Методические разработки по теме "Маленькие россияне"
методическая разработка на тему

В данной методческой разработке представлено  примерное перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста; конспекты проводимых мероприятий; художественный материал: стихи;  список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_rosstiyane.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 «Начальная школа – детский сад М.Монтессори»

«Маленькие россияне»

(Форма работы – примерное перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста; конспекты проводимых мероприятий; художественный материал: стихи; фотографии детей; проектная деятельность.

Назначение – помочь ребёнку осознать свою личностную позицию по отношению к семье, детскому саду, малой родине, большой Родине - России; возраст детей 5-6 лет).

Содержание:

  1. Актуальность данной проблемы
  2. Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Конспекты проводимых мероприятий по данной теме.
  4. Художественный материал
  5. Список использованной литературы
  6. Приложение 1
  7. Приложение 2

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается. Но практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости.  К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» (22,с.13). В звуках и красках предстают перед ребёнком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте – мир родного края и мир родной отчизны  - России. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание работать и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Отечества и др. Мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы. Суть патриотического воспитания, как считает Новицкая М.Ю., состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких (20,с.3). Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая  основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Детям можно сообщать определённые знания о том, к чему он уже успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о собственном доме, об улице, на которой живёт, о районе, посёлке, городе; наконец, о стране. Такой «территориальный принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания, по мнению Козловой С.А., приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей  (14,С.134).

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, привыкать к ним. Средствами патриотического воспитания дошкольников явились само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Задачу можно считать выполненной  в пределах, доступных дошкольному возрасту, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, её географии, природе, символике, если ему известны имена тех, кто прославил нашу Родину, если его заинтересует история его  малой родины, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни.

Представляем вашему вниманию примерное перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности через разные виды деятельности в старшей группе дошкольного возраста.

Содержание работы систематизировано по тематическим блокам:

  1. «Мой родной дом – семья»
  2. «Мой родной дом – детский сад»
  3. «Мой родной дом – Устьянский край, посёлок Октябрьский»
  4. «Мой родной дом – Россия»

В процессе освоения ребёнком этих тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире, происходит осознание отношения к себе с позиции «Я – человек»:

  1. Я – член семьи;
  2. Я – воспитанник детского сада;
  3. Я – житель посёлка Октябрьский;
  4. Я – будущий защитник Отечества;
  5. Я – гражданин России – россиянин.

Особое внимание в своей работе уделили укреплению связей с родителями, которые стали активными участниками педагогического процесса. Подтверждением этому является совместный проект детей с родителями «Наша Родина». Свою работу строили в тесном контакте с культурно – образовательными учреждениями социума: школой искусств, музеем, детской библиотекой и т.д., а также с педагогами – специалистами школы – сада.

Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М: ООО «Элизе Трейдинг», 2001 – 246с.
  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М: ООО «Элизе Трейдинг». 20001 .
  3. Как научить детей любить Родину» руководство для воспитателей и учителей. Авторы – составители» Ю.Е.Антонов, А.В. Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова – 2-е изд. и доп. – М.» АРКТИ, 2003, 168 с
  4. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е.Государственные символы России. Моя Родина – Россия – М.: Триада – фарм, 2002, - 64 с.
  5. Борисов О.А. По Устье: Книга альбом – 2-е изд. , доп. И испр. – Вельск, ГП Вельти, 2004 – 151.
  6. Берсеньева Л. Секреты русского сувенира/ Дошкольное воспитание, 2003, №3, с. 26; 2002, № 9
  7. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. – М.: «Баллас», 2003 – 304 с.
  8. Дерягина Л.Б. Моя Родина. Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский Дом « Литера», 2007 – 32 с.: ил. – (Серия «Малышам о Родине»).
  9. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуге» - М.: Просвещение, 2000, - 160 с .
  10. Гажур Е. О государственной символике// ребёнок в детском саду. – 2004 - №3 – с.53.
  11. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников/ обруч – 2003, №6, с.8-9.
  12. Кизил Марина Семейные проекты/ Обруч – 2004, №2, с.13-15.
  13. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру/коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Л.И.Китаева. – М.: Линка – Пресс, 2000, 224с.
  14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – 4-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  15. С чего начинается Родина? (Опыт по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003, 192с.
  16. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997 = 158с.:ил(Серия «Из опыта педагога»).
  17. Логинова Л. Глаголева С. Говорящие гербы/ Ребёнок в детском саду, 2004, №6, с.71.
  18. Литвинова М.Р. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Л.В. Руссковой - М.: Просвещение, 1986 – 79с.
  19. Заозёрская Н.И., Мулько И.Ф. Учусь жить среди людей. Программа и методическое пособие по нравственно – этическому воспитанию детей дошкольного возраста; изд. 2-е, перераб. и доп.; Издательство «Пресс», А, 2001.
  20. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду// М.: Линка - Пресс, 2003 – 200с.
  21. Новицкая М.Ю. Родной Дом: учебное пособие для подготовки детей к школе / М.Ю.Новицкая, Е.В. Мартинкова – М.: Просвещение, 2001 – 95с: ил – (Преемственность).
  22. Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Под. общ. Ред. Т.И.Оверчук – М., 2004 – 136с.
  23. Ривина Е.К.  Герб и флаг/ Обруч, 2001, №6, с.20.
  24. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. Методические рекомендации для работников дошкольников образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003 – 64с.
  25. Ривина Е.К. Государственная символика России: беседы в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 64с. – (Дружные ребята).
  26. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание. – 2003, №6 – С.45 – 46
  27. Формирование нравственности дошкольников: Занятия, игры, упражнения. Под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 64
  28. Шорыгина Т.А. Родные сказки: нравственно – патриотическое воспитание – М.: Прометей, Книголюб, 2003 – 128с (развивающие сказки для детей).

Дополнительные источники:

  1. Ганул Е.А.Города России: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2007 – 96с. – (Серия  «Моя Родина – Россия»)
  2. Синова И.В. Государственное устройство России: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2008, 96с.
  3. Синова И.В.Государственные праздники России: Справочник школьника.-  СПб.: Издательский Дом « Литера», 2007.- 96с.
  4. Саплина Е.В. Символы моей страны/ Е.В.Саплина, А.И.Саплин – М.: Дрофи, 2007.- 32с.
  5. Ушакова О.Д. Стихи, пословицы, поговорки о Родине: Справочник школьника – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. – 64с.
  6. Из истории государственных символов/ Начальная школа, 2004

- Государственный гимн России - №38

- Государственный герб России - №43

 - Государственный флаг России - №40

Конспект непосредственно образовательной деятельности в по познавательно – речевому развитию

в старшей группе

«Белый, синий, красный»

Программное содержание:

  1. Формировать элементарные представления о происхождении российского флага.
  2. Развивать интерес к его появлению.
  3. Развивать речь детей и обогащать словарь (стяг, знамя, флаг, символ, полотнище, древко).
  4. Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага, познакомить с их символическим значением с точки зрения природы, церкви, учёных.
  5. Воспитывать чувство гордости за свою страну – Россию.

Предшествующая работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением различных флагов: Франции, Англии и т.д.
  2. Рассказ детям об истории возникновения флагов на Руси (стяг, знамя), их значение (использование иллюстраций).
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Изготовление модели российского флага.

Ход занятия:

Наш разговор с вами сегодня будет о символе нашего государства – Государственном флаге России. Что бы вы хотели о нём узнать?

 -Что такое флаг?

- Где и когда его можно увидеть?

- Что означают цвета на нашем флаге?

- Что такое древко, полотнище?

На эти вопросы мы постараемся ответить в течение нашей беседы. Заглянем на минутку в прошлое и вспомним, каким был флаг в далёкие времена.

(проводится игра»). Что сначала, что потом». Ребёнок раскладывает по порядку иллюстрации с изображением стяга, знамени, флага.

 -Что из себя представляет стяг?

 -Зачем он был необходим? (стяг – стягивать войско).

 -Чем отличается знамя от стяга? (полотнище намного больше, лики святых и узоры вышиты золотыми и серебряными нитями).

- А сейчас мы с вами постараемся узнать, что такое флаг и зачем нужен нам, нашей Родине.

Наша планета Земля огромна (обращаю внимание детей на глобусе), на ней очень много государств. У каждого из них свой флаг. Одинаковы ли они?

Все они разные: одноцветные, многоцветные, с полосками и узорами, со звёздами и крестами. Каждый знак, каждая фигура, цвет, полоса имеет своё значение. У каждого флага своя судьба, своя история. Есть она и у нашего Российского флага.

Давайте рассмотрим Государственный флаг России.(у детей на листочках – изображение флаг без цвета).

 - Из каких частей состоит флаг?

  1. Древко
  2. Полотнище прямоугольной формы, разделено на три горизонтальные полоски.
  3. Осторжок – на вершине.

25 декабря 2000 года президент Росси Владимир Владимирович Путин подписал Закон о Государственном флаге.

«Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из 3 равновеликих горизонтальных полос: верхний – белого цвета, средней – синего, нижней – красного цвета.»

 - А знаете ли вы, почему выбраны именно эти цвета? Давайте послушаем, что расскажут об этом ребята из нашей группы.

  1. Белый цвет

Белый цвет в народе сравнивали с белоствольной берёзкой. Белый цвет – это чистота совести, мир, белый свет, благородство, совершенство.

Берёзка      

Берёзка, лебедь белая

Рядком с тобой стою.

Тебе, моя несмелая

Я песенку пою.

Как ты стоишь счастливая,

весёлым летним днём.

Из-за тебя, красивая,

Светло в лесу моём.

Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша,

Берёзка белоствольная

Ну, всем ты хороша.

                                          А.Прокофьев

Ребёнок выкладывает на модели флага первую белую полоску.

2) Синий цвет

Синий цвет сравнивали с синим море, с синим небом. Синий цвет – это верность и правда.

Море

 Дорого душе моей

Море – царство кораблей,

Там, где волны тихо плещут,

 там, где ветер мокрый плещет,

там, где скопище фрегатов,

Где легенды о пиратах.

                              А Акузин

Ребёнок выкладывает вторую полоску – синего цвета.

3)Красный цвет

Красный – значит в народе красивый. Красный цвет – это победа, мужество, отвага, огонь.

Под тобой, берёзонька,

Не огонь горит,

Не мак цветёт –

Красны девушки

 в хороводе стоят.

Раньше на Руси красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани. Столы украшали скатерти – столешницы. В праздничные дни дом украшали развешанные вдоль стен, на окнах, на божнице самые красивые полотенца (показать иллюстрации).

Да она вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело бархатно,

Она строки строчила красным золотом.

Ребёнок выкладывает на модели флага красную полоску.

- Итак, мы с вами узнали от ребят, как народ истолковывал значение этих цветов.

Послушайте, как объясняет значение цветов

  1. Церковь: (показать иллюстрации) белый – божественный, воплощенный в белом свете; синий – небосвод; красный – мир людей.
  2. Учёные: белый – откровенность, благородство, совершенство; синий – верность, честность; красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

 - Где вы видели Государственный флаг?

Государственный постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны, над зданиями дипломатических правительств России за рубежом.

У нас в посёлке – над административными зданиями: администрацией, судом, банком, милицией, прокуратурой и т.д.

Перед государственными праздниками (1 мая, 9мая и т. д.) он вывешивается на площади, учреждениях. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг - это символ России, его необходимо охранять, оберегать.

 - Где можно встретить символ российского флага? ( на самолёте, на ракете, на корабле – показать иллюстрации).

Давайте отправимся в полёт на нашем российском самолёте

Руки ставим  все вразлёт ,

Появился самолёт.

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз» и делай «два»

.Раз и два, раз и два.

Руки в стороны держите,

 Друг на друга посмотрите,

 Раз и два, раз и два.

Опустили руки вниз

 и на место все садись!

 ( дети выполняют движения за воспитателем).

В конце занятия каждый ребёнок раскрашивает белое полотнище флага в соответствующие цвета.

 - Этот флаг вы возьмёте с собой домой и расскажете родителям, что нового вы узнали сегодня. О чём бы вам хотелось рассказать им? Что было самым интересным?

Примерное перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Вид деятельности

Сентябрь

Ключевые понятия

Семья, близкий друг

Я – член семьи

Беседы

«Самые любимые»

«Мужчины и женщины»(1, с.61)

«Кто живёт в твоей семье»(1, с.11)

Рассматривание,

Наблюдения, экскурсии

Рассматривание семейных альбомов,

иллюстраций о семье

Театрализованная  деятельность

«Дружная семейка»(15, с.13)

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры:

«Мой дом»

«Моя семья»

Пальчиковые игры(15, с.15)

Народные игры

Строительные игры «Строим дом», «Моя квартира»

Досуги

Спортивный досуг «Мама, папа и я – спортивная семья»

Музыкально – художественная деятельность

Чтение стихов, рассказов о семье, заучивание стихов, пословиц, поговорок о семье. Пение песен. Рисование на данную тему

Дома с родителями

Участие в конкурсе фотографий «Как я провёл лето»

Составление рассказов на эту тему.

Изготовление страничек альбома «Моя семья»:

«Как я помогаю маме»

«Рассказ о себе»

«Моя семья» (рассказы, рисунки)

   

Вид деятельности

Октябрь - ноябрь

Ключевые понятия

Я – воспитанник детского сада

Мой дом – мой детский сад

Беседы

«Как хорошо у нас в саду»

«Беседа о дружбе» (конспект)

Рассматривание, экскурсии

Рассматривание группового альбома «Мы – Светлячки», экскурсия по детскому саду

Трудовая деятельность

«Украсим нашу группу к новоселью»

«Озеленим нашу группу»

Ремонт книг для малышей, изготовление книжек – малышек для них

Музыкально-художественная деятельность

Чтение художественной литературы о детском саде, заучивание стихов, рисование на тему «Мы дружим»

Дома с родителями

Приготовить подарок своими руками для новоселья, принести комнатное растение для озеленения группы

Театрализованная деятельность

Показ сказки «Репка» для малышей

Досуги

Праздники  «Новоселье», «Осенины», «День знаний»,

КВН «Мы дружим» (конспект)

Традиция группы – «Именины»

Вид деятельности

Декабрь - ноябрь

Ключевые понятия

Моя улица

Я – житель посёлка Октябрьский

Мой Устьянский край

Наш Север

Беседы

«Мой посёлок» ( о истории возникновения посёлка)

«Мой Устьянский край» (по страницам книги О.Борисова «По Устье»)

«Жили – были люди – чуди» - история Устьянского края  (провели работники музея)

Рассматривание

Рассматривание подборки материалов на данную тему, фотографий  зданий посёлка, природы Устьянского края,

Изучение карты Устьянского района.

Рассматривание северного национального костюма

Рассматривание набора открыток «Северная деревня»

Рассматривание книги О.Б. Борисова «По Устье»

Экскурсии

Экскурсии в природу: в лес, на реку и т.д.

Экскурсии в социум:

  1. На хлебозавод – кондитерский цех.
  2. На лимонадный завод
  3. В музей – «Панорама Устьянского края» (викторина),                      

- «Как раньше жили» (быт в старинной избе: утварь, мебель, инструменты и т.д.)

 -Галерея картин Устьянских художников

 - Выставка самоваров.

  1. Дом творчества – Выставка поделок юных мастеров на Устье  – детей.
  2. В школу искусств – «Северные козули»
  3. На лесоперевалочную базу – наблюдение за обработкой леса

Музыкально - художественная деятельность

Конструирование «Дома на нашей улице»

Изготовление кукол – берегинь

Изготовление из картона макета «Старинная изба»

 Коллективная аппликация «Дома на нашей улице»

Рисование  схемы «Дорога от дома к детскому саду»

Чтение стихов, пение песен о Устьянском крае

Игровая деятельность

Строительная игра «Наш посёлок», сюжетно – ролевая игра – «Мы едем по главным улицам посёлка»

Дома с родителями

Рисование «Дом, в котором я живу», составление рассказов «Моя улица»

Вид деятельности

Февраль

Ключевые понятия

Наша страна – Россия

Президент России

Защитники Отечества

Я – россиянин

Беседы

«Широка страна моя родная»(7, с.8;1, с.49)

«День защитника Отечества» (1, с.15)

«Легко ли быть папой»

Рассматривание, экскурсии

Рассматривание иллюстраций «Защитники Отечества», «Наша страна»

Рассматривание картины «Три богатыря»

Экскурсия в детскую библиотеку – рассказ об истории возникновения Армии

Музыкально – художественная деятельность

Пение песен о России, защитниках Отечества, Чтение художественных произведений  на данную тему, чтение былин, русских народных сказок о солдатах.

Просмотр мультфильмов о богатырях

Речевая деятельность

Заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине

Составление рассказов « Мой папа – солдат»

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры: «Моряки», «Солдаты»

Праздники, досуги

Праздник «День защитника Отечества»

Поздравление мальчиков группы от девочек с Днём Защитника Отечества

Дома с родителями

Подготовка к проекту «Наша Родина» - нарисовать рисунок и приготовить его презентацию в виде рассказа или стихотворения

Вид деятельности

Март

Ключевые понятия

Государственный флаг – символ России

Москва – столица Родины

Самая любимая мама

Беседы

«Белый, красный, синий» (конспект)

«О женщине – матери»

Презентация проекта « Наша Родина  - Россия»

Рассматривание, экскурсии

Рассматривание флагов других стран, рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Москвы.

Конструирование

«Флаг России»(24, с.20)

Музыкально – художественная деятельность

Рисование «Моя любимая мама»

Изготовление подарков мамам и девочкам, сотрудникам к празднику – Международному женскому дню

Чтение художественной литературы о маме, бабушке, заучивание стихов на данную тему

 

Праздники, досуги

Праздник для мам

Поздравление девочек группы от мальчиков.

Народный праздник «Масленица»

Дома с родителями

Составление рассказа «Как я помогаю маме»

Вид деятельности

Апрель - май

Ключевые понятия

Моя страна

Мой народ

Традиции моего народа

Народные праздники

Беседы

«Как на Руси жить хорошо»(16, с.12)

«Красная изба»(16, с.17)

«В гостях у городецких мастеров»(15, с.39)

«Рассказ о Розе Шаниной»

Беседа о дне Победы (1, с.202 -208)

Рассматривание, экскурсии

Рассматривание иллюстраций  из подборки «Заглянем в прошлое»

Рассматривание иллюстраций на тему « Защитники Отечества»

Экскурсия в музей – показать быт россиян.

Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне, возложение цветов

Трудовая деятельность

Изготовление подставок - зайчиков для пасхальных яиц

Изготовление поделок – сувениров дедушкам

Музыкально – художественная деятельность

Пение русских народных песен, разучивание хороводов, народных игр

Чтение художественной литературы о нашей стране; о ветеранах, защищавших нашу страну во время войны

Праздники, досуги

Народный праздник «Пасха»

Праздник «День Победы»

«День рождение детского сада»

Дома с родителями

Составить с детьми небольшой рассказ о родственниках, которые воевали, принести в детский сад фотографии

Сочинить и оформить поздравление детскому саду

Художественный материал

Устьянский край

                           Надежда Роднова

 Капель на солнце плачет звонко,

Иду, смеясь, печали нет.

Моя родимая сторонка,

Тебе сыновний шлю привет.

Здесь научился говорить я

И книжки первые читать.

Здесь научился понимать я,

Что значит жить, творить, мечтать!

Как не любить прохладный воздух,

И ширь полей, и синь небес,

И Устьи ласковую воду,

Стеной стоящий русский лес.

За тихий шелест в рощах милых,

За то, что в сердце вечный май –

Я не любить тебя не в силах,

Мой север, мой Устьянский край!

Стихи Олега Борисова (Из книги «По Устье»)

 

***

Из лесов и от пашен

Вы ушли на войну,

Помнит Родина павших,

Защитивших страну.

Вы шагали в бессмертье,

Главным был каждый бой.

Но с войны каждый третий

Не вернулся домой,

И не выплакать грусти

Вашим вдовам седым,

Чтоб навеки над Устьей

Был рассвет золотым!

***

В крутое время слишком рано

В боях мужали Устьяки,

В сороковые, и в Афгане,

Сражались храбро земляки.

Да и в Чечне не подвели ребята,

Пусть и была не громкой та война,

Всё, связанное с подвигами, свято,

На Устье помнят эти имена.

У обелисков светлым днём весенним

Назвать на память должен их любой,

Служить примером новым поколеньям.

Им было предначертано судьбой.

Гостям

Во всём, пожалуй, есть изъяны,

За это надо ли костить?

Вы приезжайте к нам в Устьяны,

Уж мы найдём чем угостить.

Ростовский рыжик, и морошка

 Из самых дальних Сиников

С озёр усть - пукомских рыбёшка,

 Суп из бестужевских грибков…

Всех угощений, разносолов

Не перепробовать подчас.

Народ наш добрый и весёлый

Всегда с любовью встретит вас.

И вы уедете без грусти,

А здесь останутся друзья,

Вам этот край над тихой Устьей,

Забыть уже никак нельзя!

Пословицы, поговорки о Родине

Всякому мила своя сторона

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Где сосна взросла, там она  и красна.

Всякая сосна своему бору шумит.

Без корня и полынь не растёт.

Дома стены помогают.

Москва всем городам мать.

Своя земля и в горсти мила.

 Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.

Чужая сторона – дремучий бор.

 Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.

Научит горюна чужая сторона.

Горе в чужой земле безъязыкому.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Чужбина – калина, родина – малина.

С родной земли – умри, не сходи.

Музыкальные частушки о России

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси умельцах

На весь мир молва идёт.

Золотая Хохлома,

 Ну, не налюбуешься.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

В Гжели делают посуду –

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

 Может быть, и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда не забыть.

Любовались гости чудом,

Громко восхищались –

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Наша русская матрёшка,

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси Великой

Во весь голос прославляй!

Стихи о Родине

Лучше нет родного края

Жура – Жура – журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля,

 - Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая –

Лучше нет родного края!

П.Воронько


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...