Интеграция физической культуры и поликультурного воспитания дошкольников посредством народных игр.
календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему

Лысенко Ольга Анатольевна

Примерное перспективное планирование ознакомления дошкольников с народными играми России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon persp_plan_narodnye_igry.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

МОУ Д/С № 286

Г. Волгоград

Воспитатель I квалификационной категории

Лысенко Ольга Анатольевна

Интеграция физической культуры и поликультурного воспитания дошкольников.

Примерное планирование по ознакомлению детей

с русскими народными играми.

(младшая группа)

Задачи:

  • Знакомить детей с русскими народными играми;
  • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре вместе с воспитателем;
  • Развивать ловкость, смелость, быстроту движений; ориентироваться в пространстве;
  • Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила;
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • Развивать творческие способности детей в играх;
  • Вызвать у детей положительные эмоции от физкультурного занятия;
  • Создавать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения посредством соприкосновения с историей и культурой русского народа.

Месяц

Название игры

Ход игры.

Сентябрь

«Медведь».

Выбирается один медведь. Он спит в лесу. Остальные игроки собирают ягоды и поют:

Беру, беру ягоду, черную смородину!

Батюшке в стаканчик,

А злому медведю травы на лопату!

Медведь просыпается и ловит игроков.

Октябрь.

«Дедушка-Рожок».

Играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из него же спрашивает: «Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто». Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

Ноябрь.

«Салочки».

Игроки свободно располагаются на игровой площадке. Один из участников – водящий. Ему дают в руки платочек. Он поднимает платок высоко и громко говорит: «Я салка!» После этого старается догнать одного из игроков и «осалить» его» Осаленному» передается платочек. Он поднимает его высоко, затем игра повторяется.

Декабрь.

«Ляпки».

Вариант «Салочек». Запятнав игрока, водящий говорит: «На тебе ляпок, отдай его другому!»

Январь.

«Мороз».

Считалкой выбирается Мороз. Он дремлет под деревом. Дети подходят к нему и говорят: «Мороз-мороз, ты нас не морозь!» Мороз просыпается и начинает всех «морозить».  До кого он дотронется, тот остается стоять с разведенными руками. Игра продолжается, пока все не будут заморожены.

Февраль.

«Дядюшка Кондрат».

Дети встают в круг, ведущий стоит в центре. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев:

У дядюшки Кондрата было трое детей,

Трое сыновей.

Они не пили, они не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали вот так!

При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение становится ведущим.

Март.

«Прятки».

Ведущий закрывает глаза и произносит прибаутку:

Чуха, рюха, ты свинуха!

Семьсот поросят за тобой кричат!

По болоту я пойду,

Все равно тебя найду!

Пора ли?

Если никто не отзывается, то ведущий идет искать детей.

Апрель.

«Море волнуется».

Стулья по количеству игроков ставятся в круг спинками внутрь. Все участники – рыбы. Один – ведущий. Дети садятся на стулья. По команде ведущего «Море волнуется!» рыбы начинают двигаться по кругу вокруг стульев. По команде «Море затихло!» дети занимают места. Водящий садится тоже на стул. Кому не хватило стула, тот водит.

Май.

«Ласточка и пчелы».

Ласточка сидит в гнезде, пчелки летают по лугу и поют:

Пчелки летают, медок собирают.

Зум – зум – зум!

Ласточка отвечает:

Ласточка встанет,

Пчелок поймает!

Ласточка бежит и старается запятнать пчелок.

Июнь

Июль

Август

Повторение и закрепление игр.

Примерное планирование по ознакомлению детей

с народными играми России и стран ближнего зарубежья.

(средняя группа)

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и играми ближнего зарубежья;
  • Развивать внимание, память, воображение посредством народных игр;
  • Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности;
  • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре;
  • Продолжать воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила игры;
  • Продолжать развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
  • Развивать творческие двигательные способности детей.
  • Воспитывать чувства дружелюбности и толерантности.

Месяц

Название игры

Ход игры.

Сентябрь

«Дятел».

Русская народная игра.

Дети встают в пары и образуют круг. В середине круга стоит дятел. Дети ходят по кругу и говорят:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел говорит: А мне скучно одному,

Кого хочу, того возьму!

Затем он начинает ловить пары.

«Злючка». 

Русская народная игра.

Злючка сидит в уголке и дремлет. Играющие водят хоровод и дразнят злючку:

Часы бьют раз, Часы бьют два,

Часы бьют три! Злючка выходи!

Мы тебя ждем, песенку поем!

Злючка сердится и выбегает. Чтобы спастись от Злючки, дети могут встать на любой предмет и сказать «чик-трак».

Октябрь.

«Коршун».

Русская народная игра.

Коршун сидит и «роет ямку», цыплята ходят вокруг него и приговаривают:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу!

Затем круг останавливается и цыплята спрашивают

-Коршун, коршун, что делаешь?

- Ямку рою.

- А зачем тебе ямка?

- Копеечку ищу!

- зачем тебе копеечка?

- Иголочку куплю!

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить!

- Зачем тебе мешочек?

- Камешки класть.

- зачем тебе камешки?

- в цыплят кидать!

-Ко мне в огород лазят!

- А ты сделай огород повыше. Если не умеешь, то лови нас!

Цыплята разбегаются. Коршун ловит их.

«Бабушка Маланья». 

Русская народная игра.

Вариант «Дядюшки Кондрата». Правила те же, дети имитируют действия:

У Маланьи у старушки было 7 сыновей

И все без бровей.

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Делали вот так!

Ноябрь.

«Молчанка».

Русская народная игра.

Ведущий произносит слова прибаутки, в это время участники веселятся.

Первинчики, другинчики,

Летели голубинчики

По утренней росе,

По лесной полосе.

Там в чашке орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

Участники замирают на месте и молчат. Кто первый пошевелится, выходит.

«Зайки» 

Русская народная игра.

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на «дереве». Деревом может быть любая щепочка или же пенёк.

Декабрь.

«Волки во рву» Русская народная игра.

Для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одним из «волков». Если «зайчика» осалили  и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«Удочка».

Русская народная игра.

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становится в центр круга. Водящему выдаётся верёвочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать верёвочку. Задача всех игроков перепрыгнуть через неё и не быть пойманными, та «рыбка», которая попадётся на удочку, занимает место в центре круга и становится «рыбаком».

Январь.

«Снеговые фигуры» 

Русская народная игра.

Пока звучит музыка, участники танцуют, кружатся по залу. Когда музыка заканчивается, водящий говорит название какой-либо «снеговой фигуры», а играющие должны ее изобразить. Кто не успел встать, тот выбывает.
Фигуры:
Сосулька – два человека держатся за руки;
Снежинки – по три человека, руки в стороны;
Звезда – по пять человек, руки в стороны;
Каток – всем сесть в круг, взяться за руки.
Снеговик – два человека спиной друг к другу, руки в стороны;
Елочная гирлянда – по пять человек становятся в цепочку, взяв друг друга под руки.

«Олень».

Русская народная игра.

Играющие становятся в хоровод. Олень стоит в центре. Хоровод движется по кругу, игроки ведут диалог с оленем:

- Ах, тепло ли тебе, олень,

Холодно ли тебе, олень?

- мне не так тепло,

Мне не так холодно.

Приоденьте меня, приокутайте.

С молодца кушачок,

С красной девицы – платок!

Молодцы и девицы разбегаются. Олень ловит их.

Февраль.

«Волк и овцы». Русская народная игра.

Один из играющих – волк, остальные – овцы. Волк сидит в логове. Овцы подходят к нему, взявшись за руки: «Позволь нам погулять в твоем лесу, волк!»

Волк разрешает: «Гуляйте, гуляйте! Только травки не щипайте, а то мне твердо спать будет!» Овцы дают обещание и идут бегать на лужайку. Вскоре они забывают про обещание и начинают щипать траву:

Щиплем, щиплем травушку, зеленую муравушку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик!

А серому волку – грязи лопата!

Волк ловит овец. Овцы прячутся в домике.

«Волк и козлята». Украинская народная игра.

Для игры подойдёт игровая площадка 15-20 метров. На ней чертится круг 4-8 метра диаметром, и за его пределами ещё кружочки диаметром 1 метр на расстоянии 1-2 метра. Маленькие кружочки это домики для козлят. Кружочков чертится на один меньше, чем игроков-козлят. По считалочке выбирают волка. В начале игры волк становится за пределами большого круга, а козлята внутри круга. На счёт три все козлята выбегают из круга и занимают домики. Тот козлёнок, которому не достался домик, бегает от волка между большим кругом и домиками. Волк должен поймать козлика, но если козлёнок обежит круг 3 раза, то погоня прекращается и все остаются на своих местах. Если волк поймает козлёнка, то они меняются местами и игра начинается заново.

Март.

«Заяц-месяц».

Белорусская народная игра.

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

- Заяц-месяц, где был?

- В лесу.

- Что делал?

- Сено косил.

- Куда клал?

- Кто украл?

- Чур.

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную. Бегать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

«Дети и петух». Русская народная игра.

Один из игроков изображает петуха. Петух выходит из своего дома, ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки в ответ:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что так рано встаешь –

Детям спать не даешь?

После этого петух опять кукарекает, хлопает крыльями и начинает ловить детей, которые, выйдя из своего домика, бегают по площадке. Если петух не сможет поймать ребят, то он опять изображает петуха. Петух начинает ловить, а дети убегать только после повторного кукарекания. Ловить детей в их домике нельзя.

Апрель.

«Спутанные кони».

Татарская народная игра.

Развивает ловкость и координацию. Играющие делятся на две команды на линии старта. От линии старта установлены поворотные флажки. По сигналу первые игроки начинают прыжки на палках. Обегают флажки и возвращаются обратно бегом.

«Пастух».

Армянская народная игра.

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные – овцы. Чертится линия – ручеек, по одну сторону от которого собираются пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху:

- Я волк горный, унесу!

Пастух отвечает:

- Я пастух смелый, не отдам!

Услышав «не отдам», волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему, дотянутся до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается с начала, но меняются роли. Волк переходит линию только после слов «не отдам». Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

Май.

«Стрекоза».

Русская народная игра.

Дети садятся на корточки, руки в бока. Затем они стараются как можно быстрее прыжками добраться до места, которое обозначено рекой. Кто доберется первый, тот победитель.

«Барашек».

Молдавская народная игра.

Играющие образуют круг, а барашек – внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

- Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит. Разбегаться можно только после окончания слов.

Июнь

Июль

Август

Повторение и закрепление игр.

Примерное планирование по ознакомлению детей

с народными играми России и стран ближнего зарубежья.

(старшая группа)

Задачи:

  • Закрепить элементарные представления детей о фольклоре и русских народных играх.
  • Знакомить детей с народными играми ближнего зарубежья;
  • Продолжать развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
  • Развивать внимание, память, воображение посредством народных игр;
  • Развивать творческие способности детей в играх.
  • Приучать к самостоятельному выполнению правил.
  • Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.
  • Воспитывать нравственно-волевые качества: решительность, сноровку, смекалку, выдержку, уверенность, целеустремленность.
  • Формировать стремление к достижению положительных результатов.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны, и других стран.
  • Воспитывать чувства дружелюбности и толерантности.

Месяц

Название игры

Ход игры.

Сентябрь

«Баба-Яга». 

Русская народная игра.

Баба-Яга стоит в сторонке. Дети подходят  к ней, держась за руки, и дразнят:

Злючка Баба-Яга,

Деревянна голова!

Нос крючком, живот ящичком!

Злючка, выходи!

Мы тебя ждем! Беги бегом!

Злючка-дрючка, Фу-ты, ну-ты!

Руки – крюки, ноги гнуты!

Баба- Яга ловит игроков. Они прячутся в домике.

«Трубочка».

Русская народная игра.

Дети встают в круг, выбирают «жмурку». ему завязывают глаза и дают в руку бумажную трубочку. дети идут по кругу и переговариваются со «жмуркой»:

- Кот, кот, где стоишь?

 - На печи!

- Что пьешь?

- Квас!

- Лови три года нас!

Круг останавливается. Жмурка дотрагивается до игрока трубочкой и спрашивает: «Ты кто?» ребенок отвечает: «Мяу!» Жмурка по голосу должен угадать, кто это.

«Цепи кованые». Русская народная игра.

Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает: «Димой». Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

«Иголка, нитка и узелок». 

Русская народная игра.

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Октябрь.

«Горелки». 

Русская народная игра.

Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!

Другой вариант:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой – справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

«Заря». 

Русская народная игра.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

«Хлебец» (Хлибчик).

Украинская народная игра.

Цель игры: развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног.

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».

— Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.
— А выпечешь? — спрашивает задняя пара.
— Выпеку!
— А убежишь?
— Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры: последняя пара может бежать только после окончания переклички.

«Колдун». 

Украинская народная игра.

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три! » или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец, таким образом, будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто – либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Ноябрь.

«Круглый хрящик». 

Украинская народная игра

Игра начинается с того, что кто-то из детей выкрикивает:

- Чур, в «Круглого хрящика» играть!

На горе стоять, пойманным не бывать!

Две пары становятся одна против другой на расстоянии двадцати шагов и приглашают третью пару встать посередине. Игроки крайних пар, которые стоят один против другого, пытаются, минуя средних, соединится в новые пары. Один из пары бежит вправо, а другой – влево. Игроки средней пары препятствуют им, ловят бегунов. Если игрок средней пары поймал кого - либо из тех, кто перебегает с его стороны, напарник пойманного и напарник ловишки спешат им на помощь. Тот, кто прибегает первым, вместе со своим напарником становится крайней парой, а два других игрока встают в середину. Когда же пробежка завершается успешно, то игра продолжается. В игре принимает участие шесть человек. В нее могут играть дети, начиная со среднего дошкольного возраста.

«Перепелочка». Украинская народная игра.

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга – перепелочка. На слова народной песни:

- Ой, у перепелочки да головка болит

Все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища.

На припев:

- Тут была, тут была перепелочка,

Тут была, тут была сизокрылая –

Дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка – вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:

- Ой, у перепелочки да колени болят –

все наклоняются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются.

Ведущий продолжает:

- Ой, у перепелочки крылья не болят –

Все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз. На слова: «Птички поднялись и улетели! » - все бегут по кругу. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

«Мельница».

Белорусская народная игра.

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч или бросил его не правильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним

«Охотники и утки».

Белорусская народная игра.

Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством игроков. Одна команда – качки (утки), другая – охотники. Охотники образуют внешний круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2, 5-3м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток – стараясь попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются местами. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

Декабрь.

«Просо».

Белорусская народная игра.

Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:

-Приходи к нам просо полить.

- Не хочу!

-А кашу есть?

- Хоть сейчас!

-Ах, ты ж, лодырь!

После этих слов ведущий и лодырь обегает шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим. Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, лодырь! ». Чтобы ведущий и лодырь не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, а лодырь – за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.

«Посадка картошки».

Белорусская народная игра.

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, - капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии 20-30 шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и. т. д. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать.

«Ленок».

Белорусская народная игра.

На земле рисуют кружки – гнезда, которых по количеству на одно меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает различные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен!» игроки занимают гнезда,  тот, кто не успел занять гнездо, считается «посаженным». Его «сажают» в гнездо до конца игры. Затем на земле убирают одно гнездо, и игра продолжается. Победит тот, кто займет последнее свободное место.

«Ежик и мыши». Белорусская народная игра.

Все дети вмести с игроками-мышами, становятся в круг. Ежик в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж – влево. Игроки произносят слова:

-Бежит ежик – тупу- туп,

-Весь колючий, остер зуб!

-Ежик, ежик, ты куда?

-Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

-Ежик ножками туп- туп!

-Ежик глазками луп-луп!

-Слышит ежик - всюду тишь,

-Чу! Скребется в листьях мышь!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

-Беги, беги, ежик,

-Не жалей ты ножек,

-Ты лови себе мышей,

-НЕ лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, Выбегая за круг. Еж их ловит.

Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз. Все действуют в соответствии с текстом. Пойманная мышка выходит из игры.

Январь.

«Яблоко». 

Молдавская народная игра.

Играют одновременно до пятнадцати детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

- Яблоко, червивое яблоко,

- Ветер дует, оно падает.

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся трое игроков. Они объявляются победителями. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один – тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.

«Овцы и волк».

Молдавская народная игра.

Играющие стоят по одну сторону площадки – это овцы, ведущий – по другую. Из числа играющих выбираются волк и пастух. Ведущий, обращаясь к пастуху, говорит:

- Мэй, чабан, мэй, молодой,

Мэй, чабан, мэй.

Ты совет послушай мой,

Мэй, чабан, мэй,

К нам гони овец домой,

Мэй, чабан, мэй,

Здесь луга с такой травой!

Все заботы с плеч долой!

После окончания слов пастух гонит овец домой, а волк ловит их и уводит в логово. Овцы начинают перебегать на другое пастбище, а волк ловит их после слов ведущего. Овца считается пойманной, если волк дотронулся до нее рукой. Волк не имеет права ловить овец за чертой пастбища.

«Лошадки».

Молдавская народная игра.

Играющие делятся на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся лошадки, по другую – кучера. Лошадки, взявшись за руки доходят к черте и говорят:

- Та - ра –ра, та – ра – ра,

- Ушли кони со двора.

После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отгороженное место – конюшню. Дети лошадки должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: «Цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить. Когда переловят всех лошадок, кучера седлают их (надевая на них возжи) и уезжают говоря:

- Еду, еду на коне

- По чудесной стороне,

- По Молдавии зеленой,

- Жарким солнцем опаленной.

- Цок, лошадка,

- Цок, Гнедок,

- Цок подковой,

- Цок- цок- цок.

Кучера не имеют права ловить лошадок, пока дети не кончат говорить слова. Лошадки должны все время щелкать языком, пока их не поймают.

«День и ночь».

Азербайджанская народная игра.

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь» мальчики ловят девочек, по команде «День» девочки ловят мальчиков. Осаленные переходят в команду соперника.

Февраль.

«Отдай платочек»

Азербайджанская народная игра.

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают один платочек. Ведущий проходит сзади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одному из детей. После этого игрок, стоящий в центре дает команду: «Отдай платочек! » Дети с платочками должны выбежать и отдать платочек водящему. Тот, кто быстрее отдаст платочек, получает очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Бежать и отдавать платочек можно только по сигналу. Платочек каждый раз нужно давать разным детям.

«Вытащи платок».

Азербайджанская народная игра.

Это игра, в которую играют 10 и более человек. Инвентарём служат платки. Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь! » Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями.

«Белый мяч и черный мяч».

Азербайджанская народная игра.

Для игры нужно два мяча из войлока белого и черного цвета. Играющие делятся на две равные команды. В каждой команде выбирается ведущий. Одному ведущему дается мяч белого цвета, другому - черного цвета. По сигналу ведущие бросают свои мячи как можно дальше. По второму сигналу по одному игроку из каждой команды бегут за своим мячом. Победитель тот, кто быстрее принес мяч своему ведущему, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Бросать мяч и бежать за ним можно только по команде. Мяч бросать как можно дальше.

«Черный паша».

Азербайджанская народная игра.

Из числа играющих выбирают пастуха, собаку и вруна. Остальные изображают овец. Пастух играет на свирели, собака сидит в засаде, овцы гуляют и как будто едят траву. Вдруг врун зовет пастуха:

-Эй, эй, эй, пастух, пастух.

-Пастух отзывается: - Что тебе?

-Врун: - Братец пастух, мой дядя Черный паша, говорит, что наша черная овца (называет приметы овцы) в вашу отару попала, и просит ее обратно.

Пастух подводит вруна к отаре, тот неожиданно хватает одну из овец и убегает. Увидев это, собака бежит за ним. Если врун с овцой добежит до своего дома, то собака возвращается, а если собака догонит, то овца возвращается в стадо. Собака начинает ловить только тогда, когда врун схватил овцу.

Март.

«Защитник».

Грузинская народная игра.

На площадке чертится круг диаметром 2-3м. В игре участвуют восемь – десять человек. Двое из них по жребию идут в центр круга: один присаживается на корточки, а второй (защитник) кладет ему руку на голову и, не отнимая ее от головы, обходит сидящего товарища то слева, то справа. Остальные игроки, свободно расположившись за кругом, стараются коснуться сидящего рукой, а защитник стремиться их осалить (коснуться рукой или ногой). Если защитнику удается это сделать, то осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитником, а последний присоединяется к остальным игрокам. Игра каждой пары длится не более 2 -3 минут. Осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего. Ногой разрешается осаливать только ниже колена. В случае некорректного поведения игрок выводится из игры.

«Кочинчара».

Грузинская народная игра.

На площадке чертится круг диаметром 6-10м (в зависимости от количества игроков). Игроки становятся в круг. Из них по жребию – Кочинчара, который на одной ноге преследует игроков и ударом мягкого жгута (длинной 50-60см) старается осалить их. Игроки, используя обманные движения, стараются избежать ударов. После осаливания одного – двух игроков избирается новый кочинчара. Если кочинчаре не удалось в течении 10 -15 секунд осалить кого-нибудь из игроков, его заменяют другим, более ловким. При смене кочинчара новому передается жгут, а старый кочинчара присоединяется к остальным игрокам. Игрокам, кроме кочинчары, не разрешается выходить за пределы круга. Кто выйдет за круг, считается осаленным и он временно выходит из игры до смены кочинчары. Кочинчара не имеет права менять ногу. Осаливать жгутом разрешается только ниже колена.

«Снятие шапки».

Грузинская народная игра.

На одном конце площадки у стартовой линии на расстоянии 3-4м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них втыкаются по две палки (или ставятся стойки высотой 1 м) ближние на расстоянии 2 - 3м, а дальние - 7 – 8м от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке. Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конце колонны. Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают их на палки. После чего возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети по разу не примут участия в игре. Выигрывает команда, раньше всех закончившая игру. Последующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий. Если игрок уронит шапку, он обязан подобрать ее и повесить на палку.

«Сахреоба».

Грузинская народная игра.

У каждого игрока в руках сахре (тонкие палки диаметром 1 см, длиной 70 – 80 см.) Играющие раскладывают их на земле с интервалом 50 см. Чем больше участников, тем длиннее ряд палок, тем сложнее и интереснее игра. В начале и в конце ряда кладут плоские камни. Они являются своеобразным местом для отдыха, на который отводится не более 1 мин.

Варианты заданий:

  • Участники игры должны по очереди, прыгая на одной ноге, обойти змейкой все палки. (Задание может выполняться трижды).
  • Игроки должны перепрыгнуть через все палки, ставя стопы перпендикулярно им. Возвращаясь обратно, следует ставить стопы параллельно палкам.

По ходу игры могут придумываться новые задания с новым расположением палок. При этом новые правила обязательны для всех. Выигрывает тот, кто выполнит все упражнения без ошибок. Оступившийся выбывает из игры.

Апрель.

«Липкие пеньки».

Башкирская народная игра.

Ход игры. 3 – 4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.

«Продаем горшки».

Татарская народная игра.

Развивает скорость и реакцию. Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым горшком стоит сторож – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Один (два, три) отдай.

Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

«Угадай и догони».

Татарская народная игра.

Развивает внимание и скорость. Играющие сидят друг за другом верхом на скамейке. Первому сидящему завязывают глаза. Ведущий молча подводит к нему одного из игроков. Кладет руку на плечо и произносит «Угадай». Правильно называет имя игрока и бежит за игроком вокруг скамейки. Кто не успел, первым сесть на свободное место становится водящим

«Водяной»

Удмурдская народная игра.

Очерчивают круг – это пруд или озеро. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова; «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Водяной ловит, не выходя за пределы круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Май.

Игры народов севера.

«Я есть» («Олента»).

Карельская народная игра

Игра проводится на площадке длиной 50-60 м и шириной не более 10 м. Игроки делятся на две равные команды и с помощью жребия определяют, какая из них будет выходить первой. На середине площадки обозначаются 2 линии, с расстоянием 2 – 3 метра, за которыми друг против друга выстраиваются команды в шеренги. Игра начинается с того, что игроки убегающей команды вместе хлопают в ладоши, быстро поворачиваются и устремляются к своему краю площадки. Водящая команда устремляется за ними, стараясь коснуться любого убегающего, прежде чем тот пересечёт свою линию. Тот игрок, которого задели, должен громко произнести: «Олента!» («Я есть!»). После чего он и вся его команда разворачиваются и принимаются ловить игроков водящей команды, стремящихся убежать за черту в конце своей площадки.

Игра продолжается до тех пор, пока одной из команд не удастся в полном составе убежать за черту. Затем водит другая команда.

«Булчута» («Охотники»)

Якутская народная игра.

Игра проводится на местности с чётко обозначенными границами. Из числа играющих выбирается четное количество «охотников» («булчут»), например, на 20 участников 8 «охотников».

Игра может быть организована по-разному. В одном случае, «охотники» разбиваются по парам и образуют «аркан», берясь за руки. С помощью «аркана» «охотники» могут поймать любого игрока. К кому пойманный игрок стоит лицом, с тем он и образует новый «аркан». Задача каждого игрока – как можно быстрее освободиться из «аркана» или вообще ни разу   не побывать в роли «охотника».

В другом случае, каждый пойманный игрок становится «охотником», таким образом, «арканы» постепенно увеличиваются. Игра заканчивается, когда последний игрок становится «охотником». Внимание! В течение игры запрещается выбегать за границы поля, ловить можно и «охотников».

«Один лишний»

Якутская народная игра.

Ход игры: Играющие становятся в кругу парами. Каждая пара располагается по возможности подальше от соседей. Ведущий становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и произносит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда… » (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места, становится ведущим.

«Меткий оленевод».

Чукотская народная игра.

На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. За каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот, у которого больше попаданий.

Июнь

Июль

Август

Повторение и закрепление игр.

Примерное планирование по ознакомлению детей с народными играми России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

(подготовительная группа)

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, играми стран ближнего зарубежья;
  • Познакомить детей с играми народов мира.
  • Закрепить интерес детей к народным играм, вызвать желание принимать в них участие,
  • Вызвать у детей положительные эмоции от соприкосновения с народной игрой.
  • Через народные игры, пословицы, обряды, расширять кругозор детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и других стран.
  • Развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений и гибкость;
  • Развивать умение проявлять чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости и находчивости.
  • Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде
  • Развивать творческие способности детей в играх;
  • Воспитывать интернациональные чувства, чувство патриотизма.

Месяц

Название игры

Ход игры.

Сентябрь

«Вышибалы».

Русская народная игра.

Участники делятся на две команды: ведущие и играющие. Очерчивается прямоугольник – «город». С противоположных сторон находятся ведущие. У них – мяч. В середине «города» стоят играющие. Ведущие, попеременно бросают мяч в играющих, стараясь попасть в них. В кого попал мяч, тот выбывает из игры. Кто из детей поймал мяч, тому засчитывается «свечка», т.е. он может при попадании в него остаться в игре. Также свою «свечку» можно отдать кому-нибудь из тех, кто уже выбит. Ведущие попеременно бросают мяч, пока не выбьют всех играющих, не переступая черту «города». Затем команды (ведущие и играющие) могут поменяться местами и продолжать игру.

«Растеряхи».

Русская народная игра.

Играющие становятся цепью, держась друг за друга. Водящий (воспитатель) бежит, поворачивая в разные стороны. Кто не удержался, упал – растеряха. Он выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется трое самых ловких.

«Завивайся, капуста».

Русская народная игра.

Все играющие встают в цепочку, взявшись за руки. Заводящий медленно и чинно закручивает по спирали цепочку под музыку вокруг последнего. Он стоит неподвижно, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг него. Последний же, как только клубок завернется, выбирается из круга под руками стоящих и выводит всех за собой.

«Большой мяч».

Русская народная игра.

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центре круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Октябрь.

Игры народов Поволжья:

«Продаем цветы» («Чулмак цены»)

Татарская народная игра.

Играющие («продавцы») образуют круг, водящий - за кругом. Водящий, подходя к одному из «продавцов», начинает вести торг:

- Эй, дружок, продай цветок.

- Покупай…

- Сколько дать тебе рублей?

«Продавец» называет цифру не больше 3.После этого водящий касается рукой хозяина цветка столько раз, за сколько «продавец» согласился продать цветок; затем и водящий, и «продавец» обегают круг навстречу друг другу соответствующее количество раз. Кто быстрее добежит до свободного места, становится «продавцом», а игрок, оставшийся без места, - водящим.

«Юрта».

Башкирская народная игра.

Развивает внимание и ловкость. В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из них образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и говорят слова:

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов дети становятся в один большой круг и танцуют. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

«Луна и солнце».

Чувашская народная игра 

Развивает силу и чувство товарищества. Две команды луна и солнце. Капитаны поочередно выбирают себе в команду остальных участников. Игроки становятся за своим капитаном, обхватив его за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

«Круговой».

Мордовская народная игра.

Развивает ловкость. Играющие, делятся на две команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто останется за кругом, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Ноябрь.

«Земля, вода, огонь, воздух».

Армянская народная игра.

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода» играющий отвечает названием какой – либо рыбы. На слово «Воздух» - названием птицы. При слове «Огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся не играет.

«Крепость».

Армянская народная игра.

Игроки делятся на две команды. Жеребьевкой определяют, какая из команд будет нападать, а какая будет защищать крепость. В центре поля кладут доску (камень) - это и есть крепость. По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2-3м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость считается завоеванной, если кто-нибудь из игроков наступит ногой на доску и не будет пойман защитником. Когда нападающие сжимают кольцо защиты, представители последней стремятся поймать их. В такой момент нападающие прорываются в крепость по прямой линии, и тогда защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападающий, прорвавший цепь защитников, но не успевший поставить ногу на доску до того, как его поймают, тоже выходит из игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но никто очков не получает. Выигрывает команда, набравшая пять очков.

«Банки разрушились».

Армянская народная игра.

В середину начерченного круга ставят три цилиндрические фигуры – банки - одну на другую. Выбирают водящего, который стоит у круга. Другие игроки отходят на 3 – 5м за линию, откуда бьют мячиком по банкам. Впереди этой линии отмечают границу другой линией, до которой водящий может ловить игрока. Не попав в банку, игрок бежит к своему мячику, берет его и старается вернуться на место. Если водящий поймает его в этот момент, они меняются ролями. Если игрок добежит до мяча и поставит на него ногу, водящий не должен ловить его, но он может поймать игрока, когда тот побежит с мячом обратно. Если же игрок попал в банки, он получает право спокойно вернуться на свое место. В течение игры можно несколько раз попадать в башню из банок, разрушая ее. Разрушенную башню складывает водящий. Если водящий не успеет никого поймать, то все возвращаются на свои места и снова бьют по банкам. Но если он успеет поставить башню и поймать кого – ни будь из игроков, то с ним меняются ролями. В башню из банок бьют, не заходя за линию. Преследовать игрока можно только до условной линии, начерченной перед линией броска. Игроки должны брать только свой мячик.

«Перетягивание палки».

Армянская народная игра.

Участвует неограниченное количество игроков. Один из них выбирается дедом, остальные рассчитываются по номерам для соблюдения очередности в игре. По сигналу деда два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги. Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.

Декабрь.

«Белый тополь, зеленый тополь»

Узбекские народные игры.

Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги друг к другу. Игори, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:

- Белый тополь, зеленый тополь,

От нас кто вам нужен?

Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого – то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.

«Чай – чай»

Узбекские народные игры.

Все играющие располагаются на площадке (10х12м, обведенной чертой). Водящий кричит: «Чай – чай» - и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны гнать его и коснуться рукой. Коснувшийся игрок становится заводилой. Он тоже, кричит : «Чай – чай! » - и подняв руку, бежит по площадке. Игра возобновляется. Тот игрок, которому удалось долгое время остаться непойманным, считается победителем. Играющие не должны выходить за пределы площадки. Нарушившие правила не принимают участия в игре в течение одного ее повторения.

«Медведи и пчелы»

Узбекские народные игры.

Играющие делятся на две группы: треть из них – медведи, остальные – пчелы. В центре площадки устанавливается вышка – улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3 – 5м очерчивается место берлоги, с другой – на расстоянии 5 – 7м - место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку – улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи! » все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой).

Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.

«Пастух и козы»

Узбекские народные игры.

Играющие делятся на две группы: одна – пастухи, другая – козы. Козы находятся в кругу диаметром 6м, пастухи – вне круга. По сигналу один из пастухов, подпрыгивает на одной ноге, входит в круг и ловит коз (касается рукой). Через некоторое время по сигналу в круг, тоже подпрыгивая, входит другой пастух, а первый занимает его место. Игра продолжается, пока пастухи не поймают всех коз, после этого команды меняются ролями.

Выигравшей считается группа пастухов, поймавшая коз за самое короткое время. Пастухи могут иметь атрибуты национального костюма: бумажные тюбетейки, поясные платки. Козы не должны выходить из круга, пока их не осалили. Пастух имеет право подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге.

Январь.

«Выбей из круга»

Дагестанские народные игры.

Цель игры: развитие глазомера, укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса.

На игровой площадке чертится круг диаметром 30 см. На расстоянии 3—4 м от него проводят линию. У каждого игрока (играют 5—6 детей) имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков или косточек.

Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти — по договоренности). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого камень лежит ближе к кругу.

Итак, каждый бросает свой камешек в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки.

Правила игры:

выигрывает тот, кто выбьет из крута наибольшее количество камешков;

бросать камень нужно только от линии или от того места, куда он упал;

если у игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают

«Достать шапку»

Дагестанские народные игры.

Цель игры: укрепление мускулатуры ног, развитие внимания, сохранения равновесия.

Игроки делятся на две команды (до десяти человек в каждой). На игровой площадке чертится линия на расстоянии 10—15 м от игроков, на которой находятся шапки. Играющие становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д.

Первые пары, например, продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары двигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые — в полуприсяде, пятые в глубоком приседе.

Правила игры:

взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой;

побеждает та команда, которая наберет больше шапок;

при повторении игры лучше поменять виды движений между парами;

можно выбрать и другие движения.

В этих видах деятельности углубляется симпатия детей к людям других национальностей, крепнет дружба между ними. И это очень актуально сегодня, когда огоньки национальной розни вспыхивают по всей стране.

«Ала хуча» («Пестрый баран»)

Хакасская народная игра.

Игра «Ала хуча» еще известна как «Сахтангчы» («Сторож»).

Все играющие становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит  вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.

«Чепена»

Осетинская народная игра

Выбирают ведущего (чепена). Он начинает игру словами:

-Левой ногой, чепена! (Подпрыгивает на левой ноге влево)

Гой, гой, чепена! (Отзываются дети и повторяют движения ведущего)

Правой ногой, чепена! (Подпрыгивает на правой ноге вправо)

Гой, гой, чепена!(Дети повторяют то же)

Пойдем вперед, чепена! (Идет вперед, подняв руки)

Гой, гой, чепена! (Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки)

Пойдем назад, чепена! (Мелкими шагами идет назад с опущенными руками)

Гой, гой, чепена! (Дети повторяют то же)

Все мы спляшем, чепена!(Начинается танец)

Кругом, кругом, чепена! (Дети начинают  круговой танец под осетинскую музыку)

Внимание! Темп игры должен постоянно увеличиваться.

Февраль.

«Сторож»

Эстонская народная игра.

Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной! ». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь». Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.

«Черное и белое»

Эстонская народная игра.

Две команды – «Черные» и «Белые» - стоят в шеренгах лицом друг к другу. Ведущий бросает картонный диск, у которого одна сторона черная, другая – белая. В зависимости от того, какая сторона при падении окажется наверху белая или черная, - одна команда начинает ловить другую. Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию дома. Побеждает та команда, на счету у которой за время игры окажется больше пойманных противников. Ловить противника можно только после констатирующих слов ведущего: «Белые» или «Черные». Догонять убегающих можно только до линии дома. Пойманные за линией дома не засчитываются.

«Зайцы и собаки»

Эстонская народная игра.

Играющие выбирают двух – трех охотников, две – три собаки, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившейся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры дети меняются ролями. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Бросать мячи надо играющим в ноги.

«Король мавров»

Эстонская народная игра.

Один из играющих становится королем мавров, все остальные – маврами. Король встает за одной чертой, все остальные – за другой на расстоянии десяти – двадцати шагов. Мавры подходят к королю и хором ведут с ним перекличку:

- Здравствуй, король мавров!

- Здравствуйте! Кто вы?

- Мы – мавры!

- Что вы умеете делать?

- Любую работу.

Играющие изображают какую либо работу, о которой заранее договариваются, например, моют полы и. т д. Если король отгадает, что они делают, игроки убегают, а король пытается их догнать. Тот, кого он догнал, становится помощником короля. Игра продолжается до тех пор, пока все мавры не будут пойманы. Мавры убегают только по сигналу (отгаданные королем виды работ). Проигравшие переходят на сторону короля.

Март.

«Ловля рыб»

Литовская народная игра.

Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. В начале игры между ними происходит разговор:
Что вы вяжете? - спрашивают рыбы.
Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить?
- Рыбу
- Какую?
- Щуку.
- Ловите!
Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.
Правила игры. Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов дотрагивается до нее рукой.

«Король зверей»

Литовская народная игра.

Все играющие – «звери», один из них – «король зверей». Каждый «зверь» должен сказать «королю» свое название, но так, чтобы другие не слышали (тигр, волк, заяц и т.д.). «Звери» выстраиваются в один ряд напротив короля в нескольких шагах от него. У ног «короля» лежит мяч. «Король» называет какого-нибудь зверя, тот должен бежать, а «король» старается попасть в него мячом. Если мяч попадет в зверя, тот идет к королю и помогает ему (приносит мяч и др.). После того, как король назовет двух-трех зверей, он говорит: «Ловлю всех зверей!» Все бегут, а он старается мячом попасть в кого-нибудь.

Правила игры: «король» должен  бросать мяч, не выходя за очерченную линию; новый король выбирается после того, как пойманы три-четыре зверя.

«Волк и коза»

Латвийская народная игра.

По считалке дети выбирают волка и козу, остальные пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками, а коза – в любом месте). Когда волк поймает козу, игра начинается сначала. Волк ловит козу только в кругу.

«Птица без гнезда»

Латвийская народная игра.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т. е. ближе к кругу, - гнездо, второй за ним – птица . В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз… » - игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «Два… » - игрок – птица кладет руки на плечи впереди стоящему т. е. птица садится в гнездо; «Три! » - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам! » каждая птица стремится занять свой дом – гнездо, т. Е. встать за игроком - гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счет «Три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Апрель.

Игры народов мира.

«Аист и Лягушка».

Японская народная игра.

В эту игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать большое озеро с «бухтaми», островами и мысами. Игроки выбирают одного ведущего-«аиста», а остальные все игроки становятся «аистами».

«Лягушки» сидят в «воде», не имея права выбраться на «сушу».

«Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать «лягушку». «Аист» имеет право прыгать с «острова» на «остров», но не может заходить в «воду». Последняя пойманная «лягушка» - становится «аистом».

«Поезда».

Аргентинская игра.

Игра для семи и более человек. Перед игрой участники делятся на водящего «паровоз» и остальных игроков «вагоны». На большой площадке игроки, каждый себе «строят депо» очерчивая небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного игрока к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим паровозом.

«Корзина с фруктами»

Американская игра.

Играют 10 человек и более.

Ход игры.

Игроки садятся в круг. Ведущий находится в середине. Он обходит всех играющих и спрашивает, как назвал себя каждый (выбирать можно из названий фруктов), либо даёт сам имя игроку. Затем водящий садится в центре круга и начинает игру: «Когда я шёл по саду, я увидел деревья с прекрасными яблоками и грушами». В момент произнесения этих слов «яблоки» меняются местами с «грушами». Задача ведущего – занять одно из освободившихся мест. Если это ему удаётся, то играющий, оставшийся без места, становится ведущим. Когда в рассказе ведущего встречаются слова «корзина с фруктами», все дети одновременно меняются местами, и опять ведущий должен занять одно из освободившихся мест.

«Больная кошка»

Бразилия.

Играют более пяти человек.

Ход игры. Один игрок – это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

Апрель: Игры Африканского континента

Май.

«Буйволы в загоне».

Судан.

Играют 10 и более человек.

Ход игры. Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удаётся, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.

«Поймай за хвост дракона! ».

Китай.

Играют не менее 10 человек.

Ход игры. Игроки становятся в шеренгу друг за другом и кладут правую руку на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто стоит первым в шеренге, - голова дракона, последний – его хвост. Голова дракона пытается поймать хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело дракона (игроки между головой и хвостом) послушно следуют за головой, а голова старается схватить хвост – последнего игрока. Шеренга не должна разрываться. Если всё же голова ухватит хвост, последний в шеренге игрок идёт вперёд, становится головой, а новым хвостом – игрок, бывший в шеренге последним.

«Доброе утро, охотник! ».

Швейцария.

Играют 10 – 15 человек.

Ход игры. Игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник! » - и тут же идёт по кругу, но в направлении противоположном тому, куда идёт охотник. Обойдя полкруга, игрок и охотник встречаются, при этом игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник! » И оба бегут, чтобы занять оставшееся пустое место. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

«Амальгата»

Греция.

Эта игра напоминает наше популярное развлечение «Море волнуется раз», только на греческий манер. До начала игры желательно прочитать книгу «Мифы Древней Греции» или хотя бы рассказать некоторые из них ребенку.
Принадлежности: шарфы, шляпы, брошки, палки - для нарядов игроков.
Правила игры: Водящий стоит в центре площадки. Ему завязывают глаза. Он считает, а остальные игроки ходят вокруг. Через некоторое время водящий прекращает считать и громко произносит: «Амальгата!». По-гречески это означает «статуя». Он снимает с глаз повязку и внимательно смотрит на игроков. В это же мгновение все игроки должны замереть в позе какого-нибудь древнегреческого героя. Ведущий подходит к каждой «статуе» и присматривается, не шевелится ли она. Если только «статуя» пошатнется или улыбнется, она выбывает из игры. Самый стойкий игрок становится победителем и в следующей игре становится ведущим

Июнь

Июль

Август

Повторение и закрепление игр.

http://dohcolonoc.ru/podvizhnye-igry/4085-podborka-narodnykh-podvizhnykh-igr-...

6.2%

показать

http://ped-kopilka.ru/blogs/smailis-galina-nikolaevna/prazdnik-narodnyh-igr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особ...

« Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС»

Выступление на педагогическом совете по теме патриотического воспитания дошкольников с помощью образовательной области "Физическая культура", о работе, которая ведется инструктором по физической культ...

« Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС»

  «Любовь к родному  краю,Родной культуре, родной речиНачинается с малого –с любвиК своей семье, к своему жилищу,К своему детскому саду.Постепенно расширяясь, этаЛюбовь пе...

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредствам физической культуры.

      Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры

Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурно-спортивных праздников, развлечений и подвижных игр....

Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.

Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.В последние годы все больше акцентировано внимание на духовно-нравственном развитии детей на ранних стадиях их жизни. Особе...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ И ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование толерантности по отношению к другим народам и культурам....


 

Комментарии