Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему: «Вежливые слова – наши лучшие друзья».
план-конспект занятия (младшая группа)

Горькова Екатерина Викторовна

 Конспект занятия способствует нравственному развитию личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_duhovno-nravstvennomu_razvitiyu.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему: «Вежливые слова – наши лучшие друзья».

Разработала воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16»

Горькова Екатерина Викторовна

               2019 год

г. Саров

Пояснительная записка

Актуальность. Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного человека.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное существование в обществе.

Первые представления о нормах поведения принятых в обществе, ребенок получает в семье, в детском саду. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни. Место НОД в системе дошкольного образования-социально-коммуникативное развитие.

Состав группы: группа 4-го года жизни (вторая младшая группа) состоит  из 12 мальчиков и 11 девочек. Дети очень активные, любознательные. Ребята активно осваивают образную игру, с удовольствием примеряют на себя различные образы, как животных, так и образы различных профессий человека. Дети любят рисовать, лепить из пластилина. Мальчикам очень нравится конструировать различные постройки из конструктора.

Цель:

  • способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи:

  • познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость,
  •  совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).
  • развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.
  • добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Интеграция образовательных областей : 

«Социализация»

 «Познание»

«Художественно-эстетическое»

«Коммуникация»

«Музыка».

Предварительная работа: 

-беседа о вежливости, о значении вежливых слов, о доброте;

-Разучивание физкультминутки

- Прослушивание песни «Улыбка», «Вместе весело шагать»

-Чтение произведения «Сказка про вежливое слово»

-Разыгрывание проблемных ситуаций

-Дома с родителями были сделаны папки-передвижки на тему «Вежливые слова».

Материал и оборудование:  диск с фонограммой песни «Улыбка», музыка «Паровозик»,игрушки  Би-ба-бо Мишутка и Зайчик, изображение грустного и веселого мальчика, иллюстрации с изображением хороших и плохих поступков, мяч, заготовки с неполных изображением лица девочки и мальчика, которые ребенку необходимо дорисовать, ватные палочки, гуашь, стаканчики для воды.

Методы и приемы.

Наглядный: (показ, демонстрация)

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра

Нетрадиционные техники рисования

Планируемые результаты: ребенок эмоционально-заинтересованно следит за развитием театрализованных действий воспитателя, с желанием принимает участие в выполнении заданий, активно отвечает на вопросы воспитателя, активен и заинтересован.

Занятие - путешествие, проводится с подгруппой детей.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку, детей встречает Мишутка.)

Воспитатель: 

- Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел, Мишутка, что-то он какой-то грустный. Давайте у него спросим что случилось?

Мишутка:

-Здравствуйте ребята я знаю, что вы ходите в детский сад, и учите разные правила.

Мой друг Зайка, злым сегодня был, и спасибо, не говорил ,оттолкнул бельчонка ,и лисичке нагрубил –разорвал ей книжку….

Помогите, пожалуйста, моему другу Зайчонку стать добрым, вежливым и послушным.

Воспитатель:

- Ребята, поможем медвежонку, подскажем ему, как нужно себя вести?

Хорошо, тогда нам нужно отправляться в путь дорогу к нашему Зайчонку.

А отправимся мы в лес на паровозе, приготовились, поехали! (Музыка песни «Паровозик», имитируют движения)

Паровозик

-вставайте в паровозик.                      дети встают друг за другом

"чух-чух-чух"-                                      двигаются вперед

мчится поезд во весь дух.                    двигаются быстрее

паровоз   пыхтит                                    "пыхтят"

-"тороплюсь!"-кричит.

как паровоз кричит ?                           останавливаются

-"У-У-У-У-У-У"                                         повторяют хором. 

Воспитатель:

- Ой, а кто же это там под кустиком сидит? А это Зайчонок, давайте к нему подойдём и поздороваемся!

-  Здравствуй Заинька, ты почему с нами не здороваешься?

Зайчонок:

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»

Произносить я не привык,

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы простое слово

Но говорить его не буду

И в лучшем случае «Здорово»!

Я вместо «Здравствуй» говорю.

Воспитатель:

-А почему ты здесь один сидишь?

Зайчонок:

-Потому что поссорился с бельчонком.

Воспитатель: 

-А почему ты поссорился с бельчонком?

Зайчонок: 

-Я его толкнул и не попросил прощения, и он меня назвал не воспитанным. А я не такой. Я хороший.

Воспитатель:

-Зайчонок, ты не прав. Сейчас ребята расскажут тебе, что значит быть воспитанным, приветливым и  какие волшебные слова мы знаем.

Воспитатель:

 Поиграем в игру «Доскажи словечко»

В нашей группе чудеса, бывает, происходят,

 Дети нужные слова часто не находят.

 В любое время года, в жару или ненастье

Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте)

    

Со стула сбросил всё сосед, только посмотрите,

Убежал, не вспомнил он слово … (извините).

    

Подарили карамель и ещё что-либо,

Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).

Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого …(спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Во всех странах на прощанье говорят всем…(до свиданья) 

 Из болота крокодил. Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета. Дали приз ему за это –

Наградили попугаем и кричали: «… » (Поздравляем)

Это важные слова надо помнить, дети,

Интереснее тогда будет жить на свете.

 Эти волшебные слова чаще говорите,

И получится у вас всё, что захотите.

Воспитатель:

Замечательно. Вы назвали волшебные слова. Как вы думаете, зачем нужны вежливые и добрые слова? (Ответы детей.)

Я вам помогу. Послушайте стихотворение:

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже

- Мы купим другую, есть лучше в продаже

«Простите», казалось бы, что в нём такого

А вот ведь какое чудесное слово.

Воспитатель: 

- Какое волшебное слово живет в этом стихотворении? В каких ситуациях его говорят?(ответы детей)

Воспитатель:  

-Волшебное слово «простите». Его говорят в том случае, когда что-то сделали плохое. 

Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

-Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

- Дети, а что может обидеть человека? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).

- Можно обиду потрогать? (Нет).

- Есть ли у неё запах, вкус? (Нет).

- Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).

Воспитатель:

- А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).

Воспитатель:

- А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения).

Воспитатель: 

-Конечно же, это слово «простите». Как необходимо в разных ситуациях вовремя сказать нужные слова.

Зайчонок: 

-Я понял, почему обиделись на меня мои друзья.

Воспитатель: 

-И почему же?

Зайчонок:

- Я их обидел и  не попросил прощения, и с вами я не поздоровался, не пожелал здоровья. Надо вернуться и сказать волшебное слово «прости».

Воспитатель: 

-Вот и замечательно, что ты всё понял. Вежливые слова нужны всегда, не забывай об этом.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: 

-Вы очень внимательные ребята, а теперь проверим умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих.

Воспитатель: 

-Перед вами, ребята, карточки с изображением хороших  и плохих поступков.   Рассмотрите их.  На стол к веселому мальчику будем помещать добрые поступки, а на стол с грустным мальчиком – не правильные поступки.

Воспитатель:

-Замечательно, теперь  мы с вами превратимся в волшебников и попробуем превратить  неприятные слова в хорошие ,готовы, закрываем глаза , 3 раза вокруг себя повернулись. Ну что попробуем? Игра «Антонимы» (игра с мячом).
Воспитатель:  

Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Воспитатель: 

-Ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились, помогли  другу Мишутки, стать добрым и  вежливым. А теперь пора возвращаться. 

Зайчонок: 

-Ой спасибо, ребята, мне так с вами понравилось играть. Я очень рад, что нашёл много друзей, и теперь я никогда и никого не буду обижать.Спасибо вам и до свидания!

Мишутка:

-До свидания!

Дети: 

-До свидания!

Воспитатель: 

-Раз, два, покружись,

В нашей группе очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

Заяц: 

-Ой спасибо, ребята, мне так у вас понравилось. Я очень рад, что нашёл много друзей. Я к вам обязательно приду ещё, сейчас мне пора к мамочке. Спасибо вам и до свидания!

Дети: 

-До свидания!

Воспитатель:

- Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем при помощи ватных палочек улыбку ваших родных и близких, друзей.

Творческая деятельность «Улыбка».

(Дети под музыку песни «Улыбка» рисуют портреты).

Итог занятия:

Воспитатель:

-Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали много удивительных волшебных слов. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».

Рефлексия.

-А теперь давайте на доску повесим все ваши рисунки и будем смотреть на них и вспоминать о вежливых добрых словах.

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно  просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Список литературы:

  1. Хрестоматия 2, с. 69
  2. Шевченко Л.Л.«Добрый мир» по духовно-нравственной культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного досуга во второй младшей группе Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Цель:·        Формировать представления о том, что солнце, воздух и вода очень полезны для здоровья;·        Формировать точные дв...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: «Моя семья»

Занятие с детьми во второй младшей группе на тему «Моя семья»Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состояни...