современные проблемы детской игры и игрушки
статья на тему

Бутылкина Ольга Юрьевна

Современные проблемы детской игры и игрушки.

        Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре.

       В соответствии с ныне действующим Законом РФ «Об образовании»  и требованием ФГОС дошкольного образования в программе «От рождения до школы» определены целевые ориентиры дошкольного образования,  в число, которых входит не только социальное, познавательное, речевое, моторное, физическое развитие детей,  но и владение разными формами и видами игры, умение различать условную и реальную ситуации,  развивать воображение [1]. Игра — одно из наиболее эффективных средств воспитания.  Стандарт ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей в игре, создание всесторонних условий для возвращения детской игре ее роли ведущего в дошкольном возрасте вида деятельности. [2]. 

       Крупнейшие теоретики и практики современной психологии – Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, М.В. Осорина, Е.О. Смирнова – определяют игру и игрушку как основной предмет трансляции базовых культурных установок, образов, составляющих основу картины мира. Для ребенка игрушка, по мысли В.В. Абраменковой, – это не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

       Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней.

      Практически на всем протяжении человеческой истории детство каждого ребенка было связано с игрой и игрушкой. Не составляет исключение и детство начала ХХI века. Специфика современной социальной ситуации развития детей состоит в том, что оно сопровождается ростом «игровой индустрии», расширяющейся с каждым годом. Не секрет, что основная цель современной индустрии игрушек состоит в расширении производства и одновременно обеспечении бесперебойного сбыта выпускаемой продукции. И, несмотря на то, что игрушек год от года становится все больше и достаточно разнообразных, играют дети катастрофически мало и однотипно. Сегодня в самостоятельной деятельности ребенка игрушка в большей мере сохраняет статус объекта специфических манипуляций, обусловленных ее функциональными свойствами (для неискушенного наблюдателя эта занятость игровым предметом может создавать иллюзию полноценной игры). Самостоятельное освоение подобных манипуляций-действий ребенком, вовсе не означает, что он играет и / или научится играть. Говоря словами С.Л. Рубинштейна, сегодня в игре действия ребенка выступают в большей мере как оперативные приемы, нежели являются выразительными и семантическими актами, которые присущи истинной игре как свободной, творческой деятельности.

       Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка – зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка организует конкурентные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Она отчуждает ребенка от другого человека, снижает творческий потенциал игры.

     Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке.

     Традиционная игрушка всегда допускала возможность ее вариативного использования ребенком.     Этому способствовали,     в первую очередь,     ее

открытость и определенная условность, неполное соответствие реальным предметам окружающего мира.

      Можно предположить,  что современные игрушки,  устроенные почти так же сложно, как и те реальные объекты,  которые они изображают,  возвращают игру ребенка на уровень предметных действий с самими игрушками, не позволяя развернуть полноценную сюжетную игру, основным смыслом которой была бы воображаемая ситуация,   а не действие со сложной игрушкой.      Сегодняшний ребенок, вне зависимости от возраста, находится в плену у технически сложных игрушек, занимающих его внимание и обесценивающих создание воображаемых ситуаций.

      Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.

      Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?

     Сюжеты игр современных дошкольников заимствованы из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, кукол Братц, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.

      Игра, в том виде, в котором она существует сегодня, в тех обстоятельствах, о которых мы говорим, не может занять своего прежнего ведущего положения

среди других видов детской деятельности. Думается, что есть принципиальная

разница в том,  кто является инициатором игры  –    ребенок или взрослый,  и,

следовательно,  чьи потребности будут удовлетворяться в такой игре. Игра, организованная взрослым, отвечает потребности взрослого заботиться о ребенке. Игра,  затеянная самими детьми, отвечает присущим им потребностям в фантазировании,  познании,  общении,  развлечении.  Навязываемая взрослыми, игра превращается, по сути, в игровое занятие,  выполняющее поставленные взрослыми задачи по развитию тех или иных психологических качеств.

     Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

 

Список литературы:

 

1.     Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 № 1155.

2.     Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС/ Ред., сост.: И. А. Бурлакова, др. – М.:ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.

3.     «Психология игры» Эльконин Д.- М.: Владос, 1999 г. - 360с.

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл butylkina_statya.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы детской игры и игрушки.

        Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре.

       В соответствии с ныне действующим Законом РФ «Об образовании»  и требованием ФГОС дошкольного образования в программе «От рождения до школы» определены целевые ориентиры дошкольного образования,  в число, которых входит не только социальное, познавательное, речевое, моторное, физическое развитие детей,  но и владение разными формами и видами игры, умение различать условную и реальную ситуации,  развивать воображение [1]. Игра — одно из наиболее эффективных средств воспитания.  Стандарт ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей в игре, создание всесторонних условий для возвращения детской игре ее роли ведущего в дошкольном возрасте вида деятельности. [2].  

       Крупнейшие теоретики и практики современной психологии – Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, М.В. Осорина, Е.О. Смирнова – определяют игру и игрушку как основной предмет трансляции базовых культурных установок, образов, составляющих основу картины мира. Для ребенка игрушка, по мысли В.В. Абраменковой, – это не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

       Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней.

      Практически на всем протяжении человеческой истории детство каждого ребенка было связано с игрой и игрушкой. Не составляет исключение и детство начала ХХI века. Специфика современной социальной ситуации развития детей состоит в том, что оно сопровождается ростом «игровой индустрии», расширяющейся с каждым годом. Не секрет, что основная цель современной индустрии игрушек состоит в расширении производства и одновременно обеспечении бесперебойного сбыта выпускаемой продукции. И, несмотря на то, что игрушек год от года становится все больше и достаточно разнообразных, играют дети катастрофически мало и однотипно. Сегодня в самостоятельной деятельности ребенка игрушка в большей мере сохраняет статус объекта специфических манипуляций, обусловленных ее функциональными свойствами (для неискушенного наблюдателя эта занятость игровым предметом может создавать иллюзию полноценной игры). Самостоятельное освоение подобных манипуляций-действий ребенком, вовсе не означает, что он играет и / или научится играть. Говоря словами С.Л. Рубинштейна, сегодня в игре действия ребенка выступают в большей мере как оперативные приемы, нежели являются выразительными и семантическими актами, которые присущи истинной игре как свободной, творческой деятельности.

       Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка – зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка организует конкурентные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Она отчуждает ребенка от другого человека, снижает творческий потенциал игры.

     Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке.

     Традиционная игрушка всегда допускала возможность ее вариативного использования ребенком.     Этому способствовали,     в первую очередь,     ее

открытость и определенная условность, неполное соответствие реальным предметам окружающего мира.

      Можно предположить,  что современные игрушки,  устроенные почти так же сложно, как и те реальные объекты,  которые они изображают,  возвращают игру ребенка на уровень предметных действий с самими игрушками, не позволяя развернуть полноценную сюжетную игру, основным смыслом которой была бы воображаемая ситуация,   а не действие со сложной игрушкой.      Сегодняшний ребенок, вне зависимости от возраста, находится в плену у технически сложных игрушек, занимающих его внимание и обесценивающих создание воображаемых ситуаций.

      Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.

      Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?

     Сюжеты игр современных дошкольников заимствованы из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, кукол Братц, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.

      Игра, в том виде, в котором она существует сегодня, в тех обстоятельствах, о которых мы говорим, не может занять своего прежнего ведущего положения

среди других видов детской деятельности. Думается, что есть принципиальная

разница в том,  кто является инициатором игры  –    ребенок или взрослый,  и,

следовательно,  чьи потребности будут удовлетворяться в такой игре. Игра, организованная взрослым, отвечает потребности взрослого заботиться о ребенке. Игра,  затеянная самими детьми, отвечает присущим им потребностям в фантазировании,  познании,  общении,  развлечении.  Навязываемая взрослыми, игра превращается, по сути, в игровое занятие,  выполняющее поставленные взрослыми задачи по развитию тех или иных психологических качеств.

     Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 № 1155.
  2. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС/ Ред., сост.: И. А. Бурлакова, др. – М.:ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
  3. «Психология игры» Эльконин Д.- М.: Владос, 1999 г. - 360с.