Особенности работы педагога в период адаптации детей
статья

Зозуля Лариса Николаевна

Статья раскрывает особенности работы воспитателя группы раннего возраста в период адаптации детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_pedagoga_v_period_adaptatsii_detey.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы педагога в период адаптации детей

                                                                   Статья Зозули Л.Н. воспитатель ГБДОУ д/с №67

                                                        Приморского района г. Санкт-Петербург

ПЛАН

1. Особенности организации условий   работы педагога в период адаптации

2.  Работа с родителями

3. Результаты практической работы

    Список литературы

   1.   Период адаптации детей очень сложен как для детей, так и для педагога. Он требует максимум терпения, применения различных приемов и методов работы, индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Очень много статей посвящено теме адаптации. Но каждый год она проходит по-разному.

     От успешной адаптации зависит как пройдет новый учебный год, как воспитанники смогут освоить различные задания, которые нам предлагает адаптированная программа.

     Я работаю в группе раннего возраста. Это возраст особо интересен и неповторим. Здесь закладывается начало всех умений, начинаний, всего доброго и психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным условием полноценного развития детей.

      Теория социальной адаптации получает своё  развитие в работах отечественных психологов  Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик.      Требования к процессу подготовки детей к условиям детского сада в своих исследованиях рассматривает Н.Д. Ватутина.

      Адаптация – процесс приспособления организма к условиям изменяющейся внешней среды. В нашем случае к условиям детского сада.

Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.  

      Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача взрослых — сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе, небольшой семейный альбом.

   Очень часто в первые дни посещения детского учреждения ребенок стремится к постоянному физическому контакту со взрослым, не отпускает его от себя. Это серьезно затрудняет работу воспитателя, который должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр. Самое главное для воспитателя — завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть.    Нужно стараться переключить его внимание на игрушки, обойти вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится.  Можно  поиграть с детьми  в эмоциональные игры — такие, как «сорока-ворона», «догонялки», «прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Очень часто у себя в группе я включаю музыку. Мы, вместе с детьми поем знакомые песенки, разучиваем танцевальные движения.

      Педагог воспитатель должен найти подход к каждому ребенку индивидуально, помочь ему в этот нелегкий период. Один ребенок требует побольше внимания и ласки. Другой, наоборот, любит играть в одиночестве и не любит вмешательства со стороны. Нужно, чтобы и Маше и Оле, и Матвею, и Саше было комфортно в группе. Задача педагога создать условия для каждого отдельно и в то же время научить их играть вместе, ходить  в детский сад с радостью. Ведь в детском саду все должно проходить в игре, с помощью игр и во время игры.

      Для успешной адаптации ребёнка к детскому учреждению необходимым условием является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

      Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать, успокоить, выслушать его – все это должен уметь настоящий воспитатель. Очень важно, знать об особенностях поведения ребенка, в период адаптации. Важно суметь сделать так, чтобы малышам было максимально комфортно в ДОУ.  Первое с чего начинается адаптация ребенка - доверие человеку, с которым его оставила мама.      

      Следовательно, основная задача воспитателя, в этот период, создать максимально благоприятные условия.

2.        Работу с родителями  необходимо начинать до поступления ребенка в сад.  Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

В нашей группе я предлагаю родителям заполнить специальную анкету, в которой отражены вопросы об умениях ребенка, его привычках, любимых игрушках. Анкета позволяет получше узнать воспитанника, определить его увлечения и помочь ему в адаптации.

      Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Нужно уметь постепенно расположить к себе маму, папу, бабушку, уметь объяснить необходимость того или иного требования, поступка. И, как итог показать результат своей работы с детьми родителям. Это и праздники, подготовленные с детьми и различные итоговые занятия и презентации. В нашей группе - это еще и фотоотчеты  в конце недели в специальной группе для родителей. В этой группе родители знакомятся с жизнью своих детей в детском саду и могут увидеть сами и осознать, что ребенку интересно и весело среди сверстников. Обычно это интересные кадры и даже небольшие видео.

      Также  задача воспитателя – успокоить  взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

       В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.      

        Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры. В нашей группе есть множество таких игрушек. Особенно нравятся детям машины-каталки. Мы устраиваем поездки по группе, конечно с соблюдением элементарных правил движения.

       Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку, показать сказку с помощью настольного театра или поиграть в экранизацию сказки. Многим малышам очень нравятся настольные игры. В группе очень много различных вкладышей, кубиков, мозаик. В помещении группы созданы различные уголки, которые оснащены всем необходимым. Это уголок медицинского работника, домик для кукол, уголок автомобильного транспорта, книжный, спортивный и многие другие. В нашей группе каждый ребенок может найти себе занятие по душею

3. Для подведения итогов адаптации я использовала проект.      

В рамках реализации проекта детям  предложены  различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, которые, в том числе, обеспечили каждому ребенку культурные практики, как обеспечение активной, самостоятельной и совместной со взрослой деятельностью. Кроме того детям, совместно с родителями были предложены творческие задания:  пошив волшебной юбки, где из каждого кармана можно достать новый предмет, картинку или  секретное задание;   участие в кукольных спектаклях, участие в оформлении уголков врача и уголка любимой игрушки, чтение любимой сказки одной из мам, изготовление поделок на конкурс вместе с детьми «Осенние фантазии», конкурс «Новогодняя игрушка», выставки  «Подарок маме» и др.

       За время реализации проекта в ДОУ родители принимали в нем активное участие: обеспечивали систематическое посещение, принимали участие в игровой и практической деятельности, устанавливали  положительное взаимодействие между участниками группы. Использование кукольного театра, героев которого помогают оживить и озвучить родители, чтение книг с мамой -  очень помогает в этом.

Метод проектов очень интересен. Каждый год можно разрабатывать проекты по различным темам и претворять их в жизнь. Если малышам интересно, если поход в детский сад становиться новым приключением ежедневно, то и адаптация проходит легко.

Список литературы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
  2. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
  3.  Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
  4. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
  5. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей

         В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитат...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...

особенности работы педагога в период адаптации: как установить контакт с семьёй. Семинар-практикум

Расширение спектра возможностей взаимодействия с родителями в период адаптации позволит педагогу легче установить контакт с семьёй, особенно важный в этот сложный момент....