Мир детских эмоций
методическая разработка

Черноиванова Ольга Викторовна

Эмоциональная сфера важная составляющая в развитии дошкольников. Понимание своих эмоций и чувств является значительным моментом при становлении личности подрастающего поколения. Будущее ребенка зависит от его отношения к жизненным аспектам, какую эмоциональную окраску, позитивную или негативную, он им сделает. Поэтому жизнь дошкольника надо организовать таким образом, чтобы предотвращать проявления инертности, равнодушия, эмоциональной глухоты, чтобы его активность проявлялась через освобождение и развитие эмоционального благополучия.

Этот материал раскрывает способы решения данной проблемы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_detskih_emotsiy.docx12.71 КБ
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир детских эмоций.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, т.к. в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны.

 На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова.

Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим.  Они слишком эгоцентричны и капризны. Не понимая и не считывая состояния своего окружения, они продолжают настаивать на своих желаниях.

 Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.

При работе с данной проблемой основным фактором является создание благоприятных условий для проявления и выражения детьми своих эмоциональных состояний, для правильного восприятия и понимания эмоциональных состояний окружающих и литературных героев при чтении художественной литературы.

Человеческие эмоции имеют настолько многогранный характер, что ознакомление с глубиной эмоциональной сферы человека надо начинать с раннего детства. Продвигаясь от фундаментальных эмоций к более сложным комплексным эмоциональным состояниям. Каждый этап эмоционального развития детей дошкольного возраста имеет свой алгоритм.

1 шаг: Знакомство с эмоциями (по фотографиям, сюжетным картинкам, пиктограммам, цветам).

2 шаг: Психологические этюды, упражнения, подвижные игры, направленные на развитие различных чувств и эмоций, на развитие умения понимать чувства других людей, развитие способов поднятия настроения.

3 шаг: Минутки изобразительной деятельности, когда дети прорисовывают все знакомые эмоции, рисовали своё настроение, настроение своего соседа, настроение воспитательницы и т.д.

4 шаг: Чтение, беседы, вопросы по прочитанному, создание проблемных ситуаций, считывание эмоциональных состояний литературных героев при помощи пиктограмм. Для каждого героя самостоятельно подобрать соответствующую пиктограмму.

5 шаг: «Тренируем» свои эмоции. С помощью зеркала дети учатся проявлять и контролировать эмоции.

6 шаг: Творческие задания, игры-миниатюры, участие в театрализованных представлениях.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения  

для эмоционально-ценностного развития дошкольников

Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

Они помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей.

«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка:

Нахмурься, как:

- осенняя туча;

- рассерженный человек;

- злая волшебница.

Улыбнись, как:

- кот на солнце;

- солнце;

- Буратино;

- хитрая лиса;

- радостный ребенок;

Позлись, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое;

- два барана на мосту;

- человек, которого ударили.

Испугайся, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу;

- заяц, увидевший волка;

- котенок, на которого лает собака.

Устань, как:

- папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый груз;

- муравей, притащивший большую муху.

Отдохни, как:

- турист, снявший тяжелый  рюкзак;

- ребенок, который много потрудился, но помог маме;

- как уставший воин после победы.

«Колечко» (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получит в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции. Например: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!». Потом дети обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.

«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет)

Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

Упражнение-тренинг «Как ты себя чувствуешь?»(другой вариант)

Цель: развивать внимание, эмпатию, умение понимать настроение другого

Упражнение выполняется в кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает ему об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и потом соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)

Ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

- какие нравятся;

- какие не нравятся.

Затем ему необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, объяснить, почему он их так разложил.

«По грибы» (для детей с 6 лет)

Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики, жестов какой-либо из грибов: съедобный или несъедобный. Водящий – «грибник», он бродит между «грибами» и по внешним признакам пытается рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: «Хороший грибок, полезай в кузовок!» - и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в уголок!» - уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.

«Зоопарк»

Дети «превращаются» в животных, в любых, по желанию. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый ребенок изображает какое-либо животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

«Улиточка»

Водящий (улиточка) становится в центр круга, ему завязывают глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я?

Тот, чей голос водящий узнал, сам становится улиточкой и продолжает игру.

Игра-инсценировка «Корова Му»

Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через прикосновения; создавать атмосферу доверия и доброжелательности

Дети двигаются по кругу на небольшом расстоянии друг от друга и поют песенку:

Я – корова Му, гуляю на лугу,

Я – корова строгая,

Большая, криворогая,

И кого толкну,

Тот тоже скажет: «Му».

В середине круга – «корова», она идет между детьми по кругу, останавливается после песенки возле одного ребенка. Кого она толкнет рогами (пальчиками), тот говорит: «Му», - и, изображая рога, идет за коровой. Игра длится, пока все не выстроятся в цепочку.

Игра-тренинг «Царевна-Несмеяна» 

(тренинг способов невербального общения)

Цель: гармонизировать потребность в признании, развивать эмпатию

Дети сидят в кругу. Инструкция. Давайте поиграем в Царевну-Несмеяну. Кто хочет ею быть? Итак, каждый из вас по очереди подойдет к Царевне-Несмеяне и попробует ее рассмешить. Несмеяна со всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку у Царевны. После окончания игры обсудить, как можно рассмешить другого человека.

Модификация. Детям предлагается по очереди невербально пожалеть Несмеяну за то, что она плачет. (Детям нравиться быть в роли Несмеяны, которую жалеют).

Игра-тренинг «Маски»

Цель: развивать умение различать мимику, самостоятельно и сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому участнику дается задание – выразить с помощью мимики:

- горе

-радость

- боль

- страх

- удивление…

Остальные участники должны определить, что пытался изобразить показывающий.

Этюд «Покажи, как…»

Цель: развивать способность общаться с помощью пантомимики

Детям предлагается пройтись так, как, по их мнению, ходит:

- маленькая девочка в хорошем настроении;

- дедушка;

- взрослая девочка;

- ребенок, который учится ходить;

- уставший человек.

Ролевое упражнение «Игрушка»

Цель: проигрывать в ролях ситуации; отрабатывать навыки эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – владелец красивой любимой игрушки, которой он часто играется. Второй ребенок очень хочет поиграть этой игрушкой. Его задание – уговорить хозяина игрушки дать поиграть. Как только хозяин отдает игрушку ребенку, который попросил, упражнение заканчивается. У ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Примечание. При выполнении этого упражнения ребенку, владельцу игрушки, в руки дают любую игрушку, которую он должен представить своей любимой.

Развивающее упражнение «Настроение»

Цель: формировать умение описывать свое настроение; формировать способность понимать настроение других; развивать эмпатию, ассоциативное мышление

Создается летопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, тучки или кляксы.

Возможный другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого больше всего подходит к его настроению. Затем все лепестки собираются в общую ромашку.

Можно предложить детям создать спонтанный танец настроения.

Упражнение «Мое настроение»

Цель: развивать умение описывать свое настроение; способность распознавать настроение других; развивать эмпатию

Детям предлагается рассказать другим о своем настроении:

  • его можно нарисовать;
  • сравнить с каким-нибудь цветом, животным, состоянием;
  • показать в движении (все зависит от фантазии и желания ребенка).

Бинарная игра «Наши любимые игрушки пришли к нам в гости»

Цель: формировать у детей положительное самосознание, уверенность; развивать эмпатию у педагога

Дети приносят из дома любимые игрушки и рассказывают товарищам, как они их любят, как играют с ними, что «умеют делать игрушки». Воспитатель, чтобы почувствовать внутренний мир ребенка и подружить детей, предлагает «познакомить и подружить» игрушки друг с другом.

    Тренировка эмоционально-волевой сферы психики

Этюды для выражения удовольствия и радости

«Золотые капельки»

Идет теплый дождь. Танцуют капельки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотистым. Ребенок подставляет лицо золотым каплям дождя. Приятный теплый летний дождь.

Выразительная поза: голова откинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семя. Из семени проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку следом за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, расправляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается следом за солнцем, глаза полузакрыты; улыбка; мышцы лица расслаблены.

«Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котика. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурчит и выражает любовь к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но наступило лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг с родителями уехал в деревню. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из автобуса вышел его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Выразительные движения: объятия, улыбка.

«Новая кукла (машинка)»

Девочке (мальчику) подарили новую куклу (машинку). Она (он) рад(а) ей, весело скачет, кружится с ней, играет. Звучит веселая музыка.

«После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети аккуратно ходят около воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом расхулиганились, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны, им очень весело.

Этюды для выражения страдания и грусти

«Остров плакс»

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы не обращают на него внимания и продолжают хныкать.

Мимика: брови подняты, рот полуоткрыт.

«Ой-ой-ой, живот болит»

Медвежата Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: «Ой-ой-ой, живот болит! Ой-ой-ой, меня тошнит!»

Выразительные движения: брови подняты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«Я так устал»

Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку возле ног и говорит: «Я так устал, я очень устал»

Выразительная поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль. Внук захотел выпить чая. Он налил в чашку горячего чаю и, не посмотрев, положил в нее 2 ложечки соли, перемешал и сделал первый глоток. Как же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, верхняя губа поднимается к носу, нос сморщен.

«Гадкий утенок»

Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», потом играют эпизод на птичьем дворе. В нем птицы демонстрируют свое презрительное отношение к утенку, который не похож на других утят. Они считают его страшным и грязным.

Выразительные движения: 1. Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, уголки губ опущены. 2. Унижение: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.

Игры для возбужденных детей

«Слушай команду»

Дети под музыку идут один за другим по кругу. Когда музыка стихает, все останавливаются, слушают команду ведущего, сказанную шепотом, и немедленно ее исполняют. Команды даются только на исполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно исполняет задания.

«Смотри на руки»

Дети стоят один за другим, первый – командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает разные движения рук, другие дети повторяют их. Потом выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир детских эмоций"

Буклет- памятка "Информация для родителей от педагога - психолога"...

Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"

Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития  детей....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Радуга детских эмоций"

·        научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные дви...

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг,истерики, «надут...

Роль сказки в развитии детских эмоций

Консультация для педагогов...

В мире детских эмоций

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуются над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразите...

Консультация для родителей. Детские эмоции. Как предотвратить истерику.

      Ни один человек, тем более маленький, не может запретить себе чувствовать то, что он чувствует. Подавленные негативные эмоции вытесняются из сферы сознательного ...