Создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми дошкольного возраста норм этикета и морали
учебно-методический материал (старшая группа)

Истомина Наталья Михайловна

 

 

   Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так.

     Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми дошкольного возраста норм этикета и морали

   Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так.

 В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него.

  Потерявший уверенность,  делает одну ошибку за другой,  невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

    Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.

  Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

  Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо с раннего дошкольного возраста.

  Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.

     Для создания психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми дошкольного возраста норм этикета и морали необходимы следующие условия.

Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.

      Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный человек.

 Такое обучение способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять словарный запас этико-поведенческих понятий: этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.

     В своей работе с детьми для осознанного принятия детьми дошкольного возраста норм этикета и морали, я использую технологию «Воспитательный (сократический диалог), автор Телегин М.В.

Работа проводится в виде кружковой деятельности. Название кружка «Этот большой мир».

ЦЕЛЬ: формирование мировоззрения дошкольников посредством воспитательного сократического диалога.

     Задачи:

Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.

Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

Совершенствовать умение регулировать своё поведение.

Обучать детей правильному поведению в социуме.

Принятия норм этикета.

Свою работу  я разделила на 4 блока:

1 «КАКОЙ Я?»

-развивать умение обращать внимание на свои переживания, поступки;

-способствовать развитию самооценки;

-помочь детям осознать свою индивидуальность и неповторимость;

-воспитывать уважение и любовь к родным людям, гордость за свою семью.

Создание книги «Про наши добрые дела»

Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо, что такое плохо»

Обыгрывание ИГРОВЫХ ситуаций «Не поделили игрушку»

Игра «Пирамида любви»

Прослушивание детских песен: «Папа может все, что угодно», «Мама»

Рисунок «Я и моя семья»

Создание альбомов « Моя семья»

Презентация семейных проектов (традиции семьи,  «Мое имя»,  занятия и хобби, гостеприимство)

2 «ДЕТСКИЙ МИР»

-развивать умения сотрудничать и сопереживать, оказывать заботу и внимание в отношениях друг к другу;

-учить детей высказывать свое мнение о друзьях, замечать их хорошие и плохие поступки;

-развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности детей;

 -развивать умения вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения

Упражнение «Спиной друг к другу»

Составление с детьми «Правил хорошего настроения»        

Упражнение «Друг в беде не бросит»;

 Упражнение «Последствия поступков»

Игра «Запрещенные движения»

Изготовление плаката «Дружат дети всей Земли».

   Упражнение  «Справедливость»; Упражнение «Самый лучший»

Музыкальная карусель  «Дружба крепкая»

3 «МИР»

-закреплять представления детей о нравственном поведении,        

-научить детей понимать окружающих взрослых в духе добра, уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи;

 -воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми детьми;

-закреплять навыки общения в общественных местах        

Упражнение «Волшебная палочка»

 Игра «Горная тропика»

Изготовление опорных карт «Как я помогаю старшим членам семьи»         Упражнение «Ребенок и взрослый»;

Упражнение «Путешествие в будущее»;

Упражнение «Кто взрослый?»

Игра «Строим дом»

Музыкально — спортивное развлечение «Папа, мама, я - спортивная семья»

4 «ЯМАЛ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

-воспитывать интерес и желание к познанию культуры народов Ямала;

-закрепить представления о жизни людей в поселках оленеводов, их занятиях, обычаях, играх;

-продолжать знакомить с различными национальными видами и жанрами изобразительного искусства;

-пополнять словарь детей названиями предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества        

Экскурсия по экологической тропе «Озеро»

Чтение сказки «Айога»

Экскурсия в городской музей

Аппликация «Национальный костюм»        

Упражнение «Друг в беде не бросит»

Упражнение «Последствия поступков»

Рассматривание иллюстраций «Под полярной звездой», фотографий «Стадо оленей», «Тундра»

Изготовление напольной игры «Поселок Оленеводов»

Эксперимент со мхом и водой.        

 Упражнение «Помощь людям»; «Справедливость»;

Музыкально-спортивный праздник «В тундре»

   

                              Формы обучения

 Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Упражнение: многократно повторяется то или иное действие. Следует помочь осознать ребенку необходимость, предмета с которым они взаимодействуют.

Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Здесь каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.  

    Обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

        Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

        

                       

                                         

                                         

                                             ПАМЯТКА

                 Младший дошкольный возраст (3-4 года):

В совместной деятельности с детьми, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;

Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;

Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;

Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;

Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;

Учить самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;

Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на “Вы”;

Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.

Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;

Формировать навыки поведения за столом.

                         

                     Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;

Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;

Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;

Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;

Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;

Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;

Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

                             

                      Старший дошкольный возраст (5-7 лет):

Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.);

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;

Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре);

Учить детей правилам общения по телефону, написания писем;

Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;

Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих;

Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;

Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.

Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

                                      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого...

Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал по психолого-педагогической коррекции Проблема: «Ребёнок старшего дошкольного возраста не реагирует на просьбы взрослого"...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...

«Создание максимально благоприятных условий по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации с ФГОС ДО»

Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредствам реализации ФГОС ДО теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ...

Психолого-педагогический проект "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.И, конечно, это терапия средой-особой сказочно...

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в  ДОУ»...