Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».
статья на тему

Гончарова Зоя Сергеевна

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного образования, усиливающей культурно-историческую преемственность и этнокультурную направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt_dlya_publikatsii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок». Гончарова З.С., Жибоедова С.А., воспитатели МБДОУ Центр развития ребенка детский сад № 10 «Светлячок», г. Старый Оскол Белгородской области.

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного образования, усиливающей культурно-историческую преемственность и этнокультурную направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов [1].

В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию следует оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы дошкольников. Недостаточная  сформированность одного из компонентов (этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить ряд особенностей нравственно-духовного воспитания и развития дошкольников. Заключается это в следующем: дошкольник сначала приобретает знaния о нравственных нормах и духовных ценностях, о внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Возможность более быстрого формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются. Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не  только по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников [2–6].

Исследования в этой области показали, что поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правила поведения в младшем возрасте, к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение, обеспечивающей регуляцию поведения, и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий [7].

Ещё одна  особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение [8]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами. Во-первых, нравственное действие дошкольника является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента: знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия. Во-вторых, иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте. В-третьих, реакция детей на вербальную и реальную ситуации принципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным).

По мнению Н. В. Мельниковой, нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях: 1) в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в поведении ребенка и его оценке; 2) в повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий. При этом, по мнению ученого, сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью [9]. Большое духовное педагогическое наследие заложено в народных сказках, для которых характерны народность, увлекательность сюжета, образность и забавность, оптимизм и дидактизм [10]. С социально-педагогической точки зрения важно, что народная сказка содействует приобщению новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, позитивно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности, способствует обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций. Кроме того, как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета,  традиции и обычаи.

С целью нравственно-духовного воспитания дошкольников сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней, подводит к пониманию того, что поддержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба», дети  учатся сочувствию к ближним. Сказка «Зимовье» воспитывает понимание того, что дружба помогает победить зло. Кроме того она  учит смелости, умению слушать друга и быть трудолюбивым. «Заяц-хвастун» помогает понять, что необходимо отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром, но если даже  что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.

Использование народных сказок в педагогическом процессе с целью духовно-нравственного воспитания у дошкольников возможно: если тщательно подобраны произведения устного народного творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приёмы использования произведений устно-поэтического творчества как на занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с этическими нормами.

Особое внимание педагогами  уделяется разработке и апробации разнообразных форм и методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающих педагогическую ценность загадок и  сказок.  Для работы с дошкольниками с целью духовно- нравственного воспитания предлагается использовать следующие методы и приемы. «Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.). «Что дальше?» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим). «Словесный портрет главного героя сказки» (детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет.) «Путаница» позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих. «Сборник сказок» (составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использован для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков. «Угадай» (детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться) [11-12].

В качестве  примера предлагаем вашему вниманию фрагмент сценария «Путешествие в волшебную страну». Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленные на приоритет общечеловеческих ценностей, и имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности.

Вступительное слово: « Зная, что все вы любите путешествовать, сегодня я предлагаю совершить путешествие в необычную страну и понаблюдать за жизнью других людей. Прежде чем отправиться в путь, нам надо подготовиться. Давайте сядем в этот волшебный паровоз, закроем глаза и досчитаем до 5.»

Остановка 1 (игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»)

Действующие лица: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка- сестричка, волчок-серый бочок. Действие разыгрывается на фоне нарисованного «Теремка». Ведущий: «Стоит в поле терем-теремок. Он не низок, не высок» (К терему бежит мышка. Останавливается у дверей и пищит.) Далее разыгрывается сказка по ролям, обращая при этом внимание на вежливость и гостеприимство героев сказки.

 Обсуждение: Ребята, как вы уже и сами догадались, мы просмотрели с вами русскую народную сказку «Теремок». Все герои сказки между собой были вежливы, говорили друг другу волшебные слова. Что сказала лягушка-квакушка при встрече с мышкой-норушкой? Какое волшебное слово она произнесла? А что ей ответила мышка? (Слово «здравствуйте» называют «волшебным». Его произносят друг другу и люди, когда вновь встречаются. Произнося «здравствуйте», мы желаем другим здоровья и всего самого хорошего в этот день. Но его волшебная сила проявляется, только если слово правильно произнести). Вы заметили, как его произнесли лягушка-квакушка и мышка-норушка? А кто еще утром пришел к теремку? Как он поприветствовал его обитателей? Какое «волшебное» слово он сказал мышке-норушке и лягушке-квакушке? Что зайчику ответили мышка и лягушка? А кто прибежал к теремку, когда уже наступил день? Какое «волшебное» слово сказала лисичка-сестричка, увидев обитателей теремка? Что они ответили лисичке? Кто еще остановился у теремка? Когда волк подошел к теремку и увидел его обитателей, как он поприветствовал их? Ребята, как произносили волк, лисичка, зайчик и лягушка «волшебные» слова?

Остановка 2 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «На катке»)

Действующие лица: Витя, мальчик, толкнувший Юлю, друзья Вити (Юля, Костя, Витя, Толя). Действие проходит на катке. Ведущий. День стоял солнечный и морозный. Лед блестел. На катке катаются маленькая девочка Юля и несколько ребят постарше. Дети, одетые в облегченную одежду, производят движения, имитирующие катание на коньках. Один из ребят пытался удивить своих товарищей: делал «ласточку», крутился на одной ноге. Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на маленькую девочку Юлю. Она упала и заплакала. Витя  помог ей подняться и отряхнуть одежду. Дети отправились к скамейке.  Витя извинился и поинтересовался как  Юлина коленка.

Обсуждение: Что произошло на катке? Кто виноват в том, что маленькая девочка упала? Что сделал мальчик, чтобы загладить свою вину? Как он попросил прощения у Юли? Что он ей сказал? Девочка простила Витю?

Остановка 3 (настольный театр по мотивам сказки «Морозко») 

Действующие лица: Алена, очень добрая и трудолюбивая девочка, Маша (ее сестра, очень кра- сивая, но злая), Мороз Иванович, Яблоня, Птичка, Зайчик.

 Ведущий: « В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба. И было у них две дочери. Старшую звали Маша, младшую – Алена. Маша сама никогда не работала, а всю работу на младшую сестру взваливала. А сама только около зеркала красовалась. Так же она поступила и в это утро. А что случилось дальше, смотрите сами.»  Далее разыгрывается костюмированная сказка  «Морозко».

Обсуждение: Ребята, какая из героинь вам больше всего понравилась? Алена или Маша? Почему (имя ребенка) тебе понравилась Алена? Что тебе понравилось в Маше? Какая из сестер самая хорошая и добрая? Что произошло с Аленой, когда она пошла за водой? Как она очутилась в царстве Деда Мороза? Кого она там встретила? Как она помогла яблоньке и зайчику? Эти поступки добрые? А почему Маша прыгнула в колодец? Кого она там встретила? Как она им помогла? Что можно сказать о Маше? Какая она? Что можно сказать об Алене?

Остановка 4 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка») Действующие лица: бабушка, Коля, мальчик оказавший помощь бабушке и Маша, спутница Коли. Действие происходит на улице. По дороге идут мальчик и девочка. А впереди них идет старушка. Наступив на кожуру от банана, она падает. Коля замечает это и говорит, что бабушке нужно помочь. Отдав портфель, мальчик бежит к бабушке. Бабушка сама пытается подняться, но у нее ничего не получается. Коля интересуется не ушиблась ли она Коля и помогает ей встать. Бабушка благодарит мальчика и Коля возвращается к своей спутнице, которая стояла поодаль и наблюдала за происходящим. Маша, отдав ему портфель, интересуется кто эта бабушка? Колина мама, тетя или знакомая. Коля отвечает, что это просто старушка и он её не знает, но она упала и ей понадобилась помощь и он ей просто помог.

 Обсуждение: Что случилось с бабушкой, которая шла впереди Коли и Маши? Как же поступил Коля, увидев это? Он знал эту старушку раньше? Что Вы можете сказать о его поступке? А что сделала Маша? Что Вы можете сказать о ее поведении?

 Остановка 5 (инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно») Действующие лица: Мальчик Юра и его сестра Надя. Дети сидят на коврике. Около мальчика было много игрушек: машинки, волчок, неваляшка. Но он играл только с танком. Рядом играла Надя с куклами. Но через некоторое время девочке надоедает играть со своими игрушками и она обращается к брату с просьбой поиграть с его волчком! Юра сгребает все игрушки в кучу и пытается закрыть их своим телом от сестры. Надя обиженным голосом говорит, чтоб тогда он не трогал её кукол и подальше отсаживается от брата, на другой край коврика.  Дети расселись по разным углам, но скоро им стало очень скучно.

Обсуждение: Ребята, почему детям стало скучно? Как вы думаете, почему они не смогли играть вместе? Что вы можете сказать о поступке Юры? Он поступил правильно? Как вы думаете, почему он так поступил? Как вы считаете, позже мальчик понял, что поступил плохо по отношению к своей сестре? Как он мог бы исправить свою ошибку и помириться с Надей?

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что  народная сказка играет большую роль в нравственно-духовном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка, расширяя границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки. Она важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц и их оценки.

Ссылки на источники: 

  1. Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. − 2009. − № 5. − С. 21.
  2. Мельникова, Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. … д-ра психол. наук. – Казань, 2009. – 320 с.
  3. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. − 267 с.
  4. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992. −160 с.
  5.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1999. − 96 с.
  6. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.: Дрофа, 2006. − 176 с.
  7. Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. – 1980. − № 10. − С. 32–35.  
  8. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. − 1983.− № 4.− С. 68–71.
  9. Мельникова Н. Указ. соч. – С. 27–54.
  10. Волков Г. Н. Этнопедагогика. − М.: Изд. центр «Академия», 2000. − 176 с.
  11. Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 2. – С. 38–39.
  12. Кондрашова, Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 152–153.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция физической культуры и поликультурного воспитания дошкольников посредством народных игр.

Примерное перспективное планирование ознакомления дошкольников с народными играми России, стран ближнего и дальнего зарубежья....

"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...

«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались по...

проект "Патриотическое воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"

Проект «Русские народные сказки»Паспорт проектаПродолжительность проекта2 неделиТип проектакраткосрочныйУчастники проектаСтаршая группаРазработчик проектаАнтипова Инесса ГеннадьевнаТ...

Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.

Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.В последние годы все больше акцентировано внимание на духовно-нравственном развитии детей на ранних стадиях их жизни. Особе...