Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
    консультация (старшая группа)


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №189 «Солнышко»

    Консультация для воспитателей

    «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

    Е.А. Щербакова – воспитатель высшей квалификационной категории

     

    «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

    «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»

    В. А. Сухомлинский

    Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном проектном документе Минобрнауки России «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

    С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе.

    В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности.

    Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

    Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.                                                 Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране.

    Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

    Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

    Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране.

    Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.

    Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:

    - Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

    - Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    - Воспитание уважения к труду;

    - Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    - Формирование элементарных знаний о правах человека;

    - Расширение представлений о городах России;

    - Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    - Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    - Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения НОД, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

            Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Тематика, которой мы придерживаемся следующая: «Моя семья», «Моя улица», «Мой город», «Моя страна». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии, НОД, а по некоторым темам – праздники.

    В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такие методы:

    - Целевые экскурсии.

    - Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

    - Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.

    - Беседы с детьми о родном городе

    - Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

    - Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

    - Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

    - Наблюдение окружающего мира

    - Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.

    - Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

    - Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

    Формы работы:

    - Наблюдения.

    - Организация экскурсий и целевых прогулок.

    - Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).

    - Проектная деятельность.

    - Моделирование и решение проблемных ситуаций.

    - Придумывание сказок, историй и их театрализация.

    - Трудовая деятельность.

    - Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).

    - Познавательно-исследовательская деятельность.

    - Игровая деятельность.

    Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».

    Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

    Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16

    Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию....

    Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания. апрель 2017

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян....

    Консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"

    Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников...

    консультация «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

    Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспита...