Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.
методическая разработка

Баева Марина Викторовна

Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.

В последние годы все больше акцентировано внимание на духовно-нравственном развитии детей на ранних стадиях их жизни. Особенно важна эта составляющая воспитания в дошкольном возрасте, когда формируются основные ценности, нравственные принципы и установки будущих граждан общества. Одним из эффективных средств воздействия на духовно-нравственное развитие являются народные игры.

Одной из главных целей духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у них ценностных ориентаций и понимания нравственных норм. Народные игры прекрасно справляются с этой задачей, так как в процессе игры дети вовлекаются в мир народных обычаев, традиций и мудрости, которая пронизывает народные игры.

В процессе игры дети учатся уважать и ценить других игроков, учиться сотрудничать и помогать другим. Народные игры помогают детям развивать элементарные навыки социализации, такие как умение ждать своей очереди, следовать правилам и приспосабливаться к условиям игры. В игре дети осознают важность справедливости и честности, потому что они учатся принимать поражение с достоинством, а победу – без зазнайства и гордыни. Во время народных игр дети могут пережить различные эмоции, такие как радость от победы, горечь поражения, тревога и напряжение перед решающим моментом.

Играя в народные игры, дети развивают свою физическую активность и моторику, учатся контролировать свое тело и координировать движения. Народные игры позволяют детям погрузиться в мир фольклора и традиций своего народа, что способствует формированию гордости за свою культуру и идентичности. Через игру дети могут выразить свои творческие способности и развивать воображение, создавая свои интерпретации народных образов и персонажей. В процессе народных игр дети учатся решать проблемы, преодолевать трудности, находить креативные решения и договариваться о правилах игры. Народные игры дают возможность детям развивать свои коммуникативные навыки, учиться общаться и слушать других игроков.

В игре дети могут испытывать чувство принадлежности к коллективу, создавая единство и сплочение между собой. Народные игры помогают детям осознать свои собственные сильные и слабые стороны, развивать самооценку и самодисциплину. В процессе игры дети учатся адаптироваться к различным условиям, менять свою стратегию в соответствии с ситуацией и анализировать свои действия. Народные игры способствуют развитию у детей воображения и креативного мышления, так как они могут представлять себя в разных ролях и создавать свои истории. В играх дети учатся концентрации внимания и умению делиться, так как некоторые игры требуют совместного решения задач и участия нескольких игроков. Народные игры способствуют развитию лидерских качеств у детей, так как они могут возглавлять команды, принимать решения и направлять игровой процесс.

Одним из видов народных игр являются ролевые игры, в которых дети могут воплотить различные роли и пережить определенные ситуации, позволяющие им осознать принципы справедливости, терпимости, сострадания и других нравственных ценностей. Во время игры дети имитируют народные праздники, традиционные сюжеты из сказок и легенд, что помогает им понять и прочувствовать душевные притчи и моральные поучения, закодированные в народной мудрости.

Ролевые игры также способствуют развитию воображения и креативности у детей. В этих играх дети могут выражать свои эмоции, опыт и идеи через воплощение разных ролей. Ролевые игры помогают детям развивать социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и лидерство. Через игру дети учатся взаимодействовать со сверстниками и устанавливать границы в отношениях.

Роль, которую дети выбирают в игре, может отражать их собственные интересы и желания. В ролевых играх дети могут пережить разные профессии и роли, что помогает им лучше понять мир вокруг себя. Игра врачей, учителей, пожарных и других профессий помогает детям осознавать и понимать важность разных профессий в обществе. Ролевые игры способствуют развитию у детей эмпатии и способности сопереживать другим.

Дети могут использовать ролевые игры для выражения своих чувств и переживаний. Ролевые игры помогают детям развить навыки решения проблем и конфликтов. Играя в ролевые игры, дети учатся принимать решения и брать ответственность за свои действия. Ролевые игры могут стать пространством для развития творческого мышления и инноваций.

Дети могут использовать ролевые игры для изучения и понимания разных культур и обычаев. Ролевые игры помогают детям формировать свою самооценку и уверенность в себе. Ролевые игры могут быть отличным способом для обучения и воспитания детей.

Кроме того, народные игры способствуют развитию у детей таких качеств, как сопереживание, доверие, сотрудничество и умение работать в коллективе. В процессе игры дошкольникам приходится находить общий язык, решать возникающие конфликты и принимать взаимовыгодные решения. Это помогает детям осознавать свою роль в обществе и значимость групповой работы для достижения общих целей.

Как уже было упомянуто, применение народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников происходит на каждом возрастном этапе. Например, для самых маленьких детей можно использовать игры-хороводы, в которых они могут проявить эмоциональное и физическое взаимодействие со сверстниками. Эти игры учат детей соблюдать порядок, следовать правилам и являться активными участниками коллективной деятельности.

Игры-хороводы также помогают развивать координацию движений и улучшают моторику детей. Народные игры с песнями и танцами позволяют развивать слух и музыкальное восприятие у детей. Применение народных игр в дошкольных учреждениях способствует развитию творческого мышления у детей. Игры с использованием народных обрядов и традиций помогают формировать у детей уважение к своей культуре и национальному наследию.

В процессе народных игр дошкольники учатся слушать и уважать мнение других, а также сотрудничать и работать в команде. Некоторые народные игры основываются на сюжетах из народных сказок и преданий, что способствует развитию речи и фантазии у детей. Игры с палками, мячами и другими предметами, характерными для народных игр, развивают моторику и координацию детей. Игры-потешки позволяют детям развивать ритмическое чувство и мелкую моторику.

Применение народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников способствует формированию понятия о добре и красоте. Некоторые народные игры играются с использованием кукол, что способствует развитию эмпатии и воображения у детей. Игры-конкурсы на народной основе позволяют детям учиться принимать и справедливо оценивать результаты других. Применение народных игр в духовно-нравственном воспитании помогает формированию толерантности и уважения к другим культурам.

Игры-философия, основанные на народных притчах и мудрых сказках, помогают развивать моральные ценности у детей.. Применение народных игр в дошкольных учреждениях помогает детям погрузиться в народную культуру и историю своего народа. Народные игры способствуют развитию самостоятельности и самоорганизации у детей.

Для старших детей подходят игры с сюжетами народных сказок и легенд. В процессе этих игр ребенок может испытать на себе персонажей сказки, понять их действия и вынести для себя нравственный посыл. Такие игры не только способствуют формированию сострадания и других нравственных качеств, но и развивают у детей креативное мышление, воображение и умение анализировать образы.

Игры с народными сказками и легендами помогают детям расширить свой кругозор и познакомиться с разными культурами. Путешествия по волшебным мирам сказок развивают детскую фантазию и способность строить свои собственные истории. Играя в роли героев сказок, дети осознают свою роль в обществе и учатся взаимодействовать с окружающими.

Сказочные игры способствуют развитию речи, улучшают словарный запас ребенка и помогают ему научиться выражать свои мысли более точно. В процессе игры ребенок учится принимать решения и решать проблемы, что развивает его логическое мышление.

Игры с сюжетами сказок могут быть использованы как образовательный инструмент для развития навыков математики, географии и других предметов. Дети, играя в сказочные игры, учатся работать в команде, слушать других и учиться выражать свои мысли. Сказочная игра помогает детям развивать эмоциональный интеллект, учиться понимать и управлять своими эмоциями.

Игры с сюжетами сказок и легенд развивают у детей способность крафта и творчества. В процессе игры дети учатся искать альтернативные пути решения проблем и становятся более гибкими в своем мышлении. Сказочные игры способствуют формированию у детей моральных ценностей и этических принципов.

Ролевые игры с сюжетами сказок способствуют развитию социальных навыков, таких как общение и установление контакта с другими детьми. В сказочных играх дети могут проявить свою креативность и фантазию, создавая собственные истории и персонажей. Ребенок, играя в сказочные игры, развивает свои навыки самоконтроля и самоуправления. Сказочные игры помогают детям испытать разные эмоции и научиться справляться с ними.

Народные игры являются эффективным инструментом воспитания духовно-нравственной сферы дошкольников. Они позволяют детям погрузиться в мир национального наследия, развить нравственные качества и формировать ценностные ориентации. Педагоги и родители могут использовать народные игры как средство развития и воспитания, помогая детям осознавать моральные нормы и становиться лучшими гражданами общества.

В заключении можно отметить, что тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр» является актуальной и значимой. Народные игры не только развивают физические и интеллектуальные способности детей, но и способствуют их эмоциональному и духовному развитию.

На протяжении веков народные игры передавались из поколения в поколение и служили не только развлечением, но и средством воспитания. Они помогают детям учиться быть дисциплинированными, справедливыми, терпимыми и уметь работать в команде. Народные игры также способствуют развитию чувства сопереживания, смекалки и творческого мышления у детей.

Эти игры позволяют детям познакомиться с народными традициями и культурой, передать свои знания и опыт другим детям. Они помогают формировать у дошкольников этические и моральные ценности, важные для их будущего успеха и развития как личностей.

Однако, при использовании народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников необходимо помнить о их адаптации к современным реалиям и возрастным особенностям детей. Также, важно, чтобы дошкольники принимали активное участие в играх, а не просто наблюдали за ними.

Таким образом, использование народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников является эффективным и увлекательным способом формирования их личностных качеств и ценностей. Это помогает детям развиваться в гармонии с собой и окружающим миром, а также сохранять и передавать богатство народной культуры и традиций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodn_igry.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр

Аннотация

Данная статья исследует тему духовно-нравственного воспитания дошкольников через применение народных игр. В статье анализируются взгляды педагогов и психологов прошлого, а также современных ученых на данную тему. Основной упор делается на цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ на современном этапе образования. Рассматривается значение и роль народных игр в данном процессе. В статье также представлены различные виды игр и применение народных игр в ДОУ на каждом возрастном этапе развития дошкольников.

Ключевые слова

Духовно-нравственное воспитание, дошкольники, народные игры, моральные ценности, развитие личности.

В последние годы все больше акцентировано внимание на духовно-нравственном развитии детей на ранних стадиях их жизни. Особенно важна эта составляющая воспитания в дошкольном возрасте, когда формируются основные ценности, нравственные принципы и установки будущих граждан общества. Одним из эффективных средств воздействия на духовно-нравственное развитие являются народные игры.

Одной из главных целей духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у них ценностных ориентаций и понимания нравственных норм. Народные игры прекрасно справляются с этой задачей, так как в процессе игры дети вовлекаются в мир народных обычаев, традиций и мудрости, которая пронизывает народные игры.

В процессе игры дети учатся уважать и ценить других игроков, учиться сотрудничать и помогать другим. Народные игры помогают детям развивать элементарные навыки социализации, такие как умение ждать своей очереди, следовать правилам и приспосабливаться к условиям игры. В игре дети осознают важность справедливости и честности, потому что они учатся принимать поражение с достоинством, а победу – без зазнайства и гордыни. Во время народных игр дети могут пережить различные эмоции, такие как радость от победы, горечь поражения, тревога и напряжение перед решающим моментом.

Играя в народные игры, дети развивают свою физическую активность и моторику, учатся контролировать свое тело и координировать движения. Народные игры позволяют детям погрузиться в мир фольклора и традиций своего народа, что способствует формированию гордости за свою культуру и идентичности. Через игру дети могут выразить свои творческие способности и развивать воображение, создавая свои интерпретации народных образов и персонажей. В процессе народных игр дети учатся решать проблемы, преодолевать трудности, находить креативные решения и договариваться о правилах игры. Народные игры дают возможность детям развивать свои коммуникативные навыки, учиться общаться и слушать других игроков.

В игре дети могут испытывать чувство принадлежности к коллективу, создавая единство и сплочение между собой. Народные игры помогают детям осознать свои собственные сильные и слабые стороны, развивать самооценку и самодисциплину. В процессе игры дети учатся адаптироваться к различным условиям, менять свою стратегию в соответствии с ситуацией и анализировать свои действия. Народные игры способствуют развитию у детей воображения и креативного мышления, так как они могут представлять себя в разных ролях и создавать свои истории. В играх дети учатся концентрации внимания и умению делиться, так как некоторые игры требуют совместного решения задач и участия нескольких игроков. Народные игры способствуют развитию лидерских качеств у детей, так как они могут возглавлять команды, принимать решения и направлять игровой процесс.

Одним из видов народных игр являются ролевые игры, в которых дети могут воплотить различные роли и пережить определенные ситуации, позволяющие им осознать принципы справедливости, терпимости, сострадания и других нравственных ценностей. Во время игры дети имитируют народные праздники, традиционные сюжеты из сказок и легенд, что помогает им понять и прочувствовать душевные притчи и моральные поучения, закодированные в народной мудрости.

Ролевые игры также способствуют развитию воображения и креативности у детей. В этих играх дети могут выражать свои эмоции, опыт и идеи через воплощение разных ролей. Ролевые игры помогают детям развивать социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и лидерство. Через игру дети учатся взаимодействовать со сверстниками и устанавливать границы в отношениях.

Роль, которую дети выбирают в игре, может отражать их собственные интересы и желания. В ролевых играх дети могут пережить разные профессии и роли, что помогает им лучше понять мир вокруг себя. Игра врачей, учителей, пожарных и других профессий помогает детям осознавать и понимать важность разных профессий в обществе. Ролевые игры способствуют развитию у детей эмпатии и способности сопереживать другим.

Дети могут использовать ролевые игры для выражения своих чувств и переживаний. Ролевые игры помогают детям развить навыки решения проблем и конфликтов. Играя в ролевые игры, дети учатся принимать решения и брать ответственность за свои действия. Ролевые игры могут стать пространством для развития творческого мышления и инноваций.

Дети могут использовать ролевые игры для изучения и понимания разных культур и обычаев. Ролевые игры помогают детям формировать свою самооценку и уверенность в себе. Ролевые игры могут быть отличным способом для обучения и воспитания детей.

Кроме того, народные игры способствуют развитию у детей таких качеств, как сопереживание, доверие, сотрудничество и умение работать в коллективе. В процессе игры дошкольникам приходится находить общий язык, решать возникающие конфликты и принимать взаимовыгодные решения. Это помогает детям осознавать свою роль в обществе и значимость групповой работы для достижения общих целей.

Как уже было упомянуто, применение народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников происходит на каждом возрастном этапе. Например, для самых маленьких детей можно использовать игры-хороводы, в которых они могут проявить эмоциональное и физическое взаимодействие со сверстниками. Эти игры учат детей соблюдать порядок, следовать правилам и являться активными участниками коллективной деятельности.

Игры-хороводы также помогают развивать координацию движений и улучшают моторику детей. Народные игры с песнями и танцами позволяют развивать слух и музыкальное восприятие у детей. Применение народных игр в дошкольных учреждениях способствует развитию творческого мышления у детей. Игры с использованием народных обрядов и традиций помогают формировать у детей уважение к своей культуре и национальному наследию.

В процессе народных игр дошкольники учатся слушать и уважать мнение других, а также сотрудничать и работать в команде. Некоторые народные игры основываются на сюжетах из народных сказок и преданий, что способствует развитию речи и фантазии у детей. Игры с палками, мячами и другими предметами, характерными для народных игр, развивают моторику и координацию детей. Игры-потешки позволяют детям развивать ритмическое чувство и мелкую моторику.

Применение народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников способствует формированию понятия о добре и красоте. Некоторые народные игры играются с использованием кукол, что способствует развитию эмпатии и воображения у детей. Игры-конкурсы на народной основе позволяют детям учиться принимать и справедливо оценивать результаты других. Применение народных игр в духовно-нравственном воспитании помогает формированию толерантности и уважения к другим культурам.

Игры-философия, основанные на народных притчах и мудрых сказках, помогают развивать моральные ценности у детей.. Применение народных игр в дошкольных учреждениях помогает детям погрузиться в народную культуру и историю своего народа. Народные игры способствуют развитию самостоятельности и самоорганизации у детей.

Для старших детей подходят игры с сюжетами народных сказок и легенд. В процессе этих игр ребенок может испытать на себе персонажей сказки, понять их действия и вынести для себя нравственный посыл. Такие игры не только способствуют формированию сострадания и других нравственных качеств, но и развивают у детей креативное мышление, воображение и умение анализировать образы.

Игры с народными сказками и легендами помогают детям расширить свой кругозор и познакомиться с разными культурами. Путешествия по волшебным мирам сказок развивают детскую фантазию и способность строить свои собственные истории. Играя в роли героев сказок, дети осознают свою роль в обществе и учатся взаимодействовать с окружающими.

Сказочные игры способствуют развитию речи, улучшают словарный запас ребенка и помогают ему научиться выражать свои мысли более точно. В процессе игры ребенок учится принимать решения и решать проблемы, что развивает его логическое мышление.

Игры с сюжетами сказок могут быть использованы как образовательный инструмент для развития навыков математики, географии и других предметов. Дети, играя в сказочные игры, учатся работать в команде, слушать других и учиться выражать свои мысли. Сказочная игра помогает детям развивать эмоциональный интеллект, учиться понимать и управлять своими эмоциями.

Игры с сюжетами сказок и легенд развивают у детей способность крафта и творчества. В процессе игры дети учатся искать альтернативные пути решения проблем и становятся более гибкими в своем мышлении. Сказочные игры способствуют формированию у детей моральных ценностей и этических принципов.

Ролевые игры с сюжетами сказок способствуют развитию социальных навыков, таких как общение и установление контакта с другими детьми. В сказочных играх дети могут проявить свою креативность и фантазию, создавая собственные истории и персонажей. Ребенок, играя в сказочные игры, развивает свои навыки самоконтроля и самоуправления. Сказочные игры помогают детям испытать разные эмоции и научиться справляться с ними.

Народные игры являются эффективным инструментом воспитания духовно-нравственной сферы дошкольников. Они позволяют детям погрузиться в мир национального наследия, развить нравственные качества и формировать ценностные ориентации. Педагоги и родители могут использовать народные игры как средство развития и воспитания, помогая детям осознавать моральные нормы и становиться лучшими гражданами общества.

В заключении можно отметить, что тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр» является актуальной и значимой. Народные игры не только развивают физические и интеллектуальные способности детей, но и способствуют их эмоциональному и духовному развитию.

На протяжении веков народные игры передавались из поколения в поколение и служили не только развлечением, но и средством воспитания. Они помогают детям учиться быть дисциплинированными, справедливыми, терпимыми и уметь работать в команде. Народные игры также способствуют развитию чувства сопереживания, смекалки и творческого мышления у детей.

Эти игры позволяют детям познакомиться с народными традициями и культурой, передать свои знания и опыт другим детям. Они помогают формировать у дошкольников этические и моральные ценности, важные для их будущего успеха и развития как личностей.

Однако, при использовании народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников необходимо помнить о их адаптации к современным реалиям и возрастным особенностям детей. Также, важно, чтобы дошкольники принимали активное участие в играх, а не просто наблюдали за ними.

Таким образом, использование народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников является эффективным и увлекательным способом формирования их личностных качеств и ценностей. Это помогает детям развиваться в гармонии с собой и окружающим миром, а также сохранять и передавать богатство народной культуры и традиций.

Библиографический список

  1. Куроцапова С. В Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста / URL:
  2. Тугушева Н. И Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста / URL:
  3. Использование народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников / URL:
  4. Роль русских народных игр в духовно-нравственном и физическом развитии дошкольников / URL:


Приложения:

  1. 21,1 КБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов".

Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов"....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»

Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к родному краю»

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться педагогами и родителями. Настоящее время родители стараются обеспечить семью материальными...