ГЕОБОРД
проект (старшая, подготовительная группа)
Дети - это будущее нашей страны, наше богатство, наша мощь. От уровня их будущих знаний зависит наша с вами старость, богатая она будет или....Ведь именно в детском саду мы закладываем основы инженеров, аналитиков, программистов. Благодаря занятиям с геобордами у детей формируются основы элементарных математических представлений. Ребятишки охотно занимаются математикой и в будущем именно математические знания будут формировать логику. Логику ума, логику общения, логику поведения в обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 911.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 262 г. Екатеринбург
Россия, 620041, г. Екатеринбург, ул. Уральская, 62а,
тел/факс (343) 298 09 33; тел. (343) 341 49 02
Проект
«Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с использованием математического планшета (геоборда)»
(2017-2019 межаттестационный период)
Составитель:
Бахарева Елена Анатольевна
воспитатель
Екатеринбург 2018 год
Проект: практико-ориентировочный, долгосрочный
Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательский
Продолжительность проекта: сентябрь 2018г – май 2019г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители
Цель: Создать организационно-педагогические условия развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста при помощи геоборда.
Задачи:
1. Формировать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат.
2. Совершенствовать умение работать по схеме, видеть связь между предметами окружающего мира и их абстрактными изображениями.
3. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
4. Развивать представление детей о геометрических фигурах, учить выделять их признаки: углы, стороны, вершины, их количество.
5. Закреплять умение детей слышать и выполнять инструкции.
6. Развивать сенсорные способности, смекалку;
7. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, формирование логико-математических представлений у детей;
8. Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.
9. Включать родителей в совместную деятельность с детьми.
10. Пополнять развивающую среду группы.
Предполагаемый результат:
1. Дети научатся ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат.
2. Совершенствуется умение работать по схеме, видеть связь между предметами окружающего мира и их абстрактными изображениями.
3. Сформируются представления о порядковом счете, дети научатся правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
4. Совершенствуется представление детей о геометрических фигурах, их признаках, симметрии, формы, трансформации размера
5. Закрепится умение детей слышать и выполнять инструкции.
6. У детей разовьется усидчивость, внимание и самостоятельность
7. Родители включатся в совместную деятельность с детьми.
8. Пополнится развивающая среда группы.
Этапы проекта:
Подготовительный:
1 Изучение литературы
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк.факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 —400 с.
- Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.Педагогика, 1985 – 318с.
-Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”.1994 г.
- В.В. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». –СПб.: НИИ «Гириконд», 2000
- «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, -М.,Творческий Центр СФЕРА ,2011.
- «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина,-М., Творческий Центр СФЕРА, 2008
- Корнеева Г.А. Методические указания курса «Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста/ Г.А.Корнеева, Т.А.Мусейнбаева.- 2013-2014.- с.125
2 Изготовление геобордов (математических планшетов).
3 Изготовление карточек — схем.
Основной этап:
1 Знакомство детей с игровым пособием.
2 Использование геобордов в образовательной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- дидактическая игра «Отгадай загадку — построй фигуру»;
- упражнение «Какой по счету?»;
- упражнение «Повтори узор»;
- дидактическая игра «Форма предметов»
- дидактическая игра «Целое и части»
- дидактическая игра «Запиши координаты»
- дидактическая игра «Право-лево, верх-низ» и др.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- упражнение «Один-много»;
- упражнение «Опиши предмет»
- упражнение «Расскажи сказку» и др.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
работа в парах, группах;
оказание помощи сверстникам и др.
3 Использование геобордов в режимных моментах.
Организация игр и упражнений по желанию детей:
рисование героев сказок;
упражнение на закрепление обобщающих понятий «Изобрази посуду (насекомое, транспорт и др.)»;
игра — соревнование «Кто быстрее повторит рисунок»;
упражнение «Угадай, что здесь изображено»;
игра на развитие воображения «Цветные узоры»;
рисование по замыслу детей и др.
4 Использование геобордов в самостоятельной игровой деятельности детей.
Перспективное планирование.
месяц | игры | цели |
сентябрь | 1.Знакомство с геобордом. | Познакомить детей с игрой, показать как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. |
сентябрь | 2.Геометрические фигуры. | Развивать представление детей о геометрических фигурах, развивать представление детей о том, как из одной формы сделать другую; формировать умение моделировать фигуры. |
сентябрь | 3.Геометрические фигуры. | Формировать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами |
сентябрь | 4.Угадай-ка. | Развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию. |
октябрь | 1.Столбики. | Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи. |
октябрь | 2.Линии. | Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине. |
октябрь | 3.Угадай и проверь. | Совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной территории; развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей. |
октябрь | 4.Узор по образцу. | Развивать способность детей к выкладыванию узора по образцу. |
ноябрь | 1.Часть и целое. | Развивать глазомер. Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. |
ноябрь | 2.Мы разделяем пополам. | Предложить детям разделить геометрические фигуры резиночками на части и выделить, получившиеся сегменты, отмечая их форму, величину, а также предложить их сосчитать. |
ноябрь | 3.Пространственное ориентирование. | Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, влево, вправо); закреплять знания названий геометрических фигур |
ноябрь | 4.Диагональ. | Формировать первичные представления о понятии «диагональ» |
декабрь | 1.Деление круга на части | Развивать умение делить предмет на несколько равных частей; правильно обозначать части целого, устанавливать соотношение целого и части размера частей; познакомить детей с понятиями «диаметр», «радиус». |
декабрь | 2.Угол. | Познакомить с понятиями «угол», «параллельные линии», «перпендикулярные линии». |
декабрь | 3.Изучаем цифры и буквы. | Познакомить детей со схемой; развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы; формировать умение воспроизводить картинки по уже готовой схеме. |
декабрь | 4.Новогодняя елка | Познакомить детей с возможностью создавать собственные схемы. |
январь | 1.Сколько гвоздиков внутри. | Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. |
январь | 2.Симметрия. | Познакомить с понятием «симметрии». |
январь | 3.Загадки. | Развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов, анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, развивать фантазию. |
январь | 4.Снежинки. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. Закрепить понятие о симметрии |
февраль | 1.Транспорт | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. |
февраль | 2.Геометрические фигуры. | Познакомить детей с системой координат и умением создавать шифр схемы. |
март | 1. Букет для мамы | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. |
март | 2.Домашние животные. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. |
март | 3. Воздушный транспорт | Познакомить детей с возможностью создавать собственные схемы. |
март | 4.Угадай-ка. | Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию. |
апрель | 1.Посуда. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме |
апрель | 2.Космос. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме |
апрель | 3.Одежда. | Продолжить формировать умения создавать собственные схемы и шифры. |
апрель | 4.Зоопарк. | Продолжить формировать умения создавать собственные схемы и шифры. |
май | 1.Сказка. | Познакомить детей с возможностью коллективной работы по работе с готовыми схемами и сформировать умение проговаривать созданные работы; развивать фантазию. |
май | 2.Сказка. | Познакомить детей с возможностью коллективной работы по работе с готовыми схемами и сформировать умение проговаривать созданные работы; развивать фантазию. |
май | 3.Сказка. | Продолжить формировать умение создавать собственные схемы и шифры; формировать умение работать «в команде». |
Работа с родителями.
Привлечение родителей к изготовлению пособий (сентябрь 2018 г.);
Оформление информации в родительском уголке «Что такое геоборд и как с ним играть» (сентябрь-октябрь 2018 г.);
Раздаточный материал: карточки-схемы для игры с геобордом
(октябрь 2018 г.);
Совместная деятельность детей и родителей (игры с геобордом) в рамках
родительского собрания (октябрь 2018 г.).
Заключительный этап:
- Презентация результатов проекта на уровне детского сада (март 2019 г.)
- Мастер-класс для педагогов РО (апрель 2018)
Приложение 1.
Компилятивный мониторинг диагностики уровня математических представлений детей подготовительной группы
(Ерофеева Т.И.. Колесникова Е.В. )
Педагогическая диагностика готовности к школьному периоду заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.
В ходе педагогической диагностики проверяется:
состояние пространственного восприятия;
состояние зрительного восприятия;
состояние моторики и зрительно-моторных координаций.
умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.
наличие интуитивных дочисловых представлений;
овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом, представлениями об операциях сложения и вычитания;
умение сравнивать два множества по числу элементов;
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход воспитателя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.
Обследование включает в себя :
– состояния зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания N 1. 2)
– уровня пространственных представлений (задания N 3, 4, 6)
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация
(задание N 8)
– умения сравнить два множества по числу элементов и выполнить задание в точном соответствии с инструкцией (задание N 7)
– умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания и переходить от числа к конечному множеству предметов (задание N 5, 9)
При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил:
1. Если работа проводится без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
2. На каждой парте для одного ребенка должны быть заранее подготовлены необходимые для обследования листы и набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
3. Детям предлагается по одному сесть за парты. Если Вам известно, что кто-нибудь из детей плохо видит или слышит, посадите его за первую парту.
4. Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Будьте внимательны. Слушайте первое задание".
5. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если Вы явно видите, что дети Вас не поняли, но нельзя отклоняться от текста. Никаких слов "от себя" добавлять не нужно.
6. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей закончили выполнение предыдущего. Если кто-то не успел выполнить задание, предложите этому ребёнку вместе со всеми приступить к следующему. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Закончили работу над этим заданием. Слушайте следующее задание".
7. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 25 минут.
8. Во время работы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!", "Я вижу, у вас все замечательно получается!".
Индивидуальное обследование включает в себя задания, предлагаемые детям, допустившим ошибки в ходе выполнения группового обследования.
– уточнение умения сравнивать множества по числу элементов – уточнение задания № 5 первого этапа (задание 5-И);
– выявление умения производить классификацию – уточнение задания №6 первого этапа (задание 6-И);
При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:
1. Индивидуальное обследование необходимо проводить с ребенком так, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.
2.. Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в бланк обследования . Наосновании которых составляется диаграмма.
Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
I этап – фронтальное обследование
Задание 1.
Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания: "Посмотрите сюда" (указывается рисунок к заданию). "Здесь вы будете выполнять задание. В столбик слева нарисованы геометрические фигуры. Рассмотрите их на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожие фигуры в правом столбике" (воспитатель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания.
3 балла – Изображены подобные или сходные фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
2 балла – Изображены подобные или сходные фигуры, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма фигур схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигур существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
1 балл – Существенно изменены пропорции между элементами фигур; общая форма фигур схвачена плохо. Работа не сделана до конца.
0 баллов – Не схвачена общая форма фигур, но изображены какие-то замкнутые линии.
Задание 2.
Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости и четко выполнять предложенное задание (любое изменение в рисунке полностью изменяет чертеж). Выявляет сформированность усидчивости и умение переносить заданный рисунок .
Текст задания: "Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). «Здесь вы будете выполнять задание. Лист разделен на 4 столбика. В первом и третьем нарисованы фигуры, ваша задача их четко повторить во втором и четвертом столбиках.
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображения фигур четко перенесены, линии ровные
2 балла – изображения перенесены правильно, но при этом линии не четкие, нет соприкосновения с точками.
1 балл – изображения перенесены правильно, но пропорции не соблюдены
0 баллов – не схвачена общая форма фигур.
Задание 3.
Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Текст задания: «Перед вами две полянки, на которых расположены дорожки и домики в конце каждой из них. Помоги зайчику и белочке найти свои домики, обведя их кружком. Путь к домикам зашифрован в прямоугольниках внизу полянок.
Оценка выполнения задания.:
2 балла – оба задания (зайчик и белочка ) выполнены верно
1 балл – только одно задание выполнено верно, либо частично оба.
0 баллов – задание не сделано.
Задание 4.
Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге"/указывается место для выполнения задания/.
1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным
2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом."
Оценка выполнения задания.
3 балла – Все выполнено верно.
2 балла – Выполнено верно 2-3 пункта задания.
1 балл – Выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта).
0 баллов – Задание не выполнено.
В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".
Задание 5 .
Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3). "Посмотрите на свои листки. Послушайте задание".
1. "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке". (Текст задачи можно повторить).
2. "В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине?” (Текст задачи можно повторить).
Оценка выполнения задания.
3 балла – Выполнены верно обе задачи.
2 балла – Одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл – Выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
0 баллов – Есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Задание 6.
Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Текст задания: "Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник). "Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника). "Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника). "Я отметил точку вне треугольника". "Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат”.
1) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3) Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.
4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".
Оценка выполнения задания:
3 балла – Все выполнено верно.
2 балла – Выполнено верно 2-3 пункта задания.
1 балл – Выполнен верно только 1 пункт задания.
0 баллов – Задание не выполнено.
Задание 7.
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники"(указывается рисунок к заданию 5). "Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник".
Оценка выполнения задания:
3 балла – Сравнение проведено верно.
0 баллов – Сравнение проведено неверно.
Задание 8.
Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка" (указываются рисунки к заданию 6 ). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию".
Оценка выполнения задания:
3 балла – Линия проведена правильно (к зверям).
2 балла – Линия проведена к птицам.
0 баллов – Задание не выполнено.
Задание 9.
Цель: проверка арифметического счета и умения сравнивать числа между собой (больше, меньше).
Текст задания: " Посмотрите на лист с заданиями.
В первом задании нужно найти ошибку и исправить ее.
Во втором задании нужно решить задачу и записать решение « В парке стояло 3 синие скамейки и 2 зеленые. Сколько скамеек стояло в парке?»
В третьем задании также надо решить задачу и записать решение «На цветке сидели бабочки. Когда к ним прилетела еще 1 бабочка, их стало 5. Сколько бабочек сначало сидело на цветке?»
Четвертое задание «Надо сравнить числа и поставить знаки «<», «>» или «=»
Пятое задание : Сравни полоски по длине.
Оценка выполнения задания:
За каждое правильное задание начисляется один балл. Максимальное количество баллов – 5.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4. Задание 5.
Задание 6. Задание 7.
Задание 8.
Задания 9
Задание 1. Найди ошибку и исправь ее.
3+2=5 5-1=6 4+3=8
7+1=6 8-1=7 5+3=8
9+1=10 6-2=3 7-2=6
Задание 2. Реши задачу и запиши решение.
В парке стояло 3 синие скамейки и 2 зеленые. Сколько скамеек стояло в парке?
Задание 3. Реши задачу и запиши решение.
На цветке сидели бабочки. Когда к ним прилетела еще 1 бабочка, их стало 5. Сколько бабочек сначала сидело на цветке?
Задание 4. Сравни пары чисел. Поставь знаки «<», «>» или «=»
3 7 4 4 7 9
4 3 10 8 0 2
9 6 6 9 3 0
Задание 5. Сравни полоски по длине.
______________
______________
Приложение 2
Тема: Для чего нужна посуда
Образовательная область, направление: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира.
Цель:Обогащать представление детей о мире предметов; закреплять умения сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их по определенному признаку; учить различать виды посуды (кухонная, столовая, чайная); развивать внимание, память, зрительное, тактильное восприятие, осязание, речь; формировать мелкую моторику; формировать бережное отношение к посуде как результату человеческого труда.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации: сюжетные картинки с изображением посуды, геоборды, карточки с заданиями.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | Воспитатель читает строчки произведения К.Чуковского: И стаканы – дзынь! Разбиваются. И бежит, бренчит, стучит сковорода: «Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?» А за нею вилки, рюмки да бутылки, Чашки да ложки скачут по дорожке. - Из какого произведения эти строки? Кто главный герой? Что произошло? - Давайте поможем Федоре подружиться с посудой | Коммуникативная: слушают стихотворение. Отвечают на вопросы |
Организационно-поисковый | Воспитатель предлагает сделать схемы посуды на геоборде: (чашка, самовар, кастрюля, чайник, кофейник, стакан, тарелка, нож, вилка) согласно выданных карточек. Воспитатель хвалит за правильно сделанные работы. Воспитатель читает стихотворение «Для чего нужна посуда?» Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей: Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке Или в грязном ручейке. К счастью, помогает всюду Нам различная посуда: На нее еду кладут, Из нее едят и пьют. Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты…. В ней готовят сотни блюд – Варят, жарят и пекут
- Для чего нужна посуда? Воспитатель проводит дидактическую игру: «Назови виды посуды» - какие виды посуды мы знаем? Правильно, готовим мы на кухне, значит – кухонная, кушаем в столовой за столом – столовая и пьем чай, значит – чайная. - Молодцы, а теперь, встаньте те, кто на геоборде сделал кухонную посуду. Встают дети кто делал кастрюлю, чайник. Назовите еще кухонную посуду. - Встаньте те, кто делал столовую посуду. Встают дети у кого тарелка, нож, вилка, стакан. - Назовите столовую посуду. Для чего она нужна? - А как называется посуда из которой мы пьем чай? Правильно, чайная, встаньте, у кого на геоборде чайная посуда. Физкультминутка «Мы посуду перемыли»
- Встаньте в круг. Будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной: Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Ничего мы не разбили. - А теперь давайте «помоем» наши геоборды и разберем их для следующего задания. Воспитатель предлагает разгадать загадки, но делать это нужно через карточки. На карточках написан код действия составления схемы. Все во мне бурлит, кипит, А из носа льется. Чтобы снять меня с плиты, За ручку взять придется. ( чайник) У меня есть две руки, Днище вместо ножек. Из-под шляпы пар идет, Им обжечься можно (кастрюля) Он –пузатый великан, У него не нос, а кран. От него исходит жар. Что же это? (самовар) Воспитатель проводит дидактическую игру «Из чего сделана посуда?» - Из чего сделана посуда? Правильно, из фарфора, хрусталя, стекла, металла, пластмассы. Ложка из дерева какая? (деревянная) Чашка из фарфора? (фарфоровая) Ваза из хрусталя? (хрустальная) Ложка из металла? (металлическая) Миска из глины – глиняная Графин из стекла? (стеклянный) Чайник из керамики – керамический. - Если бы Федора была аккуратной, следила за своей посудой, что бы тогда произошло? А от вас дома посуда не убегает? Расскажите, как вы ухаживаете за ней? Что же случилось с Федорой в конце сказки? Давайте повторим слова Федоры: «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, буду, буду я посуду и любить, и уважать!» - Как вы думаете, будет Федора свою посуду любить? -Для чего нам нужна посуда? - Молодцы, а теперь прибираем наши геоборды и складываем все на места
| Конструирование: создают схемы Познавательно-исследовательская. Коммуникативная: внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы. Речевая: правильно произносят названия посуды. Познавательно-исследовательская: сравнивают наборы посуды Коммуникативная: отвечают на вопросы. Двигательная: активновыполняют упражнения физкультминутки Речевая: повторяют за воспитателем слова. Коммуникативная: слушают, отвечают. Двигательная: создают схемы на геоборде. Познавательно-исследовательская: разгадывают загадки. Коммуникативная: отвечают на вопросы. |
Рефлексивно-корригирующий | - Большое вам всем спасибо за работу, мы хорошо потрудились | Коммуникативная: Выражают свои эмоции. |
Тема: Космос
Образовательная область, направление: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений.
Цель: рассказ о космосе, познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме, ориентирование в пространстве.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, музыкальная.
Средства реализации: сюжетные картинки с изображением космоса, геоборды, карточки с заданиями, геометрические фигуры, слайды о космосе, музыка группы Спайс.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | Воспитатель начинает занятие -Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос. Чтобы узнать, на чем мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку: До Луны не может птица Долететь и прилуниться Но зато умеет это Делать быстрая (ракета) -Правильно, ребята, мы полетим на ракете. | Коммуникативная: слушают отгадывают загадку Отвечают на вопросы |
Организационно-поисковый | -Но нам нужно ее сделать, а для этого мы должны превратиться в инженеров-конструкторов. Это люди которые занимаются изобретением. Сейчас я каждому выдам схемы ракет. Воспитатель предлагает сделать схемы ракет на геоборде. Воспитатель хвалит за правильно сделанные работы. -А теперь давайте попробуем их разделить на геометрические фигуры. Итак, сколько треугольников у вас получилось? А сколько квадратов? -Молодцы, из вас получились замечательные инженеры-конструкторы. -Ребята, послушайте, о ком эта загадка: Человек сидит в ракете, Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит (космонавт) -Угадали! Ребята, а какой праздник отмечают 12 апреля? -Молодцы, наша страна отмечает День космонавтики. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А кто был первый космонавт? -Правильно, Ю.Гагарин. Давайте посмотрим маленький фильм о первой космической ракете. - как вы думаете, каким должен быть космонавт? -Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым. -А вы бы хотели стать космонавтами? А теперь мы превращаемся в космонавтов. -Все, полетели! Начинаем обратный отсчет от 10. Физкультминутка «Космодром». До свиданья, милый дом! Мы спешим на космодром (руки на поясе, под ритм стихотворения двойные повороты туловища вправо-влево) Там огромный звездолет, Приготовился в полет. (подняться на цыпочки, руки вверх, помахать) Чтоб в кабине оказаться, Надо высоко подняться (руки на поясе, под ритм стихов двойные повороты туловища вправо-влево) Круглый, светло-голубой Люк закроем за собой. -Наши ракеты достигли планеты Геометрик. -Но что это? -Бедные инопланетяне им негде жить, а давайте их поселим в дома. Для этого нам нужно разобрать наши ракеты, а геоборды превращаются в 4-хэтажные дома. У каждого ребенка лежит набор геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы, круги, трапеции). Воспитатель проводит дидактическую игру: «Засели дом» В верхнем левом окошке будет жить круг, под ним треугольник, а справо от треугольника – квадрат. Справо от круга – квадрат. В верхнем правом углу селим треугольник, в нижнем правом углу – квадрат, над ним прямоугольник, слева от прямоугольника – трапеция, над трапецией- квадрат, справо от квадрата – овал. В нижнем левом углу – трапеция, справо от трапеции- круг, между кругом и квадратом – треугольник. На 4-ом этаже между квадратом и треугольником поселим прямоугольник. На втором этаже слева от трапеции – круг, а слева от круга- ромб. Сколько всего треугольников живет в доме ?(3), а сколько фигур у которых нет углов? (4). А как называются эти фигуры? (круг и овал). - Молодцы, мы сегодня с вами сделали ракеты и помогли жителям планеты Геометрик заселится в дома. А теперь прибираем наши геоборды и складываем все на места
| Конструирование: создают схемы Познавательно-исследовательская. Звучит музыка. Коммуникативная, речевая: внимательно слушают загадку рассказ воспитателя, отвечают на вопросы. Игровая: отправляются в путешествие. Двигательная: активновыполняют упражнения физкультминутки Познавательно-исследовательская: закрепление пространственного ориентирования. Коммуникативная: отвечают на вопросы. Двигательная: создают схемы на геоборде. Коммуникативная: отвечают на вопросы. |
Рефлексивно-корригирующий | - Большое вам всем спасибо за работу, мы хорошо потрудились | Коммуникативная: Выражают свои эмоции. |
Тема: Деление целого на 2 и 4 части
Образовательная область, направление: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений.
Цель: организовать деятельность детей по усвоению ими правил деления целого на 2 и 4 и умение сравнивать части.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, музыкальная.
Средства реализации: сюжетные картинки с изображением торта, геоборды, карточки с заданиями, бумажные заготовки круги (оранжевого цвета), фигурки животных.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | Воспитатель начинает занятие с чтения стихотворения «Мы делили апельсин…» Мы делили апельсин Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька - для бобра, А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь кто-куда. - Что делали звери? (делили) -но видимо неправильно, раз волку не досталась долька апельсина, жалко его…., а давайте научимся правильно делить! | Коммуникативная: слушают отгадывают загадку Отвечают на вопросы |
Организационно-поисковый | -Перед вами лежат геоборды и резиночки и сейчас мы научимся делить квадрат на две части и на четыре. Воспитатель резиночкой делит квадрат геоборда на две части (но не равные) -посмотрите внимательно на сколько частей я разделила квадрат? А равные они? -А помогите мне, пожалуйста, разделите на две равные части. Воспитатель хвалит за правильно сделанные работы. -Эти части составляю половины целого. Что же называется половиной? -Половина – это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Каждая из частей называется одной второй или половиной, потому что разделили на две равные части. -А теперь давайте попробуем эти половины разделить еще на две части. -молодцы, т.е. квадрат можно разделить на 4 части, каждая из них будет называться четвертью. А что больше : целая часть или половина? Половина или четветь? Физкультминутка Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик Раз-сюда, два –туда, Повернись вокруг себя. Раз-присели, два привстали. Руки кверху все подняли, Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. На геоборды крепятся круги. -Смотрите, а сейчас перед вами круг апельсина. Можно его разделить на две части? -Молодцы, а это будут половины? -А как нам разделить четко по половинам? -Правильно, надо вести линию через центр круга. -А теперь давайте раздели круг на 4 части (четверти) -А сейчас давайте поделим этот апельсин так, чтобы хватило всем зверятам (делим на 8 частей). - Молодцы, мы сегодня с вами угостили всех зверей апельсином и не забыли волка. А теперь прибираем наши геоборды и складываем все на места
| Конструирование: создают схемы Познавательно-исследовательская. Звучит музыка. Коммуникативная, речевая: внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Двигательная: активно выполняют упражнения физкультминутки Познавательно-исследовательская: закрепление пространственного ориентирования. Коммуникативная: отвечают на вопросы. Двигательная: создают схемы на геоборде. Коммуникативная: отвечают на вопросы. |
Рефлексивно-корригирующий | - Большое вам всем спасибо за работу, мы хорошо потрудились | Коммуникативная: Выражают свои эмоции. |
Приложение 3
Схемы к математическому планшету
Тема: Животные
Тема: Одежда
Тема: Транспорт
Тема: Посуда
Тема Бабочки
Тема: Сказка «Репка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический планшет или геоборд
Геоборд (geoboard) – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений....

Что такое "Геоборд"?
В нашей группе "Капитошка" есть сенсорный уголок. В нем мы воспитатели предлагаем детям научиться играть в новые игры такие как "геоборд".Что же это за игра?Геоборд (geoboard) &nda...

Дидактическая игра "Геоборд"
Геоборд- многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений, которая используется в развивающих играх и обучении детей с3х лет, а также дошкольников и школьни...

Долгосрочный проект «Использование геобордов в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Презентация "Геоборд, как средство развития познавательной активности дошкольника".
Геоборд, геометрик или математический планшет - это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Доска поделена на равные квадраты, в уголке каждого прибит штырёк....

"Геоборд" математический планшет
Математический планшет (геоборд) — игровое поле с выступающими колышками. Оно может быть деревянным, пластиковым. С одной стороны поля колышки расположены с одинаковыми промежутками по горизонта...

Многофункциональное пособие для детского сада «Геоборд»
Аннотация пособия «Геоборд»Многофункциональная дидактическая игра «Геоборд» является авторской разработкой, которая используется для:развития когнитивных способностей ребенка: ...
