"Развитие связной речи детей старшего возраста посредством дидактической игры и игровых приемов"
методическая разработка (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Вязьмы Смоленской области

                 Неделя профессионального мастерства

Проведение мастер-класс

ТЕМ А: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и игровых приемов»

Леонова Елена Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

2016г.

        Дошкольный возраст- это период  активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное  владение  родным языком  в дошкольном возрасте  является необходимым  условием  решения умственного, эстетического и нравственного  воспитания детей  в максимально  сенситивный период  развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку,  тем свободнее  будет им пользоваться в дальнейшем. Часто , общаясь с  человеком.  Именно по  содержанию речи , по ее грамотности можно судить  о культуре, воспитанности  и общем интеллекте  человека. Чем лучше и понятнее  для других  говорит ребенок, тем ему легче  общаться с  людьми.  Для того,  чтобы обучение шло успешно, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать  требованиям современной школы. Среди этих требований  можно выделить следующее: содержательность детской речи, последовательность и  опытность, точность  и ясность   изложенной мысли,  выразительность.   Я много лет работаю  по развитию речи с детьми , имеют опыт работы, считаю,  что развитие речи- одна из  главных задач  дошкольного учреждения.

        Развитие речи осуществляю в разных видах деятельности. Однако  , только обучение  родному языку на специально организованных занятиях  может дать  устойчивый  развивающих эффект.  В обучении  дошкольников построению  связных текстов  необходимо  развивать  умение раскрыть тему и основную мысль высказывания.

Основные принципы развивающих игр:

-совмещение  элементов игры и учения, переход от игры-забав  через игры-задачи и учебно- познавательной деятельности;

- постепенное усложнение  обучающих задач и условий игры;

-повышение  умственной активности ребенка, формирование  вербального  и невербального общения в игровой деятельности;

-единство  обучающих и  воспитательных воздействий.

В качестве  основных средств  обучения  развития связной  речи выделила для себя  дидактическую  игру и игровые приемы.

        Работая в подготовительных группах несколько лет, и проводя  диагностические исследования, выявила  низкий уровень  развития связной речи у дошкольников:  дети затруднялись  устанавливать  причинно-следственные связи, поэтому допускали содержательные  и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, постоянно нуждались в моей помощи.

        

        Анализ   диагностических данных показал: в  речи детей   присутствовали  пропуски  смысловых звеньев, нарушением  логической последовательности повествования, длительными паузами.  Дети были  пассивны в обсуждении текста. В результате анализа пришла к выводу,  что необходимо  использовать в своей работе практические методы, направленные на  применение речевых навыков и умений   и их совершенствование.  За основу взяла  практические методы: дидактические игры и упражнения. Они используются для  решения  всех речевых задач.

НАПРАВЛЕНИЕ: Развитие связной речи детей дошкольного возраста  осуществляется  посредством использования дидактических игр и игровых приемов.

1 этап:  Цель: усвоение детьми  структуры  сюжетного повествования.

Начала работу с  метода  совместных рассказываний, где использовала  такой игровой прием «Я начну, а ты продолжи» , «Закончи предложение» .

Практическая часть:

-Выпал первый…..

-Утром дети…..

-Мальчик Миша играет…..

В процессе  обучения планированию  высказываний задавала схему связи (Жил-был  мальчик. Однажды  он….А навстречу ему….»).Этот прием направлен на совместное построение коротких  высказываний, когда взрослый  начинает фразу, а ребенок заканчивает.  Далее давала  свой  образец  рассказа –это короткое   живое описание  предмета или изложение  какого –либо события, доступное детям  для подражания и заимствования.  В данном случае использовала  прием  рассказывания по игрушкам, так как игрушка вызывает  положительные  эмоции , желание  высказаться. На данном этапе использовала такие  дидактические игры «Магазин игрушек» ,

« Чудесный мешочек» , « «Узнай по описанию», «Покупка игрушки».

Практическая часть:

«Найди ошибку».

1.Девочка ушиблась о камень.

Пол ударился о мячик.

2.Веревочка прыгала через девочку.

Девочки прыгали через веревочку.

3.Туча спряталась за солнце

Солнце спряталось за тучу.

В качестве  наглядности предлагала детям схему  «Схема  описания игрушек». Эти игры  побуждали  детей к речевому  участию.  С целью усложнения  игры  стала использовать  загадки- описания. Так, сначала учила детей отгадывать загадки, а затем составлять загадки- описания.  Здесь же  побуждала детей использовать схему самостоятельно.

Практическая часть:

Послушайте и догадайтесь, о чем или о ком идет речь. (Он красный , круглый, резиновый, им  можно  отбивать от пола или катать друг другу. Его можно забрасывать в корзину и играть на улице).

На данном этапе работы  использовала следующие  виды игрушек: дидактические  (матрешки, пирамидки; сюжетные  (образные): куклы, машинки, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные  одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы игрушек составленные  мною: мальчик, девочка, собачка;  девочка, домик, курица, кошка.

Также включала в работу  и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания  отобрала  картины с  упрощенным сюжетом и дала образец  своего рассказа по картине.  Необходимость образца объясняется  недостаточным  развитием связной речи , неумением последовательно излагать  события, поскольку нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит  последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению  их друг с другом, отбору необходимой лексики.

В продолжение работы по связной речи включала рассказывание по серии  сюжетных картин( не более трех). Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный  рассказ. В процессе работы  выделяли: начало, середину, конец рассказа.

Практическая часть:

Одним интересных приемов используемых мною «Работа с сюжетными картинками»(из трех частей) .Предлагаю посмотреть  на картинки и затем составить  вместе со мною рассказ.

В результате проведенной работы дети овладели  умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью меня  находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали  внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать  ошибки и исправлять их.

На  втором  этапе  своей работы усложнила  все виды игр и  игровых приемов. В  совместном рассказывании использовала частичный  образец-начало или конец рассказа, так как этот прием облегчает  задачу  самостоятельного создания детьми текста.

Практическая часть:

Игра «Реклама» с использованием схемы . Одному из участников завязываю глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен  описать предмет не называя его.

Применяла при закреплении умения рассказывать,  или  демонстрации детям  вариантов творческого  задания. Вместе с детьми анализировали  образец рассказа, это побуждает  детей к  последовательному изложению  и структуры рассказа. Этот прием  подсказывает им план  будущих рассказов. План рассказа  сопровождался коллективным обсуждением. В процессе последовательного  обсуждения плана, вместе с детьми отбирали наиболее интересные высказывания и объединяли их в целостный рассказ.

Практическая часть

Игровое упражнение «Продолжи рассказ».Открывается  только первая картинка, а все остальные закрыты. Участники рассказывают  по открытой картинке, последовательно открывая следующую.

Продолжая работу над составлением  рассказов об игрушках , использовала набор игрушек. Составляя  связный последовательный  рассказ по группе игрушек, сопровождала  игровыми  действиями с игрушками  по типу игры- драматизации. В данном случае  составление рассказа облегчается  тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые сопровождает сам. Постепенно дети начали самостоятельно составлять рассказы. На данном этапе помогала развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную  лексику(позвал, убежал, встретил  и  …) , учила включать   в диалог действующих лиц

( спросил- ответил) , элементы описания внешнего вида героев.  Для рассказа  отбирала  2-3 игрушки, чтобы было легче развивать сюжет и включать  в повествовании  всех  действующих лиц, подбирать  слова к действиям, использовать прямую речь. Такой прием  рассказывания нравится детям, они и сами хотят придумать подобные  рассказы или сказки.

        Усложнила и содержание  дидактических игр на описание их содержанием.  В игре  «Магазин игрушек» ребенок –покупатель  доложен описать игрушку, опираясь на схему –модель, а  продавец-отгадать, какая игрушка ему нужна и продать ее. Условием получения игрушки кроме  описания поставила требование: назвать отдел, полку, на которой стоит игрушка. В индивидуальной работе с детьми вносила элемент соревнования «Кто лучше расскажет об игрушке».

В составлении рассказов по картине добивалась  последовательного описания всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные  грамматические конструкции.

Практическая часть:

В работе по серии сюжетных картин использовала  различные игровые приемы. Упражнение «Найди ошибку» .На доске выставляла набор картинок  с заведомо нарушенной  последовательностью. Участники должны  найти ошибку, исправить ее, придумать название  рассказа и содержание по всем картинкам.

В задании «Продолжи рассказ» . Вся серия картинок находится на  доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой -открывается по порядку  следующая  и каждая картинка  описывается. В конце  дети давали название серии картин. Такой вариант развивает  воображение, умение предвидеть развитие сюжета.

Практическая часть:

В упражнении «Что пропустили?» расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать , что пропустили, и составить рассказ , дать название. Только после этого  открываются   все картинки  и опять составляется рассказ. Потом дети сравнивают рассказы между собой.

Каждый из вариантов решает ряд задач: формировать представления о композиции; развивать  умение описывать  сюжет, предвидеть его развитие; придумать  начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картинок подготавливают  детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию  начала и  конца  к изображаемому  эпизоду.

После того, как дети  усвоили структуру  сюжетного повествования, научились понимать  и оперировать  схемами-моделями, знать композицию повествования и описания, перешла к следующему этапу работы.

111 этап работы.

Творческий вид  рассказывания. Конечным результатом  должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество –наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого  рассказывания заключаются в том, что ребенок должен сам придумать содержание(сюжет, воображаемые действующие лица) опираясь на тему и личный опыт, и облекать его в  форму связного повествования. Словесное  творчество для детей выражается в различных  формах:  в сочинении  рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихов,  загадок, небылиц. В рассказах по отдельной игрушке (это связный  последовательный рассказ  о воображаемых  действиях  и приключениях одного героя- данной  игрушки) , игрушка только определяет  главного героя, а образы  действующих лиц, действия и  ситуации придумывают дети на основе  творческого воображения и собственного опыта.  В помощь  детям предлагала план  в виде общих вопросов , например, в рассказе «Приключения козленка» : «Куда  мог отправиться козленок? Кто были его друзья? Что с ним случилось? Чем закончились приключения?».Планом  намечала  основные  вехи рассказа, а дети дополняли  его содержанием.

В рассказывании по серии картин , использовала  словесные указания : кому начать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. В рассматривании по серии картин  предлагал детям  самим задавать вопросы, например «Весенние  приключения». После таких пояснений и указаний дети принимали активно  участие в коллективном рассказывании.

Практическая часть:

Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Участникам  предлагаю самим  выставить правильно последовательность и составить рассказ по картинкам.

        На этом этапе  важным было понимание детьми  задание «придумать»,  то есть создать нечто новое, рассказать  о том, чего не было на самом деле, или ребенок этого сам не видел,  «придумал» (хотя в опыте  других подобных факт мог быть). Тема  должна быть близка к опыту детей, чтобы на основе воображения возник  зримый образ, доступный их пониманию и интересный. Только в этом случае у детей появится желание придумать свой рассказ.

Практическая часть:

Обучение умению придумать сказки начала с игры  «Перевертыши» или «Сказки наоборот».

Игра «Перевертыши». Все вы знаете сказку «Красная шапочка» .Сейчас я вам предлагаю  сочинить сказку наоборот. Пусть она будет называться ,допустим,

«Путешествие к бабушке». По аналогии сочиняется  сказка , заменяя  только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.
В игре «Сказочники» использовали различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. В сочинении старались сохранить описание , логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать  речевую  активность каждого ребенка. Использовала сказки о животных , так как у ребенка , с его наблюдательностью и любовью к животным , больше возможности мысленно представить  их в разных  условиях.

Практическая часть:

Игра «Сказочники» с использованием различного видов театра, например, плоскостной. Выставляю поочередно персонажей сказки, участники поочередно  придумывают сказку, не забывая сохранить  описание, логичность и последовательность повествования, кульминацию и развязку.

Развитие словесного творчества детей под влиянием  русской народной сказки проводила поэтапно. На первом  этапе  в речевой деятельности  активизируется запас  известных  сказок с целью усвоения  их содержания, образов и сюжетов. Далее на втором этапе  совместно с детьми  осуществляли анализ схемы построения  сказочного повествования, развития сюжета (повторность,  цепная  композиция, традиционный зачин и концовка). Вместе с детьми выбирали  тему, называли  персонажей –героев будущей сказки, продумывали  план развития сюжета. На третьем этапе  активизировала  самостоятельное  развитие сказочного повествования. Предлагала  детям придумать  сказку по готовой  теме,  сюжету, персонажам. Так, совместно с родителями,  дети  оформили книжку «Сказка про храброго  ежа и трусливого зайца».Дети с удовольствием читали  (рассказывали ) свои сказки в группе и оформили  выставку  своих книг.  (Показываю взрослым выставленные  книги).

В результате  речь детей стал  грамматически правильная, расширился словарный запас , дети легко  пользовались схемами-моделями, свободно  пользовались структурой  сюжетного повествования. Речь стала логична, последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные  особенности жанра; придумывая  сказки, пользоваться  свойственными жанру  средствами выразительности. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями.

Рефлексия.

Список литературы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И..Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. И сред.спец.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2.Арушанова А.Г.Речь и речевое обобщение детей: Методическое пособие для воспитателей.-М.:Мозаика-Синтез, 2004.

3.Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шаврина Л.Г.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры и упражнения, конспекты занятий.-М.:ТЦ «Сфера», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...