консультация «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
консультация (старшая группа)

Шпотова Вера Викторовна

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разра­ботка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реа­лизация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколе­нием. Поэтому педагогам необходимо обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы они реализуют патриотическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инновационные формы работы

по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.  Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что человеком его надо воспитать». 
                                                                                                                   В. А. Сухомлинский 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм - это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

ФГОС ДО ставит цель по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

-создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного , морального и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание по ФГОС подразумевает следующие задачи:

-формирование нравственно- духовных особенностей личности;

-формирование чувств гордости за свою нацию;

-формирование почтительного отношения к национальным и

культурным традициям своего народа.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, они не заменяют традиционные формы, а успешно их дополняют и восполняют.

Используя инновационные формы и методы нравственно-патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своей великой Родины, малой Родины, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свою семью, уважать людей разных национальностей.

1. Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

2. Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

-развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

-эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

ИКТ –технология – технология обмена информацией, коммуникации. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или Windows Live, Windows Movie Maker, создаются самостоятельно педагогом.

Вот важные виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:

- Электронные энциклопедии, справочники, словари.

- Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т.д.

- Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.

- В образовательный процесс мы включаем видеолектории - организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей.

 ИКТ помогают современным педагогам, в работе:

1.     Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.     Подбор дополнительного познавательного материала, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.     Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.     Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

3. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ, в том числе АОП (адаптированных образовательных программ) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Квест- технология - это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

• линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

• штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

• кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей (путешествие по родному городу, дорогами войны, разведчики).

Вывод:

Проводя все инновационные формы работы согласно ФГОС ДО мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, а его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины: трудолюбивый, милосердный, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса  - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый ...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Данный материал будет полезен педагоам занимающихся вопросами патриотического воспитания дошкольников, а так же ответсвенным за ведение мини-музеев Боевой и Трудовой Славы в детском саду....

Проект Музей «Воинской славы», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

ПроектМузей «Воинской  славы», как инновационнаяформа работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

Проект Мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Центром реализации такой системы становится создание мини-музея, который поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей....

консультация «Инновационные формы работы по развитию монологической речи дошкольников»

Консультация познакомит воспитатетлей ДОУ с инновационными формами по развитию монологической речи дошкольников...