Развитие детских эмоций средствами музыки
проект (старшая группа) на тему

Клемчук Анна Алексеевна

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг,истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.

Это может показаться странным, но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_emotsii.docx35.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.

Это может показаться странным, но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Одним из средств развития эмоций является музыка.

Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

      Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в настоящее время является очень  актуальной. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.

      Музыкальное искусство, как известно, обладает огромным воздействием на эмоции человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

  •  Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;
  •  Расширять музыкальный кругозор  детей, обогащать музыкальными впечатлениями;
  •  Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений;
  • Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, пиктограмма: веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т.д.);
  •  Умение распознать настроение других, развитие эмпатии;
  •  Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.

С основными эмоциями дети знакомятся  в ходе всего учебно – воспитательного процесса,  где они переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, осваивают опыт сверстников, познают литературу, живопись, музыку. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Для достижения цели используются следующие  работы с детьми:

  • Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»;
  •  Рассматривание репродукций картин:  Музыкально – дидактическая игра «Подбери эмоцию под картину»;
  • Картинка  «Веселый клоун» - определить пиктограмму («Веселый», «Грустный», «Злой»), которая не соответствует картинке;
  • Фрагменты мультфильмов, по которым дети определяют название мультфильма,  персонажей  и исполняют песни из них, подбирают эмоции;
  • Использование мимики и пантомимики: использование этюдов «Сладкая конфета», «Грязь»;
  • «Скажи наоборот» - предлагается назвать противоположные эмоции.

Веселый – грустный

Спокойный – сердитый

Испуганный – спокойный

Печальный – веселый

  • Элементы психогимнастики:

Игровой сеанс «Лесная фея»:  Этюд «Сказочный лес», Этюд «Друзья поссорились»,  Этюд «Поделись с другом»,  Этюд «Обиженная лиса»,  «Кустики»;

Дальше не говорить.

  • Путешествие в город эмоций:  «Улица радости», «Улица Грусти», «Улица страха», «Улица смеха», «Расслабление», «Изобрази правильно», «Листочки на память».

Таким образом, в процессе реализации своей работы, я предполагаю достичь следующих результатов:

  • Повысить уровень эмоционального развития детей;
  • Развивать способности детей контролировать свои эмоции;
  • Расширять словарь детей эмоциональной лексикой;
  • Закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Подробное дополнение к докладу:

  1. Приветствие проходит в виде игры.  Дети заходят в зал, становятся в круг, я здороваюсь с детьми по очереди. Сначала «Здравствуйте девочки!», девочки отвечают. Затем «Здравствуйте мальчики!» отвечают мальчики. Эта игра вызывает у детей яркие эмоции и смех.
  2. Я предлагаю детям серию картинок (пейзаж, картинка с мультфильма, фотография).

Педагог: Ребята, посмотрите на эти картинки. Расскажите, какие эмоции они вызывают? (Ответы детей)

Педагог: Ребята, существует слово – пиктограмма. Пиктограмма – это схематическое изображение эмоции.

Предлагается серия пиктограмм (эмоций), нужно каждую пиктограмму соотнести к картинкам. Затем изобразить её.

Радость, грусть, удивление, испуг, злость, спокойствие.

  1. Веселый клоун.
  2. Фрагмент мультфильма «Крошка Енот» (песня «Улыбка»)

Педагог: Кого вы видите на экране? Из какого мультфильма этот персонаж? Давайте послушаем его песенку. Какой у нее характер? Какое настроение? Давайте и мы споем эту песенку! А теперь подберите мне эмоцию под эту песенку?

(Дети подбирают)

Дети исполняют песню В. Шаинского «Улыбка»

Педагог: А теперь – музыкальная загадка.

Фрагмент из мультфильма «Умка» «Колыбельная медведицы»

Педагог: Чья эта песенка? Как звучит? (ответы детей)

Я предлагаю укачать медвежонка.

Пластический этюд «Колыбельная»

  1. Я объясняю детям, что такое мимика и пантомимика. Затем совместно с детьми изображаем несколько этюдов «Грязь», «Сладкая конфета» «Плавание» и т.д.
  2. «Скажи наоборот»
  3. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Игровой сеанс «Лесная фея».

Цель:

1. Обучение детей выразительным движениям.

Задачи:

1. Формирование у детей моральных представлений (дружба)

2. Коррекция поведения (хвастовство)

3. Снижение эмоционального напряжения.

Ход игрового сеанса:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Я буду лесной феей, а вы моими помощниками. Я знаю все тайны этого леса. И с этими тайнами я хочу поделиться с вами.

I. Этюд «Сказочный лес»

Звучит музыка «Звуки леса». Закройте глаза и представьте лес, в котором круглый год лето. Прислушайтесь, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, недалеко от вас журчит звонкий ручеек. На деревьях в этом лесу растут конфеты. На полянках много земляники и грибов.. Откройте глаза. Вам понравилось в этом лесу? Покажите свое настроение. (мимика детей)

Этюд «Друзья поссорились»

Но в этот лес пришли два мальчика. Они увидели много земляники и стали ее рвать. Они так быстро ее рвали, что не заметили как стали ссориться из-за того кому больше ягод достанется. Они стали кричать друг на друга. Они шумели на весь лес и все животные спрятались. Дети давайте станем по парам и покажем как мальчики сердятся. (мимика, пантомимика)

II. Этюд «Поделись с другом»

Дети посмотрите, как здесь много грибов. Она такие крупные. Давайте мы их соберем. Дети собирают грибы. А теперь скажите у кого сколько грибов? У кого много грибов поделитесь! Будьте щедрыми, не ругайтесь друг с другом. Я взмахну волшебной палочкой, и вы никогда не будете ссориться.

III. Этюд «Обиженная лиса»

Дети посмотрите, вот на этом пенечке сидит лиса. Она обиделась на ежа. Я подойду к ежу и узнаю в чем дело! Педагог подходит к ежу и слушает, что шепчет ей на ухо еж.

Дети еж мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и ежом.

Я самая красивая.

Я самая умная.

Я самая добрая.

Я самая заботливая.

Белочка заплакала и убежала. Тогда еж сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а еж за белочку заступился. Он распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась.

Дети скажите, как поступила лиса? Почему она забрала орешки у белочки? А как поступил еж? Какими качествами обладает лиса и еж?

Дети давайте проиграем эту историю по ролям. Дети одевают маски лисы, ежа и белочки и разыгрывают эту историю с помощью феи.

IV. «Кустики»

Дети давайте теперь сядем, ноги подожмем под себя, так как это делаю я. Звучит музыка «Звуки леса». Я взмахну палочкой, и вы превратитесь в кустики, которые выросли в этом лесу. Подул ветерок и кустики стали покачиваться. Ветерок стих и на вашу веточку (правая рука) села бабочка – стряхните ее. Бабочка перелетела на другую веточку (левая рука) – стряхните ее. А теперь закройте глаза и представьте, что ваш кустик зацвел. На кустике стали появляться необыкновенные цветы с очень приятным запахом. И вами любуются все обитатели леса. А теперь откройте глаза. Я взмахну палочкой, и вы превратитесь в детей. Теперь пора попрощаться нам с лесными жителями. До свидания! Мне очень понравилось с вами, мои помощники. Вы дружные, смелые, сильные. До следующей встречи!

  1. Путешествие в город эмоций

Цель: Коррекция эмоциональной сферы ребёнка. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Обучение навыкам саморегуляции, развитие творческих способностей.

Пособия и материалы: Магнитная доска, мешочек с «эмоциями», разноцветные карточки, пласкостные геометрические фигуры, силуэт дерева с листьями, аудиозаписи песен «Вместе весело шагать, «Выглянуло солнышко», краски, карандаши.

Погружение в ситуацию: Звучит музыка группы «Земляне».

- Мы отправимся в необычное путешествие – в город Эмоций. Уточним, что такое эмоции? Наше настроение, оно выражается в эмоциях. Это - веселье, грусть, злость, удивление, гнев, спокойствие и т. д.

Настроение у всех людей бывает разное и оно часто меняется.

Город Эмоций поделен на улицы. У каждой улицы своё название.

Упражнение 1. «Улица радости».

- Первая улица называется «улица Радости». На ней живут персонажи из сказок. Они весёлые, забавные, никогда не унывают. Кого из них, вы, знаете и можете назвать? (Петрушка, Карлсон, Буратино – показ иллюстраций). Дадим характеристику этим персонажам. Какие они? Добрые, весёлые, радостные, незлые, неунывающие. Петрушка подарил нам мешочек, там лежат эмоции с улицы Радости. Давайте, посмотрим их. Эмоция на букву «с». Что это, может быть? Смех. У вас лежат на столах разноцветные карточки. Выберите и покажите карточку, показывающую, какого цвета может быть смех с «улицы Радости» (оранжевый, жёлтый, красный) .

(Если других цветов, то спросить ребёнка, почему) .

- Возьмите геометрические формы, выберите одну фигуру, показывающую, какой может быть радость? (круг, овал, квадрат) .

По большинству выбирается фигура и цвет, выбранные детьми. На магнитной доске закрепляется фигура, соответствующего цвета. Посадим дерево на «улице Радости» (на магнитной доске – дерево с жёлтыми листьями) .

Упражнение 2. «Улица Грусти».

- Мы на улице Грусти. Какие сказочные персонажи могут на ней жить? (Пьеро, царица Несмеяна, мамонтёнок). Эмоция, под названием «грусть», как это можно объяснить? (несмешно, тоскливо, не радостно). Изобразим грустного человека. Как, вы, думаете, в какой цвет могут быть окрашены дома на улице Грусти? (В синий). Какой формы может быть грусть? Может быть - треугольник? О чём грустили персонажи? (Пьеро – у него сбежала невеста Мальвина, Несмеяна – никто не мог её рассмешить, Мамонтёнок – не мог найти свою маму). Что нужно сделать, чтобы у грустного человека изменилось настроение? (Развеселить его, исправить причину грусти.) . Что сделать, чтобы грусть прошла, и у человека улучшилось настроение? (Спеть ему песенку.) Вместе споём песню «Вместе весело шагать» (фонограмма). На память о нашем путешествии посадим дерево на улице Грусти, с синими листочками.

Упражнение 3. «Улица Страха».

- Мы с вами находимся на улице Страха. Что такое страх? Страх – это когда человек боится. Как это можно показать выражением лица, движениями? Человек дрожит, боится пошевелиться. Когда у человека возникает чувство страха? Когда он беззащитен, не может объяснить или понять что – то, не знает, как поступить и это сильнее его. Например, огромное животное, поведение которого мы не можем объяснить, или мы попали в дремучий, непроходимый, тёмный лес, не знаем, куда идти. Изобразим человека, который испытывает страх. Чтобы страх прошёл, что нужно сделать? (Преодолеть страх, перебороть его.) . Например, я ничего не боюсь, я сумею справиться, я обязательно придумаю, что нужно сделать. Нарисуем страх так, как вы его представляете. Какой цвет вы выбрали, чтобы нарисовать страх? (чёрный, коричневый). Взяли листочки со страхом и смяли их, порвали. У нас нет больше страха, мы его победили, преодолели. Мы придумали, что нужно сделать, чтобы страх ушёл от нас. Например, чтобы не бояться темноты, мы включаем свет (погасить и включить свет); если на нас лает собака, мы бросим ей лакомство, и она отстанет от нас (Покажем как). Какого цвета листочки могут быть на дереве на улице Страха. Посадим дерево с чёрными листочками. Кто может жить на улице Страха? (Баба-Яга, Дракон, Кощей Бессмертный, Чудовище). Уйдём с улицы Страха, на память оттуда ничего не будем брать. А ещё, страх боится улыбок и смеха. Покажем, что дружба может преодолеть любой страх, взялись за руки и споём «Когда мои друзья со мной».

Упражнение 4. «Улица Смеха».

- Мы с вами на улице Смеха. Когда человек может смеяться? Когда ему смешно, его кто-то рассмешил, он чему-то радуется. Кто из литературных персонажей может жить на улице Смеха? Петрушка, Буратино, Карлсон. Что можно сказать про этих персонажей? Какие они? Добрые, неунывающие, весёлые, не злые. Мы разделимся на 2 группы, и рассмешим друг друга. Вы должны договориться, кого вы будете изображать, чтобы рассмешить детей. Варианты: озорные обезьянки, весёлые Петрушки, клоуны, Дразнилки и т. д.

- Вот и рассмешили друг друга.

Упражнение 5. «Расслабление».

- Сядем на коврик, расслабимся. Вдохнули через нос, выдохнули, ещё раз.

Упражнение 6. «Изобрази правильно».

- Вспомним, на каких улицах мы побывали в городе Эмоций?

1) Улица Радости.

- Все вместе изобразим радость. Покажите! А теперь каждый скажет, чему может радоваться человек? (конфетам, кукле, новой игрушке, выходному дню и т. д.).

2) Улица Грусти.

- Покажите, как может грустить человек? Каждый скажет, какова может быть причина грусти? (Потому, что дождь, отругала мама, отобрали игрушку и т. д.)

3) Улица Страха.

- Покажем, как человек боится. Изобразим это движениями, выражением лица. Топнем ногой и погрозим страху кулаком. Скажем: «Пошёл прочь! Мы тебя не боимся, нас много, а ты один! »

4) Улица Смеха.

- Как можно изобразить смех? Что сделать, чтобы человек рассмеялся? Состроить смешную рожицу, пощекотать его. Состроили рожицы как можно смешнее.

Упражнение 7. «Листочки на память».

- Мы во время занятия на память о нашем путешествии посадили деревья на улицах с листочками разного цвета. Подойдём и сорвём на память один листочек с любого дерева, того цвета, который вам больше понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества средствами НДПИ на занятиях рисованием.

Курсовая работа , которая поможет воспитателям развивать детское творчество средствами НДПИ на занятиях рисованием....

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .

Ребёнок чист,как родниковая вода,И отражает мир без искажений.Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захваты...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Роль сказки в развитии детских эмоций

Консультация для педагогов...

Развитие речи детей средствами музыки.

Крнсультация для воспитателей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения. Я считаю, что они очень важны для развития и закрепления навыков счета и письма, так как одновременно сочетают в себе и удовольст...

Мастер – класс «Моделирование эмоций средствами музыки»

laquo;Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций»  ( Б.М. Теплов)....