Программа: «Психолого - педагогическое сопровождения процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации:
методическая разработка по психологии

Костеева Ольга Николаевна

«В детский сад с радостью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_adaptatsiyu.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное образовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

Программа: «Психолого - педагогическое сопровождения процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в дошкольной   образовательной организации:

«В детский сад с радостью»

Педагог-психолог

 Костеева Ольга Николаевна

2022г.

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены , по этому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание  в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению  темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться  в дошкольном учреждении.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития ребёнка на основе изучения возрастных возможностей. В программе представлены организация и содержание коррекционно-развивающей работы с учетом уровня психического развития ребёнка с учётом индивидуальных особенностей.  Данная программа разработана на основе программы А.С. Ронжиной «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации  к дошкольному учреждению»

Форма работы: групповая.

Количество занятий: 14

Продолжительность 10-15 минут.

Цель: оказать практическую помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Преодоление стрессовых ситуаций, состояний тревоги, агрессии у детей раннего возрастав период адаптации к детскому саду;
  • Формирование позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
  • Развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движения.

Перспективное планирование  занятий по профилактике дезадаптации

Тема занятия

Цели занятия

Формы работы

1.

«Божья коровка»

Создание  положительного эмоционального настроя в группе; развитие зрительного восприятия (цвет, форма)

Ритуальное приветствие  чтение потешки «божья коровка» Рисование «Божья коровка»

2.

«Листопад»

Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности; повышенной двигательной активности; развитие творческих способностей.

Приветствие. Упражнение «Зашагали наши ножки» Игра «Солнышка и дождик»

Рисование «Листопад»

3.

«Мячик»

Сплочение группы; развитие умений взаимодействовать со сверстниками; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве.

Приветствие.

Упражнение «Цвет, форма, величина»

Психогимнастика по стихотворению  «Мой  весёлый звонкий мяч»

4.

«Весёлый петрушка»

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других  детей , с правилами игры, с ритмом стихотворения; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи, воображения

Приветствие.

Игра «Паровоз»

Игра «Где же, где же наши ручки»

Игра «Какого цвета у тебя прищепка»

Игра «Прыгай, прыгай веселей»

5.

«Друг весёлый»

Развитие коммуникативных навыков; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие  ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятие речи и воображения.

Приветствие. Упражнение большой круг, маленький круг»

Релаксация.

Игра «Друг весёлый

Рисование «Спирали»

6.

«Зайка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений развитие  зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие

Упражнение «Мы слепили снежный ком»

Игра «Зайка серенький сидит»(под музыку)

Игра с мешком.

7.

«Весёлые  музыканты»

Создание положительной эмоциональной обстановки;  сплочение группы; развитие образного слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие внимания,  речи, воображения.

Приветствие

Театрализованное представление с музыкальными инструментами  Упражнение «Заводите хоровод»

8.

«Новый год»

Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умений согласовывать свои движения с движениями других детей; развитие общей и мелкой моторики.

Приветствие.

Стихотворение «В нашей группе» Танец «Где же, где же наши ручки». Игра «Пальчики у нас пляшут» Рисование

9.

«Мыльные пузыри»

Снятие эмоционального напряжения и агрессии; обучение детей установлению контакта друг с другом; развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие

Загадка

 Песня «Ладушки, ладушки»

Упражнение «Надувайся пузырь» Упражнения с мячом

10.

«Мишка»

Сплочение группы, развитие эмпатии, снятие эмоционального напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей; развитие координации движений; развитие внимания, речи, воображения.

Приветствие.

Хоровод для медвежонка

Игра «Левая, потом правая»,

Упражнение «Как под горкой»

Песенка – игра «У медведя во бору» Рисование «Банка мёда»

11.

«Непослушные мышата»

Формирование положительной самооценки»; преодоление упрямства; развитие умения подчинятся правилам игры; действия в соответствии с ролью; развитие чувства юмора, речи и воображения.

Приветствие,

Игра «Непослушные мышата»

Упражнение «Скачут мышки- шалунишки».

Игра «Мышки спят».

Игры «Мышки и часы»

12.

«Колобок»

Сплочение группы; развитие эмпатии; развитие координации движений; развитие восприятия.

Приветствие.

Упражнение «Приключение колобка»;

Игра «Чудесный мешочек»(овощи  и фрукты)

Песенка «Пальчик о пальчик»

Игра – хоровод «Колобок»

13.

«Мамин День»

Оптимизация детско- родительских отношений; отношения любви к маме; развитие речи и внимания.

Приветствие.

Упражнения «Вопросы о маме»

Потешка «Водичка, водичка». Игра «Чей голос?»

Игра «Колокольчик»

14.

«Котята»

Формирование положительной самооценки; развитие чувства сопереживания; развития умений выражать эмоции (страх, грусть и радость); Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное; развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображен6ия.

Приветствие.

Прослушивание аудиозаписи. Упражнение «Мяу…».

Игра «Собака»

Игра «Бабочка лети….»

         Каждая игра занятие проводится в 2 - 3 этапа. Комплектование количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит игра  - занятие, варируется педагогом.

Занятие длится 8 - 10 минут проводится 2 раза в неделю.  Каждое из игр-занятий повторяется по 4-5 раз, что бы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Работа по каждому из разделов дополняется задачами,  связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с воспитателям.

Приёмы торможения отрицательных эмоций:

- переключение;

- игры с песком, водой;

- игры с бытовыми предметами;

- пальчиковые игры;

- стопные раскрепощающие движения( надувать щёки, рвать бумагу, топать ногами)

- игры с озвученными игрушками ( бубен, барабан, погремушка..)

Планируемые результаты психологической работы в группе.

1.  Гармонизация эмоционально - волевой сферы детей раннего возраста.

2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3.  Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

4. Развитие познавательной сферы дошкольника, общей и мелкой моторики.

                                   

Список литературы

  1. Роньяжина А.С. Занятие психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
  2. Галигузова Л.Н,  Смирнова Е.Щ. Ступени общения от года  до семи лет.
  3.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в  ДОУ»...

Программа психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Программа создана на осныве методических пособий Л.В.белкинй "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"; Т.Н.Дорониной "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"; ...

Профилактическая программа психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Профилактическая программа психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к  условиям ДОУ...