Статья "Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду и дома".
статья

Эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача взрослого заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом,  их направить.Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также отношения к детям.  Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношения к окружающим людям и к деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду и дома»

Автор: воспитатель ГБДОУ детского сада №119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Тузова Г.Ю.

Эмоция – это “сложный психологический механизм, формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности”. Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Развитие эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому, становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение  и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.

В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется  как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее  доверительное и активное отношение к миру. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Таким образом, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, тем самым закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В противном же случае, имеют место и негативные последствия.

Так, ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, недостаточность слуховых, зрительных, и тактильных ощущений приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, в том числе и отсутствие потребности в общении.

Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача взрослого заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом,  их направить. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное  чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они и проявляются, и формируются.

Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также отношения к детям.

Планируя свою работу, воспитателю необходимо стремиться не только научить чему- то нужному ребенка, полезному, а в первую очередь к тому, чтобы каждому ребенка в группе было по- настоящему комфортно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Общаясь с малышами, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садится на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенно. Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Он организует различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное – не поучать, а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношения к детям создает у них хорошее настроение. Когда педагог что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношения к окружающим людям и к деятельности. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте такими, какой он есть. Часто родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребёнка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребёнком, так и перед законом. Он гласит: «Жестокое обращение с ...

Консультация для родителей «Безопасность ребёнка в детском саду и дома»

консультация для родителей "Безопасность ребенка в детском саду и дома"...

Безопасность ребёнка в детском саду и дома

Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависи...

Родительское собрание. Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в детском саду и семье. Методы поощрения и наказания»

Родительское собрание. Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в детском саду и семье. Методы поощрения и наказания»...

Статья "Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду и дома".

Эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача взросл...

Консультация для родителей «Безопасность ребёнка в детском саду и дома»

Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни....