Главные вкладки

    Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"
    проект (старшая группа)

    Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ БЫТА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ХАНТЫ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма « Берёзка» Старшая группа №25 Воспитатели: Емельянова О.М Абдуразакова Д.М. Когалым 2017г.

    Слайд 2

    Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

    Слайд 3

    В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуры быта коренных народов крайнего севера. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

    Слайд 4

    Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш городской музей, мы узнали о жизни коренного населения севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции коренных народов Севера.

    Слайд 5

    Приобщение детей к уникальной культуре народа ханты , населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, н равственно - эстетическим ценностям. Цель:

    Слайд 6

    ПРОДОЛЖАТЬ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ОБЫЧАЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ, УКЛАДОМ ЖИЗНИ, НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ НАРОДА ХАНТЫ. РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВО УВАЖЕНИЯ, ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ПОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ, ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА. УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ В ОБЛИКЕ ЛЮДЕЙ, ИХ ОДЕЖДЕ, УКРАШЕНИЯХ, ПРЕДМЕТАХ БЫТА. РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАРОДНОЙ ИГРЕ, ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ЧЕРЕЗ ИГРУ ПОНЯТЬ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ. Задачи:

    Слайд 7

    групповой, среднесрочный. экскурсии , беседы, занятия, игры, художественно-творческая деятельность. воспитатели , воспитанники старшего возраста, родители. Тип проекта: Форма организации: Состав проекта:

    Слайд 8

    Прогнозируемый результат проекта: Расширение знаний у детей о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера, формирование у детей интереса и уважения к национальной культуре, умение раскрывать его красоту и богатство. Разовьется продуктивная деятельности детей, совершенствуются навыки и умения в творческой деятельности. Расширится активный словарный запас детей. Будут созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с родителями. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

    Слайд 9

    Следствие проекта Продолжать знакомить с традициями, обычаями, культурой коренного населения . Воспитывать у детей интерес к природе родного края . Продолжать формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности.

    Слайд 10

    Этапы проекта: Подготовительный этап • Изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу; • Собрать и систематизировать дидактический материал • Составить план Практический этап • Разработать конспекты занятий, бесед, экскурсий; • Изготовить иллюстративный и поделочный материал по темам занятий; • Собрать традиционные подвижные и дидактические игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. • Подобрать наглядный материал (Оформление альбомов-слайдов: «Прошлое и настоящее народа ханты », «Орнамент народов ханты » и использование его на занятиях по ИЗО, создать презентацию «Ознакомление с одеждой народов севера», «Посмотри как хорош - край в котором ты живешь!», «Животный мир Югры», «Красная книга Югры ») Встреча с интересными людьми Югры. • Разработать консультации для родителей. Заключительный этап • создать мини- музей «Удивительные орнаменты Ханты» • выставка творческих работ детей: «Стойбище народов Севера», рисунки по мотивам национальной одежды народов Севера. • выставка творческих работ совместно детей и родителей ; выставка рисунков «Жизнь народа Ханты», кукла, одетая в национальную одежду. • Развлечение.

    Слайд 11

    Предполагаемый продукт проекта • мероприятия (занятия) – «Украденные узоры Ханты», «Путешествие по Югре », «Украшение хантыйским орнаментом одежды», физкультурный досуг «Игры народов Севера », экскурсия в краеведческий музей по теме « Жизнь и быт Ханты»; • оформление уголка «Мой дом Югра»; выставка творческих работ детей ; • оформление мини-музея «Удивительные узоры Ханты»; • оформление презентации «Знакомство с одеждой народов Севера» (совместная работа педагога и родителей ); «Животный мир Югры», «Красная книга Югры», «Посмотри как хорош - край в котором ты живешь !»; • оформление картотеки «Игры народов севера »; • разработанные консультации для родителей.

    Слайд 12

    ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА КОММУНИКАЦИЯ • Беседы с использованием иллюстраций позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Беседа о труде и жизни оленевода : • - Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях». • - Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха». • - Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть». Устное народное творчество • На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. • Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился интерес, они учились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых на Севере, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. Словесные игры • Словесные игры: «Угадай орнамент», «Предметы природы»

    Слайд 13

    Чтение художественной литературы • сказки: нанайская « Айога », ненецкая «Кукушка» , • песни, поговорки, пословицы, стихи народов Севера. • Просмотр мультфильмов Ханты-Манси: Трусливый мальчик ( на языке народов Ханты-Манси), «Ворон и сова». ПОЗНАНИЕ • Экскурсия на территорию выставочного зала этнографического музея: «Мой родной край! », «Стойбища ханты», «Декоративное искусство народов Ханты- Манси», «Дома, которые строят в лесу». Компьютерные игры: «Кто чем занят», «Собери национальный узор», Накорми животных», «С какой ветки эти детки», «Древние технологии», «Жили-были ». СОЦИАЛИЗАЦИЯ • Подвижные игры: « Хейро », «Каюр и собаки», «Олени и пастухи», «Ловля оленей», «Куропатки и охотники», «Смелые ребята», «Полярная сова и евражки » ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО • Раскрашивание картинок по мотивам национальной одежды народов Севера, создание поделок : «Стойбище народов Ханты-Манси», аппликация: узоры народов Ханты-Манси. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ • Оформление уголка «Мой дом Югра» • Изготовление поделок для мини-музея , выставка рисунков «Жизнь народа Ханты», кукла, одетая в национальную одежду. • Консультация для родителей: «Быт, обряды, праздники народов Севера», «Игры народов Севера», «Орнамент народа ханты».

    Слайд 14

    ЗЕМЛЯ НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНОЙ ОБСКО-ЮГОРСКИХ НАРОДНОСТЕЙ – ХАНТЫ, МАНСИ, НЕНЦЕВ, СЕЛЬКУПОВ.

    Слайд 15

    Э тап реализации проекта Сначала мы знали: Ханты живут в лесу. У них есть олени. У них другая одежда, а женщины ходят в платках. Папа говорил, что они любят кушать рыбу. Хотели бы узнать : Почему ханты так одеваются? У Ханты такие же дома как у нас? Что они целыми днями делают в лесу? А в их доме есть холодильник, телевизор, плита? А в лесу есть магазин, куда ходят ханты за продуктами? А какие праздники отмечают народы ханты и манси? А ходят они в гости друг к другу? Из чего делают свое жилище? Из чего шьют одежду? Какие любимые игрушки у маленьких детей? КАК УЗНАТЬ?... Можно спросить у кого-нибудь взрослого или спросить у родителей. Я предлагаю посмотреть специальную программу по телевизору или в интернете. Пригласить коренных жителей и спросить у них…

    Слайд 16

    Экскурсия в городской выстовочный центр

    Слайд 17

    Мини-музей в группе

    Слайд 18

    Большая книга «Удивительные орнаменты Ханты»

    Слайд 19

    Рисование на песке

    Слайд 20

    Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

    Слайд 21

    Конкурс «Мисс Акай»

    Слайд 22

    Региональный конкурс «Моя Югра »

    Слайд 23

    Литература Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман , Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995г. Интернет источники Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова , Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008 Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, Быт и культура.-Тюмень : « СофтДизайн , 1996. Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень : « СофтДизайн , 1996.

    Слайд 24

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

    В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

    Пословицы и поговорки коренных народов ханты и манси

    В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера. Знакомство с фольклором хантов и манси помогло  расширить представлен...

    Проект "Приобщение обучающихся дошкольгого возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода "Интеллект - карта"

    Краткая аннотация проекта    В «Конвенции о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) в статье 29 определено, что обр...

    Презентация "Северный край" (знакомство с культурой и бытом коренных народов )

    В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных тр...

    Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа)

    Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...

    Культура и быт народов ханты и манси.

    Формирование представления о культуре северных народов: традиционных занятиях, средствах передвижения, одежде, домашней утвари; о традиционных поселениях, жилище, хозяйственных постройк...