Статья: "Нравственное воспитание дошкольников в труде"
статья (подготовительная группа)

«Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что подготовка  ребёнка  к отрочеству и юности  невозможна без туда, но труд  должен быть особенным – таким, который материализует  тончайшее движение души «  Для того , чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и  направлять их трудовые усилия на общественно- полезный труд, в котором рождается первое чувство  важности  коллективного труда. В труде  формируются   дружеские взаимоотношения между детьми . Они  характеризуются проявлением доброжелательности , умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном  труде  у дошкольников зарождаются деловые  взаимоотношения. В  трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и , что очень важно, видеть жизненную необходимость оправданность таких  нравственных норм , как  оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам совместного труда. В тесной связи с собственным трудом  детей идет процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитание положительного отношения к человеку – труженику. Для того, чтобы ознакомление с человеком – тружеником стало средством нравственного воспитания и  влияло на формирование желания трудиться, необходимо  сделать этот образ  эмоционально  близким ребенку, привлекательным, показать нравственные черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость,  жизнерадостность, ответственность, готовность помочь людям, ловкость в работе.

В старших группах труд имеет ярче выраженную общественную направленность, а по форме его организации  представляется большая возможность ставить детей в ситуации проявления коллективистических взаимоотношений. Такие взаимоотношения регулируются нравственными нормами, которые дошкольники не только усваивают , но  и учатся применять осознанно, творчески. Содержание труда имеет большое значение для  воспитания, как личностных качеств, так и положительных  коллективных взаимоотношений. В связи с этим взрослый должен продумать, как  обогатить , усложнить  и эмоционально окрасить каждый вид труда.

Определенными  потенциальными возможностями в этом отношении обладает хозяйственно- бытовой труд. Во –первых , общественная мотивация может вводиться естественно и доступно, во-вторых , он позволяет ребенку  быстро и зримо видеть результат. В процессе этого труда дети приучаются заботиться о других людях, оказывать необходимые услуги, проявлять  самостоятельность и инициативу, ответственность.

 

 

 

 

Однако весь комплекс положительных особенностей становиться действенным не сам по себе, а лишь при условии  внимания взрослого к содержанию и организации труда. Практика  показывает, что к  старшему дошкольному возрасту у части детей пропадает интерес к хозяйственно-бытовому труду. Происходит это потому, что  определенными необходимыми  навыками они уже овладели. Дети выполняют все необходимое: моют игрушки, убирают постели, стирают кукольное белье и т.д., но делают это зачастую без инициативы и интереса. Содержание хозяйственно- бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга  обязанностей: при уборке пользоваться  пылесосом, при необходимости самостоятельно пришивать пуговицы на одежде, делать мелкий ремонт кукольной одежды. Его усложнение в разумных целях повышает интерес детей и способствует формированию чувства ответственности, самостоятельности и инициативы.

Для  воспитания коллективных взаимоотношений важно, чтобы труд вызывал у детей общие переживания, объединял их единой общественно значимой целью.

В процессе руководства трудом детей взрослый обращает внимание на отношения ребенка к делу на характер складывающихся взаимоотношений, на увлеченность работой. Очень важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям удовольствие. Для этого хорошо использовать музыку. Она не должна  звучать громко, она – фон, необходимый для создания хорошего настроения. Проявление взаимопомощи для детей старшего дошкольного возраста должно быть уже усвоенной нормой взаимоотношений. В этом возрасте уже можно воспитывать взаимную требовательность. Следует обращать внимание на то , что умеют ли дети быть объективными в оценке действий товарища, достаточно  ли тактично делают замечания, способны ли выслушивать и принять критику, используют ли в качестве аргумента своих требований необходимость выполнять дело ответственно. Коллективные взаимоотношения между детьми регулируются нравственными нормами.

В старшем возрасте предъявляют  к поведению детей более высокие требования. Важной  нравственной  нормой вполне доступной детям старшего  дошкольного возраста является бережное отношение к общественному добру, ко всему тому , что сделано руками и трудом человека, чем они пользуются. При формировании коллективных взаимоотношений главное – сочетание общих форм с индивидуальным подходом к детям, учет опыта работы в разных возрастных группах.

Педагог добивается добросовестного выполнения детьми трудовых поручений, обращаясь, к примеру, взрослых. Оптимистическое настроение после завершения работы очень важно  создать и при организации трудовой деятельности дошкольников в детском саду и дома. Нужно развивать у детей  желание брать на себя более сложную часть задания , не бояться трудностей. Мотивом такого поведения должна быть потребность помочь другому. И здесь  положительное влияние может оказать пример взрослого. Благоприятным условием помогающим воспитывать положительное  отношение к человеку-труженику, является совместная деятельность детей и взрослых.

 

В процессе такой деятельности взрослые учат детей трудовым навыкам, формируют коллективные взаимоотношения, учат ставить цель  и планировать свой труд. А дети в свою  очередь перенимают у взрослых практические формы, способы отношения к труду, учатся добросовестности , честности и другим нравственным качествам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное  воспитание  дошкольников  в труде.

«Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что подготовка  ребёнка  к отрочеству и юности  невозможна без туда, но труд  должен быть особенным – таким, который материализует  тончайшее движение души «  Для того , чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и  направлять их трудовые усилия на общественно- полезный труд, в котором рождается первое чувство  важности  коллективного труда. В труде  формируются   дружеские взаимоотношения между детьми . Они  характеризуются проявлением доброжелательности , умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном  труде  у дошкольников зарождаются деловые  взаимоотношения. В  трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и , что очень важно, видеть жизненную необходимость оправданность таких  нравственных норм , как  оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам совместного труда. В тесной связи с собственным трудом  детей идет процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитание положительного отношения к человеку – труженику. Для того, чтобы ознакомление с человеком – тружеником стало средством нравственного воспитания и  влияло на формирование желания трудиться, необходимо  сделать этот образ  эмоционально  близким ребенку, привлекательным, показать нравственные черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость,  жизнерадостность, ответственность, готовность помочь людям, ловкость в работе.

В старших группах труд имеет ярче выраженную общественную направленность, а по форме его организации  представляется большая возможность ставить детей в ситуации проявления коллективистических взаимоотношений. Такие взаимоотношения регулируются нравственными нормами, которые дошкольники не только усваивают , но  и учатся применять осознанно, творчески. Содержание труда имеет большое значение для  воспитания, как личностных качеств, так и положительных  коллективных взаимоотношений. В связи с этим взрослый должен продумать, как  обогатить , усложнить  и эмоционально окрасить каждый вид труда.

Определенными  потенциальными возможностями в этом отношении обладает хозяйственно- бытовой труд. Во –первых , общественная мотивация может вводиться естественно и доступно, во-вторых , он позволяет ребенку  быстро и зримо видеть результат. В процессе этого труда дети приучаются заботиться о других людях, оказывать необходимые услуги, проявлять  самостоятельность и инициативу, ответственность.

Однако весь комплекс положительных особенностей становиться действенным не сам по себе, а лишь при условии  внимания взрослого к содержанию и организации труда. Практика  показывает, что к  старшему дошкольному возрасту у части детей пропадает интерес к хозяйственно-бытовому труду. Происходит это потому, что  определенными необходимыми  навыками они уже овладели. Дети выполняют все необходимое: моют игрушки, убирают постели, стирают кукольное белье и т.д., но делают это зачастую без инициативы и интереса. Содержание хозяйственно- бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга  обязанностей: при уборке пользоваться  пылесосом, при необходимости самостоятельно пришивать пуговицы на одежде, делать мелкий ремонт кукольной одежды. Его усложнение в разумных целях повышает интерес детей и способствует формированию чувства ответственности, самостоятельности и инициативы.

Для  воспитания коллективных взаимоотношений важно, чтобы труд вызывал у детей общие переживания, объединял их единой общественно значимой целью.

В процессе руководства трудом детей взрослый обращает внимание на отношения ребенка к делу на характер складывающихся взаимоотношений, на увлеченность работой. Очень важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям удовольствие. Для этого хорошо использовать музыку. Она не должна  звучать громко, она – фон, необходимый для создания хорошего настроения. Проявление взаимопомощи для детей старшего дошкольного возраста должно быть уже усвоенной нормой взаимоотношений. В этом возрасте уже можно воспитывать взаимную требовательность. Следует обращать внимание на то , что умеют ли дети быть объективными в оценке действий товарища, достаточно  ли тактично делают замечания, способны ли выслушивать и принять критику, используют ли в качестве аргумента своих требований необходимость выполнять дело ответственно. Коллективные взаимоотношения между детьми регулируются нравственными нормами.

В старшем возрасте предъявляют  к поведению детей более высокие требования. Важной  нравственной  нормой вполне доступной детям старшего  дошкольного возраста является бережное отношение к общественному добру, ко всему тому , что сделано руками и трудом человека, чем они пользуются. При формировании коллективных взаимоотношений главное – сочетание общих форм с индивидуальным подходом к детям, учет опыта работы в разных возрастных группах.

Педагог добивается добросовестного выполнения детьми трудовых поручений, обращаясь, к примеру, взрослых. Оптимистическое настроение после завершения работы очень важно  создать и при организации трудовой деятельности дошкольников в детском саду и дома. Нужно развивать у детей  желание брать на себя более сложную часть задания , не бояться трудностей. Мотивом такого поведения должна быть потребность помочь другому. И здесь  положительное влияние может оказать пример взрослого. Благоприятным условием помогающим воспитывать положительное  отношение к человеку-труженику, является совместная деятельность детей и взрослых.

В процессе такой деятельности взрослые учат детей трудовым навыкам, формируют коллективные взаимоотношения, учат ставить цель  и планировать свой труд. А дети в свою  очередь перенимают у взрослых практические формы, способы отношения к труду, учатся добросовестности , честности и другим нравственным качествам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Статья адресована  родителям. В ней говорится о важности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте....

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радост...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников....

Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особ...

Статья: "«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»"

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" в средней группе...