План-программа семейных вечеров "Навстречу друг другу"
проект
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. А зачастую в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Родители, принимая участие в программе «Навстречу друг другу» проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.
Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. К сожалению, многие взрослые большое внимание, в ущерб игре, уделяют обучению игре, причем предпочитают строить его по школьному типу. Мы акцентируем внимание родителей на игре малышей, показываем ее значение, учим способам игрового взаимодействия взрослого и ребенка.
С целью ознакомления родителей с многообразием игр и их возможностью применения в развитии детей были организованы семейные вечера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semeynye_vechera.docx | 45.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Рябинка» |
План-программа
семейных вечеров
«Навстречу друг другу»
для детей раннего возраста и их родителей
Срок реализации: 1год
Разработчики:
социальный педагог
Ольга Владимировна Семенюк,
педагог-психолог
Наиля Юрисовна Рубанец
Содержание
1. | Целевой раздел…………………………………………………….. | 4 |
1.1. | Введение……………………………………………………………. | 4 |
1.2. | Актуальность проблемы…………………………………………... | 4 |
1.3 | Цель………………………………………………………………… | 5 |
1.4 | Задачи……………………………………………………………….. | 5 |
2. | Содержательный раздел…………………………………………… | 5 |
2.1. | Условия реализации программы………………………………….. | 5 |
2.2. | Ожидаемые результаты реализации программы………………… | 6 |
2.3. | План работы семейных вечеров «Навстречу друг другу» на учебный год……………………………………………………….. | 7 |
3. | Организационный раздел………………………………………… | 7 |
3.1. | Материально – техническое обеспечение……………………… | 7 |
4. | Используемая литература……………………………………….. | 8 |
Приложение: | ||
Конспект 1 встречи………………………………………………… | 9 |
Информационная карта Программы
Название программы | Навстречу друг другу |
Тип программы | Социально-коммуникативный |
Вид программы | Среднесрочный |
По количеству детей и родителей | Групповой |
Форма проведения | Вечерняя (детско-родительские встречи) |
По уровню контактов | На уровне образовательного учреждения |
Цели | Способствовать родителям в определении оптимальных путей взаимодействия с ребенком через игровую деятельность и общение. |
Задачи: | 1. Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка; 2. содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком. 3. познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; 4. показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития; 5. воспитывать первоначальные игровые и вокальные навыки; 7. помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно - игровой деятельности |
Структура и срок реализации программы | 1. Подготовительный этап: 1 месяц 2. Основной этап: 7 месяцев 3. Обобщающий этап: 1 месяц |
Составитель проекта | Социальный педагог Семенюк Ольга Владимировна; педагог-психолог Рубанец Наиля Юрисовна |
- Целевой раздел
1.1.Введение
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. А зачастую в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Родители, принимая участие в программе «Навстречу друг другу» проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.
Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. К сожалению, многие взрослые большое внимание, в ущерб игре, уделяют обучению игре, причем предпочитают строить его по школьному типу. Мы акцентируем внимание родителей на игре малышей, показываем ее значение, учим способам игрового взаимодействия взрослого и ребенка.
С целью ознакомления родителей с многообразием игр и их возможностью применения в развитии детей были организованы семейные вечера.
1.2.Актуальность проблемы
В связи с поступлением в детский сад у родителей появляются новые проблемы, связанные с воспитанием, развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Как известно, лучший способ обучения детей раннего возраста – это игровой процесс, т.к. он является ведущим в дошкольном возрасте, поэтому мы решили предложить родителям занятия в игровой форме для детей раннего возраста.
Актуальность программы заключается в том, что на встречах в семейном клубе наглядно демонстрируется развивающий и воспитательный потенциал игры для детей раннего возраста.
1.3 Цель:
Способствовать родителям в определении оптимальных путей взаимодействия с ребенком через игровую деятельность и общение.
1.4. Задачи:
1. повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
2. содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.
3. познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
4. показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития;
5. воспитывать первоначальные игровые и вокальные навыки;
6. помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно - игровой деятельности.
- Содержательный раздел
2.1. Условия реализации программы
Программа реализуется в течение одного учебного года, частота проведения – 4 раза в год. Период занятий – с сентября по май.
Семейные вечера «Навстречу друг другу» реализуют специалисты детского сада: педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель. Используются разные формы работы: игровые методы и приёмы, игровой массаж, музыкотерапия, пальчиковые игры и др.
Участники: дети раннего возраста (2-3 года) и их законные представители.
Каждая встреча состоит из двух блоков:
- мини-лекция для родителей по вопросам детской психологии;
- совместная детско-родительская деятельность, включающая игры, направленные на развитие мелкой моторики, восприятия, речи.
2.2. Ожидаемые результаты реализации программы:
- Овладение игровыми приемами взаимодействия с ребенком.
- Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
- Умение уважать желание и возможности ребенка.
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- План работы семейных вечеров «Навстречу друг другу» на учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Тема: «Наши любимые игрушки». Задача: Помочь родителям осознать потребности малыша, показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития. | Октябрь | |
2 | Тема: «Наши пальчики играют, говорить нам помогают». Задача: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики; познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. | Декабрь | |
3 | Тема: «Играем и поём» Задачи: Воспитывать первоначальные игровые и вокальные навыки, формировать музыкальное восприятие детей | Февраль | |
4 | Тема: «Моё солнышко» Задачи: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательно- игровой деятельности, содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком | Апрель |
3. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение
Встречи проходят в музыкальном зале.
Оборудование и материалы для реализации программы:
- музыкальный центр,
- аудиозаписи музыки,
- канцелярские товары,
- мягкие коврики,
- массажные мячики.
4. Используемая литература
1. | Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей раннего возраста методическое пособие. - М: ТЦ Сфера 2013; |
2. | Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012; |
3. | Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я / Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998; |
4. | Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2019; |
5. | Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48; |
6. | Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия/ авт.-сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009; |
7. | Чибисова М. Ю. "Психолог на родительском собрании", М., Генезис, 2004 |
Приложение
Семейный вечер №1 «Наши любимые игрушки»
Цель: Помочь родителям осознать потребности малыша, показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития.
Задачи:
- создать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу для родителей и детей;
- познакомить родителей с возможностями и значением совместной игры в развитии ребенка;
- расширить диапазон невербального общения родителей и детей;
- обогащать двигательный опыт детей, развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, побуждать к речевой активности.
Оборудование: мячи по количеству участников; игрушки: зайка, самолёт, самолет, неваляшка; музыкальное сопровождение.
Ход встречи.
1. Мини-лекция для родителей «Игра в жизни ребенка раннего возраста»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами на семейных вечерах «Навстречу друг другу». Вести их будем мы: педагог-психолог, социальный педагог и музыкальный руководитель. Наши встречи будут проходить 4 раза в год следующим образом: сначала мини-лекция по теме для вас, затем совместное игровое занятие с детьми в музыкальном зале.
Сегодня наша встреча на тему «Наши любимые игрушки».
Важность развития малыша в возрасте до 3 лет нельзя недооценивать! По мнению детских психологов, до 70% информации об окружающем мире ребенок получает к трем годам, а за всю оставшуюся жизнь – около 30%. Поэтому очень важной задачей для окружающих ребенка взрослых – родителей, воспитателей, других родственников и знакомых является максимальное использование возможностей раннего возраста.
Как можно обучать малыша 2 – 3 лет? Только в игре! Игра – это основное, необходимое и желанное занятие в жизни ребенка раннего возраста. В играх дети изучают свойства окружающих предметов, развивают ловкость, внимание, воображение и мышление.
Но для того, чтобы малыш начал играть, нужно участие взрослого. Если Вы просто купили игрушку и дали ее ребенку 2 лет, то, скорее всего через несколько минут он ее бросит, потому что не знает, как с ней играть. Нужно показать малышу, что куклу можно покормить, покачать и положить спать, в машину можно загрузить кубики и повезти на стройку и т. п. Сколько радости видно в глазах ребенка, когда взрослые начинают играть с ним! Домашние дела и заботы могут немного подождать, ведь Ваш малыш нуждается в Вашем внимании. Давно замечено, что в тех семьях, где родители и бабушки с дедушками регулярно играют с ребенком, более теплые отношения, дети не капризничают. Почему? Потому что они получают достаточно внимания.
Также родителям важно помнить о том, что с помощью игры можно не только развивать ловкость и внимание, но и воспитывать малыша. Любая ситуация станет более понятной, если родители «проиграют» ее – «Куклы поссорились», «Мишка отнял машину у зайчика», «Котенок ударил щенка» и т. д. В процессе обыгрывания подобных ситуаций Вы можете подсказать малышу способы выхода из конфликтных ситуаций, научить предотвращать ссоры.
Игры с правилами учат ребенка организованности и самоконтролю. Впоследствии это позволит сформировать сознательное поведение, усвоить нравственные нормы и правила поведения в коллективе.
Игры в раннем возрасте позволят Вашему малышу сформировать наиболее ценные качества характера!
А теперь давайте поиграем! Приходите со своими малышами в музыкальный зал.
Взрослые с детьми заходят в зал.
Добрый вечер, мамы и папы! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поиграть в подвижные игры с вашими детьми. Мы покажем вам несколько подвижных игр, в которые вы также можете поиграть дома.
2. Упражнение-приветствие на сплочение «Мы за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся»
(педагог-психолог предлагает родителям и детям встать в круг и по возможности синхронно повторять слова и движения)
Мы похлопаем в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы потопаем ногами: топ-топ-топ.
Покачаем головой: тик-так, тик-так.
Ручки мы поднимем, ручки мы опустим.
За руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся,
Чтобы было хорошее настроение!
2. Игра «Зайка серенький сидит».
Социальный педагог. Ребятки, к нам в гости пришли игрушки! Посмотрите, кто это? (Достает из-за ширмы зайку)
Ребятки, давайте поиграем с зайчиком. У него есть любимая игра «Зайка серенький сидит».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так, он ушами шевелит,
(садятся на корточки, двигают кистями рук над головой)
Зайке холодно сидеть - надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
(встают, поглаживают одной рукой другую, потом наоборот)
Зайке холодно стоять - надо зайке поскакать,
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
(прижимают кисти рук к груди (как лапки) и прыгают на месте)
Ай, да молодцы ребята! Зайчику очень понравилось!
3. Игра-песенка «Неваляшка»
Музыкальный руководитель показывает куклу-неваляшку.
В гости к нам пришла, друзья,
Кукла необычная:
Не сидит, не лежит,
Только знай себе, стоит.
Знают Сашки и Наташки:
Это кукла … неваляшка!
Звучит музыкальная композиция «Неваляшка» сл. З. Петровой, муз. З. Левиной. Участники повторяют за ведущими движения под музыку.
4. Игра малой активности с мячом «Покатаем мяч друг другу»
Педагог-психолог показывает мячик и читает стихотворение:
Вот какой весёлый мячик
Так и скачет, так и скачет
Будут малыши играть
Мячик ручками катать!
Дети с родителями садятся на ковёр (ноги врозь, напротив друг друга) и катают мячик друг другу.
5. Игра «Самолёты»
Социальный педагог показывает самолёт и предлагает полетать на самолётах, все движения взрослые выполняют вместе с детьми.
Самолёт построим сами,
(Стучат кулачками: тук-тук-тук)
Заведём мотор руками: р-р-р.
(Совершают вращательные движения руками)
Понесёмся над лесами
Понесёмся над лесами
(Поднимают руки в стороны, бегают по кругу «самолёты летают», произносят звук «у-у-у»)
А потом вернёмся к маме.
6. Заключение. (педагог-психолог)
Наша встреча подошла к концу. Спасибо, что были с нами сегодня. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный художественно – творческий проект «Навстречу друг другу»
Основное направление этой творческой акции – помочь выстроить отношения меду детьми и родителями прямо во время работы над картинами. Это будут семейные портреты. Авторы могут изображать всех членов с...
Программа семейного спортивного клуба "Навстречу друг другу"
Программа семейного спортивного клуба для родителей и детей средней группы...
Семейный клуб «Навстречу друг другу» на тему«В гости в осенний лес»
В группе «Ёлочка» прошёл семейный клуб «Навстречу друг другу» на тему«В гости в осенний лес».Мероприятие былоорганизованно так, чтобы родители смоглипосмотреть, как можно знакомить малышей с окружающи...
Учимся понимать друг друга. Применение техники "Семейная хореография " в работе с родителями.
laquo;Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Феликс Адлер....
Семейный клуб «Навстречу друг другу» «Путешествие в страну «Сенсорика»
Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность....
План программа семейных вечеров "Навстречу друг другу" для детей раннего возраста и их родителей (законных представителей)
для детей раннего возраста и их родителей...
Семейный клуб «Навстречу друг другу» на тему: «Праздники цифры 4».
Познавательное мероприятие для детей и родителей.Цель: Ознакомление родителей с формой проведения творческой мастерской (мастер - класс). Задачи:Совершенствовать работу с родителями по ознакомлен...