"Современные проблемы детской игры и игрушки"
статья (подготовительная группа)

Самкова Галина Алексеевна

Наши дети, те для кого игра - жизненная необходимость и ксловие развития, на самом деле они не могут конструктивно играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_problemy_detskoy_igry_i_igrushki.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Современные проблемы детской игры и игрушки»

В соответствии с ныне действующим Законом РФ об образовании дошкольный период рассматривается в качестве начальной ступени основного общего образования ребенка. Важнейшим требованием ФГОС дошкольного образования является обеспечение преемственности программ дошкольного и начального общего образования. Реализации этой задачи служат определенные государственным стандартом целевые ориентиры дошкольного образования, в число которых входит не только социальное, познавательное, речевое, физическое развитие детей, но и владение разными формами и видами игры.

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Это беспокоит специалистов – психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать? Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому, которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой культуры.

Проведенные недавно психологические исследования в детских садах показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4–6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби, которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правило сообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Наблюдение за свободной деятельностью детей обнаружило, что значительная часть дошкольников (около 40 %) в свободное время не играют, а занимают себя рисованием, конструированием, рассматриванием книжек и т. д. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Исследователи детской игры подчеркивают ограниченность и однообразие сюжетов ролевых игр детей.

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности.

Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.

Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

Что же такое детская игра?

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.

Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?

Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны. С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.

Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская»

и т. д.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости, является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Современная игрушка

Промышленное изготовление игрушки внесло свой вклад в сегодняшний кризис детской игры, и лучшие педагоги прошлого уже видели опасные тенденции в ее развитии, однако, они оставались только тенденциями. Сама по себе игрушка, какой бы условной или, напротив, правдоподобной она ни была, не мешает развертыванию детской игры, если эта игра отвечает насущной потребности ребенка в познании и освоении окружающего его мира, в первую очередь мира социальных отношений. Распад игры совпал с расцветом современных средств коммуникации, позволяющих людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая, в личный контакт друг с другом. Новая коммуникационная среда современного общества создала свою систему ценностей. Наши дети полноценно включены в эту среду, она естественна для них уже с самого рождения. В советское время игра была областью жизни, где ребенок мог получить удовольствие от общения, самоутвердиться, завоевать положение среди сверстников, показать свои преимущества. Очевидно, что перемены, произошедшие в научно-технической, экономической, социальных сферах общества оказали существенное влияние на социальную ситуацию развития современных детей. Сегодня игра перестала быть основным источником удовлетворения насущных детских потребностей в развлечении, познании, общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О детских играх и игрушках

Статья содержит консультативный материал для родителей...

взрослым о детских играх и игрушках.

Информационный материал для родителей или использовать как консультацию для родителей....

взрослым о детских играх и игрушках.

Информационный материал для родителей или использовать как консультацию для родителей....

Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.

Дошкольный возраст столь значим для формирования психологического развития ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска детско-родительских взаимоотношен...

современные проблемы детской игры и игрушки

Современные проблемы детской игры и игрушки.        Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные сп...