Программа: «Психолого - педагогическое сопровождения процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации:
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие»
(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)
Программа: «Психолого - педагогическое сопровождения процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации:
«В детский сад с радостью»
Педагог-психолог
Костеева Ольга Николаевна
2022г.
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены , по этому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития ребёнка на основе изучения возрастных возможностей. В программе представлены организация и содержание коррекционно-развивающей работы с учетом уровня психического развития ребёнка с учётом индивидуальных особенностей. Данная программа разработана на основе программы А.С. Ронжиной «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
Форма работы: групповая.
Количество занятий: 14
Продолжительность 10-15 минут.
Цель: оказать практическую помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Преодоление стрессовых ситуаций, состояний тревоги, агрессии у детей раннего возрастав период адаптации к детскому саду;
- Формирование позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
- Развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движения.
Перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации
№ | Тема занятия | Цели занятия | Формы работы |
1. | «Божья коровка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие зрительного восприятия (цвет, форма) | Ритуальное приветствие чтение потешки «божья коровка» Рисование «Божья коровка» |
2. | «Листопад» | Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности; повышенной двигательной активности; развитие творческих способностей. | Приветствие. Упражнение «Зашагали наши ножки» Игра «Солнышка и дождик» Рисование «Листопад» |
3. | «Мячик» | Сплочение группы; развитие умений взаимодействовать со сверстниками; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве. | Приветствие. Упражнение «Цвет, форма, величина» Психогимнастика по стихотворению «Мой весёлый звонкий мяч» |
4. | «Весёлый петрушка» | Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей , с правилами игры, с ритмом стихотворения; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи, воображения | Приветствие. Игра «Паровоз» Игра «Где же, где же наши ручки» Игра «Какого цвета у тебя прищепка» Игра «Прыгай, прыгай веселей» |
5. | «Друг весёлый» | Развитие коммуникативных навыков; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятие речи и воображения. | Приветствие. Упражнение большой круг, маленький круг» Релаксация. Игра «Друг весёлый Рисование «Спирали» |
6. | «Зайка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений развитие зрительного восприятия, речи и воображения. | Приветствие Упражнение «Мы слепили снежный ком» Игра «Зайка серенький сидит»(под музыку) Игра с мешком. |
7. | «Весёлые музыканты» | Создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы; развитие образного слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие внимания, речи, воображения. | Приветствие Театрализованное представление с музыкальными инструментами Упражнение «Заводите хоровод» |
8. | «Новый год» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умений согласовывать свои движения с движениями других детей; развитие общей и мелкой моторики. | Приветствие. Стихотворение «В нашей группе» Танец «Где же, где же наши ручки». Игра «Пальчики у нас пляшут» Рисование |
9. | «Мыльные пузыри» | Снятие эмоционального напряжения и агрессии; обучение детей установлению контакта друг с другом; развитие внимание, речи и воображения. | Приветствие Загадка Песня «Ладушки, ладушки» Упражнение «Надувайся пузырь» Упражнения с мячом |
10. | «Мишка» | Сплочение группы, развитие эмпатии, снятие эмоционального напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей; развитие координации движений; развитие внимания, речи, воображения. | Приветствие. Хоровод для медвежонка Игра «Левая, потом правая», Упражнение «Как под горкой» Песенка – игра «У медведя во бору» Рисование «Банка мёда» |
11. | «Непослушные мышата» | Формирование положительной самооценки»; преодоление упрямства; развитие умения подчинятся правилам игры; действия в соответствии с ролью; развитие чувства юмора, речи и воображения. | Приветствие, Игра «Непослушные мышата» Упражнение «Скачут мышки- шалунишки». Игра «Мышки спят». Игры «Мышки и часы» |
12. | «Колобок» | Сплочение группы; развитие эмпатии; развитие координации движений; развитие восприятия. | Приветствие. Упражнение «Приключение колобка»; Игра «Чудесный мешочек»(овощи и фрукты) Песенка «Пальчик о пальчик» Игра – хоровод «Колобок» |
13. | «Мамин День» | Оптимизация детско- родительских отношений; отношения любви к маме; развитие речи и внимания. | Приветствие. Упражнения «Вопросы о маме» Потешка «Водичка, водичка». Игра «Чей голос?» Игра «Колокольчик» |
14. | «Котята» | Формирование положительной самооценки; развитие чувства сопереживания; развития умений выражать эмоции (страх, грусть и радость); Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное; развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображен6ия. | Приветствие. Прослушивание аудиозаписи. Упражнение «Мяу…». Игра «Собака» Игра «Бабочка лети….» |
Каждая игра занятие проводится в 2 - 3 этапа. Комплектование количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит игра - занятие, варируется педагогом.
Занятие длится 8 - 10 минут проводится 2 раза в неделю. Каждое из игр-занятий повторяется по 4-5 раз, что бы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с воспитателям.
Приёмы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры;
- стопные раскрепощающие движения( надувать щёки, рвать бумагу, топать ногами)
- игры с озвученными игрушками ( бубен, барабан, погремушка..)
Планируемые результаты психологической работы в группе.
1. Гармонизация эмоционально - волевой сферы детей раннего возраста.
2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
4. Развитие познавательной сферы дошкольника, общей и мелкой моторики.
Список литературы
- Роньяжина А.С. Занятие психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Галигузова Л.Н, Смирнова Е.Щ. Ступени общения от года до семи лет.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 годак условиям ДОУ» Автор:воспитатель ...
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»...

Программа психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Программа создана на осныве методических пособий Л.В.белкинй "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"; Т.Н.Дорониной "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"; ...

Профилактическая программа психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Профилактическая программа психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...
