень хочется всем нам

    Посмотреть, ну что же там?

    (сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)

    Из какой сказки этот шарик?

    Ответы детей: сказка «Тараканище»

    Воспитатель.А кто написал эту сказку?

    Ответы детей: Корней Иванович Чуковский

    Воспитатель. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их. (роза, велосипед, мороженое) В какой сказке встречается роза?

    Ответы детей: три розы, снежная королева.

    Воспитатель.В какой сказке встречается велосипед?

    Ответы детей: Тараканище

    Воспитатель.. В какой сказке встречается мороженое?

    Ответы детей: старик- Хаттабыч

    Воспитатель.   Я вам предлагаю игру которая называется «хорошо-плохо»

    В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

    (в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)

    (Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)

    (в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то , что можно упасть)                                                                                                                                      Молодцы ребята.

    Воспитатель.Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там в траве блестит. Кто это ребята?

    Ответы детей: царевна-лягушка

    Воспитатель.. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её

    Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка

    Воспитатель. Молодцы ребята.                                                                                           Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.

    Что делает?

    Кто или что делает так же?

    Прыгает

    Мяч

    Ныряет

    Утка

    Плавает

    Лодочка

    Что прыгает так же, как лягушка — мяч.

    Кто ныряет так же, как лягушка — утка.

    Что плавает так же, как лягушка -  лодочка.

    Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?

    Воспитатель. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с вами будем как настоящие сказочники. (одеваем колпачки). Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток.

    Вопросы:

    1. Жил-был кто?
    2.  Какое добро умел делать?
    3. Встретил кого злого?
    4. Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
    5. Был у нашего героя друг.
    6. Что стало со злым героем?
    7. Что стали делать?

    Воспитатель. Молодцы ребята хорошую сказку составили. Посмотрите,  лягушка улыбнулась, значит ей понравилась наша сказка. Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они  не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в  рисунки.

    Дети  дорисовывают кляксы.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, лягушка оставляет нам на память о нашей встрече.

    Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок.   А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

    -Используемая литература

                                                                                                   

    1. С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду»
    2. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г. -32с.
    3. Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г.
    4. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.-92г.
    5. Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим»
    6. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС,2003г.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

    Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

    Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».

    Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...

    Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"

    Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...

    Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Путешествие по сказкам"

    Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...

    Конспект занятия с использование ТРИЗ- технологии "Магазин игрушек"

    Организуя занятия с исрользованием ТРИЗ технологии вы сможете не только познать с малышами что то новое но и закрепить пройденный материал в интересной форме....

    Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

    Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, актив...

    Конспект занятия с использованием ТРИЗ

    Цель. Совершенствовать представления детей об отношении «ребёнок-семья-общество». Образовательные задачи. Дать детям представления о разнообразии нашего общества, разном взг...