Единое пространство сотрудничества с семьей, как главное условие развитие дошкольника (из опыта работы)
методическая разработка (подготовительная группа)

Валентина Александровна Медведева

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека и очень важный период в становлении личности ребёнка. Детство - это процесс освоения социального пространства, определения в нём себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребёнка со взрослыми и друг другом. «Детство» объективно воспринимается взрослыми как «приемник», большей или меньшей степени осваивающий, присваивающий воздействие Взрослого сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinoe_prostranstvo.docx312.15 КБ

Предварительный просмотр:

Единое пространство сотрудничества с семьей, как главное условие развитие дошкольника

 (из опыта работы)

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СПРАВЕДЛИВО ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ СТАЛО ТЕРЯТЬ ГЛАВНОЕ - ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ЖИЗНИ. ЛЮДИ СТАНОВЯТЬСЯ БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ГЛУХИМИ, ЧАСТО НЕ ЧУВСТВУЮТ И НЕ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА, И ПОЭТОМУ НАДО РАБОТАТЬ НА I ИЗМЕНЕНИЕМ ТАКОГО СОЗНАНИЯ. И НАЧИНАТЬ НАДО С ДЕТСТВА , ВЕДЬ СЕГОДНЕШНИЕ ДЕТИ БУДУТ СТРОИТЬ РОССИЮ В НЕДАЛЁКОМ БУДУЩЕМ.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека и очень важный период в становлении личности ребёнка. Детство - это процесс освоения социального пространства, определения в нём себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребёнка со взрослыми и друг другом. «Детство» объективно воспринимается взрослыми как «приемник», большей или меньшей степени осваивающий, присваивающий воздействие Взрослого сообщества.

В результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. А хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своих интересов, одобрение при успехе, помощь в случае затруднений. А для этого самому нужно быть отзывчивым. «Зачем уделять этому внимание, если ребёнок ещё так мал?» - спросите вы. Эти качества пригодятся в дальнейшей ШКОЛЬНОЙ И ВЗРОСЛОЙ жизни. Но они не придут к ребёнку сами, их надо воспитывать.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор и компьютер, «ЛУЧШИЕ» ЗАНЯТИЯ - это ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ и КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ. Часто приходится слышать о тлетворном влиянии телевидения и других средств массовой информации. Несомненно, для нравственного развития ребенка очень важно, какие ценности, формы поведения и отношений людей общество «выставляет» как образцы.

Сегодня ребёнок поставлен в принципиально новую ситуацию, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущий прежде всего из телевизора, перекрывающий знания, получаемые от родителей, воспитателей. Причём эта информация, не имеющая структурно - содержательной логической связи, подаваемая бессистемно отрицательно влияет на мышление, самосознание и миропонимание ребёнка. Способность малыша противостоять внешним вредным воздействиям очень низка. В самом Детстве изменились отношения между детьми. Отмечается примитивизация сознания детей, рост грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние переживания ребёнка: неуверенность, одиночество, страх. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Именно диалог, как форма организации воспитательной деятельности позволяет воспитателю знакомить ребенка с культурными образцами, нормами, способами деятельности; получать сведения об актуальном уровне развития сознания и личности; является оптимальной формой преодоления диалектического противоречия между индивидуализацией и социализацией ребенка в процессе воспитания.

Задача диалога - создание психолого - педагогических условий для становления основ мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. У человека должен быть «стержень», должны быть ценности, своё мировоззрение. В мировоззренческом диалоге ребёнок обнаружит, что он не «пуп земли», что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем, уметь отстаивать свои принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться; не противопоставляя себя другим и не теряя себя, в сотворчестве, взаимопонимании. Старший дошкольный возраст - время «фактического складывания личности». Именно в этот период растёт произвольность и опосредованность психических процессов, накапливается опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют утверждать: воспитательные диалоги со старшими дошкольниками возможны и необходимы. Ограничусь лишь несколькими доказательствами и аргументами. Дети старшего дошкольного возраста испытывают обострённый интерес к сфере социальных отношений и морально- нравственных норм. Об этом свидетельствует сам факт существования сюжетно — ролевой игры в статусе ведущей деятельности старших дошкольников. Глубинный, социальный смысл сюжетно - ролевой игры заключается в «освоении ребёнком результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. Задачами сотрудничества воспитателей с родителями являются:

-        установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей;

-        создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения  проблемы друг друга;

-        активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Главное усилие педагога и ДОУ должны быть направлены на:

-        улучшение семейного микроклимата;

-        формирование положительных взаимоотношений в семье:

-        повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения;

-        формирование совместными усилиями полноценной личности ребёнка, подготовке его к школе. Каждому педагогу необходимо помнить, что дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей к родителям необходимо соблюдение, как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

-        взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

-        соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

-        учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

-сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

-        взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-        одновременное влияние на родителей и детей;

-        система в работе с родителями.

В течении всего учебного года нужно вовлекать родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детского сада, активизировать участие в различных мероприятиях.

Для успешной работы необходимо хорошо знать семью, где воспитывается ребёнок. Использование разных средств наглядной пропаганды, где основной идеей звучит убеждение, что активное участие родителя в жизни своего ребёнка в ДОУ поможет им: -преодолеть авторитаризм в семейном воспитании и увидеть мир с позиции ребёнка; -относится к ребёнку, как к равному;

-        понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, радоваться его личностному росту;

-        знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

-        проявлять личностную заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

-        установить хорошие и доверительные отношения с ребёнком.

Опыт работы показывает, что индивидуальные беседы и встречи воспитателей и специалистов но актуальным, а главное значимым для ребенка проблемам, является эффективной формой сотрудничества с семьей.

Практика показала, что если воспитатель не составляет, длинных речей-монологов, ведет беседу, умело, используя педагогические ситуации, приводит конкретные примеры организации жизни и деятельности детей в группе или в семье, вызывает взрослых на разговор, предлагает запись на магнитофоне или видео, то такая встреча будет иметь результат. Установление взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.

Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный циститу: интимно-личностную связь и исходное единство с родными. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем, возрасте».

Учебный год для воспитателя начинается с традиционного знакомства с семьями детей. Я считаю, что педагог должен быть информирован о семье, из которой к нему поступает ребенок. И здесь огромную роль играет изучение своеобразных факторов, присущих разным семьям.

С этой целью использую следующие методы изучения семьи и ее индивидуальных особенностей: мотивационной стороны жизни взрослых», правил, регламентирующих отношения между людьми, Доминирующей формой общения детей становится внеситуативно - личностное общение, направленное на постижение многоликого и сложного «мира людей». Старший дошкольник «сосредоточен на своём социальном окружении, кропотливо исследует его», Не случайно именно в этом возрасте появляется «устойчивая привязанность, нужда в каком - либо конкретном человеке», и одна из самых светлых человеческих способностей - способность дружить.

Интерес К МИРУ ВЗРОСЛЫХ и ИНТЕРЕС ВООБЩЕ, как писал Л.С, Выготский, «идёт впереди интеллектуального развития, ведёт его за собой». Внимательно присмотритесь к играм старших дошкольников. Пять минут дети играют - два часа занимаются сюжетосложением, выдумывают свою - параллельную настоящей, но всё более согласующуюся с ней - игровую реальность, распределяют роли и функции, планируют, фантазируют, ведут целые словесные баталии относительно «хорошего» и «плохого», честной и нечестной игры, говорят о предательстве, лжи, справедливости, жадностл. притворстве, настоящей дружбе. Диалоги на мировоззренческие темы уже органично вплетается в развитую игру, составляют необходимую принадлежность, неизменный атрибут жизни каждого дошкольника. В языковой компетенции старших дошкольников, в их активном и пассивном словаре широко представлены так называемые «абстрактные» слова обыденного языка «добро», «зло», «счастье», «красота», «настоящее»... Дети активно используют такие слова в их коммуникативной функции. Значит, «абстрактные» слова не «пустой звук» уже для 5 - 6 - летнего ребёнка. Дети вкладывают в них некое содержание, наполняют уникальным смыслом.

Как известно, основным материалом наглядно -— образного мышления, характерного для старших дошкольников, являются «спонтанные понятия». Спонтанные понятия есть не что иное, как форма психологической, субъективной связи между словом и представлением старший дошкольник мыслит, упорядочивает собственную картину мира, движется от хаоса к системе, от субъективного и случайного к объективному.

Создавая особые проблемные ситуации, направляя маленьких собеседников на постановку и размышление о вариантах преодоления морально ----- нравственных вопросов, можно помочь ребёнку «вынести» свои мировоззренческие представления вовне, в открытое диалогическое пространство, поделиться ими с партнёром по общению. (Л.С. Выготский писал:«Проговорить - это и значит осознать»). Дети изначально, спонтанно усваивают разные ценности, неосознанно занимая разные позиции по самым важным, кардинальным вопросам человеческого бытия. Отсюда рождается потенциал для удивления, обнаружения иных, нежели собственные, ценностей, разочарования или утверждении в своей правоте, потенциал для преодоления эгоцентризма, согласования несовпадающих точек зрения, спора, диалога но мировоззренческим вопросам. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста поведение ребёнка из спонтанного, импульсивного, неосознанного должно превратиться в произвольное, подконтрольное ему самому, ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ С РЕБЁНКОМ , ВЗРОСЛЫЕ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬ И УКРЕПЛЯТЬ ЕГО ПОЗИТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПОСТЕПЕННО ВВОДИТЬ ЕГО В МИР ВСЁ БОЛЕЕ УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, передавать ему свои взгляды на окружающий мир, свои предубеждения, свои моральные понятия и нравственные представления, ИНАЧЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ РЕБЕНКА НЕ ПОЛУЧИТСЯ. СЕЙЧАС МНОГО ПИШУТ О ТОМ, ЧТО на ПУТИ взросления ребёнка подстерегают многие риски. Думается, что самый опасный из них «риск» не стать человеком.

C:\Users\Администратор\Desktop\фотки\клен\PB070818.JPG

Единое пространство сотрудничества с семьей, как главное условие развития дошкольника.

Хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад, как первичные социальные. Воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально - педагогической и культурно - образовательной среды для жизни , развития и самореализации ребёнка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании , не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Создание единого пространства сотрудничества с семьёй, как главное условие развития дошкольника, поиск эффективных методов работы - одно из основных направлений деятельности ДОУ. Наша задача способствовать полноценному развитию личности. Каким образом? Путём эффективного взаимодействия с семьёй. Современная модель сотрудничества ДОУ с семьёй понимается , как процесс межличностного общения:

  1. ближе познакомиться с родителями; - установить контакт с родителями;
  2. выявить структуру семьи (сколько человек, возраст, образование, отношение между взрослыми в семье, профессии взрослых);
  3. определить педагогические возможности семьи (наличие и отсутствие системы воспитания, уровень педагогической культуры, какие методы воспитания родители используют);
  4. определить знания родителей об образовательных и оздоровительных технологиях и возможности применения их в домашних условиях; о потенциальных возможностях и жизни ребенка в семье.

Анализ полученной информации позволяет нам осуществить индивидуальный подход на основе личностно ориентированной реакции на конкретного ребенка. Что же подразумевается под этим? Прежде всего, это знание состояния здоровья ребенка до поступления в детское дошкольное учреждение, а также особенностей его психического развития, в том числе начала формирования активной речи, развития движений и других известных показателей. Кроме этого, важен и учет эмоциональной сферы ребёнка, возможности ситуаций проявления как положительных, так к отрицательных эмоций.

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер, делая акцент на дифференцированный подход к каждой семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование загадок во всестороннем развитии дошкольников" (из опыта работы)

Статья предназначена для педагогов и родителей и раскрывает особенности в работе с детьми по использованию загадок во всестороннем развитии дошкольников....

Консультация для родителей на тему: «Социальное развитие дошкольников» (из опыта работы).

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит  жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать ...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...