Реализация программы «Маленькие Россияне»
методическая разработка (старшая группа)

Рыжкова Татьяна Игнатьевна

Практических методов по формированию основ краеведения у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы «Маленькие Россияне»

Практических методов по формированию основ краеведения у детей дошкольного возраста.

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рамках  блока «Родная семья» дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении- семье. Воспитывая  любовь и привязанность к своим близким, своей семье, родному дому, воспитателями был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились занятия «Я и моя семья», «Давайте познакомимся», совместные праздники с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение  к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Для уточнения представления об именах самих детей воспитателями средней группы был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Большая работа  проводится педагогами по формированию представлений о  своем роде, своей родословной. Они учат родителей строить генеалогическое древо, которое способствует знакомству детей со своими предками, составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.

Чтобы познакомить детей с детским садом и его сотрудниками, проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада

Блок «Родной город»    предполагает ознакомление детей с:

  • улицами города
  • Достопримечательностями Охи
  • Символикой родного города
  • Трудом взрослых в родном городе
  • Знакомство с профессиями нефтяной промышленности
  • Знакомство со знаменитыми земляками.

          Формирование  знаний детей о родном городе шло через экскурсии по улицам родного города,  знакомство  с его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Охе. Дети посещали музей, библиотеку,  с помощью фотовыставок, видеофильмов знакомились с достопримечательностями Охи. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного города», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.

Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Охи. Знакомя детей с профессиями нефтяников, были организованы экскурсии на вышку Зотова  и нефтяной промысел, где ребята познакомились с трудом нефтяников и узнали о значимости их труда.

На занятиях по краеведению  в рамках блока « Родной город» дети узнали и о  земляках, которые прославили Оху своим трудом: знаменитых нефтяниках:

Борисе Васильевиче Воротникове, Жаудате Латыповиче Муратове, Петре Григорьевиче Марещенкове, рыбаке Пойтане Герасимовиче Чайке.

Изучая блок «Родной край», дети знакомятся с Сахалином, его символикой.  главным городом острова -   Южно-Сахалинском,  его достопримечательностями, а также другими городами Сахалинской области.

Данный блок предполагает также ознакомление детей с жизнью и бытом коренных малочисленных народов Севера - нивхах.

 Знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственной символикой - все это входит в содержание блока «Родная страна».

Большой интерес вызвало у детей занятие, на котором они знакомились со знаменитыми россиянами, которые своими делами и подвигами прославили Россию: это и знаменитые русские композиторы (Чайковский П.И., Глинка М.И., художники( Васнецов М.В.),поэты (Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю.),полководцы ( Суворов А.В.) и др.

Реализация  блока  «Родная природа» шла через ознакомление детей  с растительным и животным миром Сахалина, климатическими зонами, реками, вулканами, озёрами,  родного края.

С традициями и обычаями русского народа  дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Праздник прилета птиц - Сорок сороков», «Масленица», «Колядки», «Рождество». Это способствовало приобщению детей к русской культуре, фольклорному наследию России.

Воспитывая в детях гражданско-патриотические чувства, уважение к защитникам Отечества, подвигу земляков-охинцев в годы Великой Отечественной войны, педагоги знакомили детей с государственными праздниками «День Защитников Отечества», «День Победы», проводили акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамках которых дети ходили в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, возлагали цветы к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам в городском парке, участвовали в конкурсах рисунков «Этот славный День Победы», «От защитников богатырей - до защитников наших дней». Накануне Дня Защитников Отечества в группу были приглашены воины Российской Армии, в канун Дня Победы- бабушки и дедушки воспитанников – участники Великой Отечественной войны, которые принесли свои награды и рассказали о них детям. Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал в годы Великой Отечественной войны и кто защищает нашу Родину в мирное время.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.  Целенаправленная работа по реализации программы «Маленькие россияне» не прошла даром и дала положительный результат.

Критерии диагностики в программе  разработаны по каждому блоку с учетом возрастных групп.

Целенаправленная работа по реализации программы «Маленькие россияне» не прошла даром и дала положительный результат.

Об этом свидетельствуют результаты диагностики, которая проводилась в каждой возрастной группе на начало и конец учебного года. Сравнивая итоги, я увидела, что во всех разделах видна положительная динамика, например, если в старшей группе в разделе «Природный мир Сахалина» , на начало года  было всего на высоком уровне  25% детей, то к концу года показатель этот увеличился до 42% . 

Сравнительная диагностика в подготовительной группе  также свидетельствует об  эффективности методов и приемов, которые  использовались при ознакомлении с родной страной . Так, например , на начало  подготовительной группы  лишь у 16% детей  знания о государственной символике были на высоком уровне. В результате систематической, планомерной  работы данный показатель возрос до 54% .

 Следовательно, программа «Маленькие россияне» оказалась эффективной в формировании у детей основ краеведения. Данная программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину,  она помогает детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы,   что они вырастут не «Иванами  не помнящими  своего родства, а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Маленькие россияне"

В данной методческой разработке представлено  примерное перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошк...

статья - растим маленьких россиян

Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм....

Рабочая программа кружка "Маленькие Россияне"

Мною разработана программа по патриотическому воспитанию "Маленькие Россияне", программа принята на педагогическом совете МБДОу д/с №16 и утверждена приказом заведующего. Целью моей работы я...

Реализация программы "Маленький патриот"

Свою работу по патриотическому воспитанию разделила на блоки и определила, какие будут решаться задачи, формы их реализации...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...