Главные вкладки

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Любимый край-Черемушки мои!" старший дошкольный возраст
    проект (подготовительная группа)

    Проект по воспитанию любви к родному поселку и формированию нравственно-патриотических чувств разработан и реализован  с детьми подготовительной группы при тесном сотрудничестве с социальными партнерами. Материал из опыта работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_lyubimyy_kray-cheremushki_moi.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    по нравственно-патриотическому воспитанию

    «Любимый край-Черемушки мои!»

    старший дошкольный возраст

    Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери.

    Григорий Бакланов

    Проблема:          

    В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

            Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности, краеведение, как средство патриотического воспитания. Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»

            Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

    Актуальность: 

                 Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.          

                 Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 

                 Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

                 Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» хочется, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

    Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.

                 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе или поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.    

                 Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

    -повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

    -везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

    повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

    -люди берегут и охраняют природу;

    -есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

                 К сожалению, результаты проведенной нами диагностики показали, что дети подготовительной группы не имеют достаточных знаний о родном поселке, о людях, проживающих в нем, о значимости поселка для всей страны. У них не достаточно сформированы чувства любви и уважения к своей малой Родине. Чтобы исправить данную ситуацию,  возникла идея разработать совместно с детьми и родителями проект под название «Любимый край – Черемушки мои!».

                 Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

    Новизна: 

                 Новизна заключается в том, что будет использована поисково – исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые станут активными участниками данного проекта.  Также будут привлечены к данной работе социальные партнеры, что позволит более интересно и доступно познакомить детей с родным поселком, с людьми, проживающими в нем.

    Содержание разработки.

    Тема долгосрочного проекта ( учебный год):  «Любимый край – Черемушки мои!».

    Цель: Создание условий для воспитания любви к своему поселку у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи: 

    -расширять знания и представления детей о своем родном поселке;

    - воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, к своему поселку;

    -формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    -воспитывать  уважение к труду взрослых;

    - развивать чувство гордости за значимость родного поселка для всей страны;

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту,  так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Участники проекта: 

    Дети подготовительной группы, родители, МУК ДК «Энергетик», клуб  пожилых людей «Мудрость», Библиотека для семьи, музыкальная школа,  станция детского и юношеского туризма «Борус».

    Мероприятие

    Социальные партнёры

    1

    «С чего все начиналось?» - знакомство с историей поселка

    Библиотека для семьи

    2

    «Любимые Черемушки» -выставка рисунков

    МУК ДК «Энергетик»

    3

    «Юные музыканты и художники нашего поселка»;

    Музыкальная школа

    4

    «Природа моего края» - фотовыставка

    Родители

    5

     «Сделаем поселок чище» - субботник

    Родители

    6

     «Посади свое дерево»- акция

    Родители

    7

    Конкурс на лучший дизайн участка детского сада

    Родители

    8

    Достопримечательности поселка - экскурсия

    МУК ДК «Энергетик», родители

    9

    «В гостях у Берендея» - поход

    Родители

    10

    Создание книги стихов и рассказов о Черёмушках

    Педагоги, дети, родители

    11

    «Посиделки за чашкой чая» - встреча с интересными людьми

    Клуб «Мудрость»

    12

    Участие детских работ в «Пасхальном фестивале»

    МУК ДК «Энергетик»

    13

    Места для отдыха в родном поселке

    Родители

    14

    Встреча с интересными людьми. Знакомство с поэтами литературного объединения «Стрежень»

    Библиотека для семьи

    15

    Знакомство с СШ ГЭС- экскурсия

    Родители

    Ожидаемый результат:

    - Расширятся знания и представления о родном поселке, о людях, проживающих в нем.

    - Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия будут способствовать воспитанию у детей уважения к близким, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему поселку.

    - Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.

    - Проект будет способствовать воспитанию у дошкольников  уважения к труду взрослых, развитию социальных навыков, умению правильно  взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

    - У детей сформируется чувство гордости за свой родной поселок и его значимость для всей страны.

    Устойчивость:  дошкольные учреждения посёлка, города РХ.

    Для осуществления поставленных задач  разработаны следующие этапы работы:

    Первый этап: подготовительный

    Цель: определить основные направления работы.

    Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы, решить вопрос о сотрудничестве с социальными партнерами.

    Второй этап: организационный

    Цель: составить план работы с родителями, с социальными партнерами.

    Задачи: заинтересовать и привлечь родителей к данному проекту; организовать совместную с родителями работу по внедрению его в практику;

    Третий этап: Аналитический

    Цель: систематизировать методический материал

    Задачи: обработка промежуточных итогов работы

    Четвертый этап. Заключительный

    Цель: обобщение полученного опыта;

    Задачи: представлять опыт по итогам работы на уровне города, республики.

    Вывод:      Работа над проектом имела большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. В этот период происходила интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формировалось целостное видение картины окружающего мира. У детей расширились  знания и представления о родном поселке, о людях, проживающих в нем. Мероприятия, проводимые в тесном сотрудничестве с семьей и социальными партнерами,  способствовали развитию у детей  уверенности в себе, формированию социальных навыков, умению  взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

    Они способствовали воспитанию у детей уважения к близким, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему поселку. Благодаря проекту, у детей сформировалось чувство гордости за свой поселок. Они с уважением относятся к труду взрослых, любят природу родного края и бережно относятся к ней.

                   Результаты диагностики, проведенной по окончанию работы над проектом, позволяют  с уверенностью утверждать, что мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Любимый край-Черемушки мои!» способствовали формированию  нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа нравственно – патриотического воспитания «СЕВЕРНЫЕ РОССЫПИ» для детей старшего дошкольного возраста

    Программа «Северные россыпи» — это обобщенный опыт работыпедагогов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственномувоспитанию дошкольников через организацию в группах краеведческойработы....

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Руси»

    Приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям, а также желание следовать им....

    Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

    Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

    Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

    Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.

    Воспитание любви к Родине – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настояще...

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста....