Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
план-конспект занятия (старшая группа)

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера.  Занятие провели в рамках фестиваля "Родной язык - душа народа". Участие принимали две команды: закрепляли свои знания о родном крае, разгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполняли задания. В итоге победила дружба.

Тема: «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» 

Продолжительность: 25 минут

Возраст: 5 - 6 лет, старшая группа

Тип занятия: интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цельзакрепление знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера

Задачи:

Обучающие:

- актуализировать знания детей о ненецкой культуре;

- сформулировать у детей потребность употреблять в речи ненецкий язык;

Развивающие:

- развивать потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам;

- продолжать развивать интерес к ненецкой культуре и языку; 

- развивать внимательность, мышление, память при выполнении заданий

Воспитательные:

- продолжать прививать любовь к родному краю 

- прививать уважительное отношение к ненецкой культуре;

Словарная работа: Ямал, вада – слово, ненэця вада – ненецкий язык.  

Форма организации: игра-соревнование

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Демонстрационный и раздаточный материал: презентация «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»

Методы и приемы: наглядный метод (разрезные картинки, картинки животных); словесный метод (рассказ, беседа); метод имитации (физминутка), игровой (дидактическая игра «Вадам՚ нямад - поймай слово»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_man_nerm_yami_moy_severnyy_kray.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» 

для детей старшей группы

Автор разработки: Педагог дополнительного образования

Окотэтто Анастасия Пирчикувна

Яр - Сале

2024

Тема: «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» 

Продолжительность: 25 минут

Возраст: 5 - 6 лет, старшая группа

Тип занятия: интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цельзакрепление знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера

Задачи:

Обучающие:

- актуализировать знания детей о ненецкой культуре;

- сформулировать у детей потребность употреблять в речи ненецкий язык;

Развивающие:

- развивать потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам;

- продолжать развивать интерес к ненецкой культуре и языку;  

- развивать внимательность, мышление, память при выполнении заданий

Воспитательные:

- продолжать прививать любовь к родному краю 

- прививать уважительное отношение к ненецкой культуре;

Словарная работа: Ямал, вада – слово, ненэця вада – ненецкий язык.  

Форма организации: игра-соревнование

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Демонстрационный и раздаточный материал: презентация «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»

Методы и приемы: наглядный метод (разрезные картинки, картинки животных); словесный метод (рассказ, беседа); метод имитации (физминутка), игровой (дидактическая игра «Вадам՚ нямад - поймай слово»).

Ход занятия:

Нани торова, дорогие ребята!

21 февраля отмечается Международный день родного языка! И сегодня мы будем вспоминать все, то что знаем о нашем родном крае, о людях, кто живет в нем, их жизни и деятельности. А где мы с вами живем? Мы живем на Крайнем Севере, на Ямале. Ямал наш край родной, частица нашей России. Ямал - край Земли - так звучит в переводе с ненецкого языка название полуострова.

Упражнение «Частичка тепла»

Чтобы наше мероприятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим, друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Сегодня мы поиграем в викторину «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»

-Ребята, занимайте места за столами своих команд.

- Сейчас я вас познакомлю с правилами викторины:

1. Задания даются каждой команде. За каждый правильный ответ команда получит вот такую фишку – белый медведь.

2. Если команда отвечает неправильно, то выполнить задание предлагается другой команде.

3. В конце викторины мы подсчитаем, сколько фишек заработала каждая команда, и узнаем, кто больше знает о родном крае.

Итак, викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» начинается:

Начинаем первый тур викторины.

  Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Тур I «Вопрос - ответ» (командам по очереди задаются вопросы). За каждый правильный ответ по 1 баллу.

  1. Ребята, как называется наш округ (Ямал, ЯНАО)
  2. Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)
  3. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)
  4. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)
  5. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой)
  6. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)
  7. Назовите животного Крайнего Севера, которому не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели, (олень)
  8. Чем питается северный олень? (Олени – представители травоядных животных, питаются тундровыми лишайниками - ягелем)
  9. Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)
  10.  Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)
  11.  Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, морошка)
  12.  На каком языке говорят ненцы? (ненецком)

Подсчет баллов

Внимание, внимание! Начинаем второй тур викторины

Тур II «Дары Ямала»

На столах каждой команды разложены разрезные картинки с изображением даров природы Ямала – ягод. Задача каждой команды быстрее собрать и соединить картинки и правильно назвать ягоды.

За правильно собранную картинку и правильное название – 2 балла

Тур III «Загадки». За каждый правильный ответ – 1 бал, при неправильном ответе вопрос переходит другой команде

1. Летом она зелёная, осенью – жёлтая, зимой – белая (тундра)

2. Ночью на небе не зря

Разгорается заря:

Землю освещает

И небо украшает. (Северное сияние)

3. Словно треугольник в тундре стоит,

В небе над ним дымок дрожит.

В летний зной и холода

Служит людям он всегда. (Чум)

4. С молчаливым – молчит,

с крикуном - кричит, а самого не увидишь. (Эхо)

7. С неба летит - пляшет. Всё, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)

9. Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)

10. По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит,

С закрытыми глазами спит. (сова)

11. По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается,

От врагов спасается. (олень)

12. Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет,

И на охоте помогает. (собака)

13. Ягодки в лесу на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника,

Ищем что мы?...( Голубику)

14. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

Подсчет баллов

Тур IV «Животные Ямала»

На столах разложены картинки с изображением животных разных стран: лев, жираф, змея, обезьяна, попугай, бегемот, леопард, слон, крот, волк, олень, песец, лиса, заяц, гусь, лебедь, полярная сова, куропатка, чайка, гагара.

Задача каждой команды: отобрать правильно нужные картинки животных, которые живут на Ямале и назвать их – 2 балла

Дидактическая игра «Вадам՚ нямад - поймай слово» (встать в круг)

Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ: если в тексте услышите слово на ненецком языке, то хлопните в ладоши!

Вынгана.

Яля был теплый, солнечный, южный мерця отгонял назойливых ненянг, и мы решили пойти в вынд. А в нашей вынгана всегда есть, что посмотреть.

В июне в тундре нет тудако, нодя, зато столько красивых растений! Цветут маранга и багульник. Наверное, не мне одной  хотелось малась букетик цветов. Но я помнила наказ: «Вэва рвать растения!» Ну, что же, вэва, так вэва! Буду тогда их тадтамбась.

Хасава нацекы стали исследовать чьи-то вангота. Одни говорили, что это норки пияко, другие лаханачь, что там живут мышки. Мы пон намдываць и ждали, хозяев вангота, но никто не появился. Зато маня таславаць, что наши тундровые мышки свои мядико строят рядом с ягодными кустиками. Им, так удобнее делать запасы на сырэй.

В вынгана не стоит тюрець и громко лахана. Надо научиться инзелесь природу. Если только захотеть, то можно намда столько разных мун. Мы слушали, как тюхунао в небе по-кошачьему о чем-то спорили халэв. Громко хлопая тохонандо по воде,  трубили хохорэй, а небольшие серые лэмор звонко исполняли веселые се.

Тур V «Я знаю родной язык»

Сейчас по очереди каждая команда будет называть слово или предложение на ненецком языке, а другая команда должна назвать перевод. За каждое названное слово и перевод получаете бал.

Подсчет баллов

Итог: Молодцы ребята! А теперь посчитаем сколько фишек заработала каждая команда.

Наша викторина «Мой Северный край» подошла к концу. Сегодня вы проявили свои знания о родном крае, где-то проявляли смекалку! Ребята, вам понравилось? Что нового узнали сегодня?

Рефлексия: Если у вас сегодня все получилось, вам понравилось занятие – возьмите большую снежинку, если у вас что-то не получилось – возьмите маленькую снежинку. Считаем снежинки.

Лакамбой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"

Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)

Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...

Проект разработан для воспитанников дошкольного учреждения с целью расширения знаний детей о родном крае.

Проект разработан для воспитанников дошкольного учреждения с целью расширения знаний детей о родном крае....

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»...

Май Тема недели: «Наша страна. Мой родной край» Цель: Формирование представления о Родине. Расширение знаний детей о родном крае. Четверг 02.05.2024 Режим Обробласти Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей О

Май Тема недели: «Наша страна. Мой родной край» Цель: Формирование представления о Родине. Расширение знаний детей о родном крае. Четверг 02.05.2024 Режим Обробласти Совместная деятельность взро...