Мастер – класс «Моделирование эмоций средствами музыки»
статья

Сорокина Елена Владимировна

«Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций»

 ( Б.М. Теплов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_sorokina_e.v.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Моделирование эмоций средствами музыки»

«Музыка – модель человеческих эмоций”

 (В.В. Медушевский).

«Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций»

 ( Б.М. Теплов).

     Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения  приемами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства на основе синтеза искусств.

    Задачи:

- передача педагогом — мастером сведений относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций;

- познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами развития эмоционального восприятия в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов;

- создание условий для развития профессионализма участников мастер-класса на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность).

     Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, изображение картины Леонардо да Винчи «Мадонна Витта», музыкальные произведения: Каччини «Ave Maria», С.В. Рахманинов «Баркарола», Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о Царе Салтане», П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке.», В.А. Моцарт «Фортепианный концерт № 4 соль мажор, часть 2»; литературные произведения: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», К.Романов «Помнишь порою ночною», Г.Розенталь «Русская тройка»; фломастеры по количеству участников, бумажные маски по количеству участников.

1 часть.  Презентация педагогического опыта мастера. 

     Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

Педагог-мастер: У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребёнком окружающей жизни, формирования его личности. Цель музыкального воспитания - воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребёнка; способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся его переживания. Сопереживание ребёнком чувств, выраженных в музыке - путь к формированию его нравственности.

      Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что дети  дошкольного возраста должны воспитывается на высокохудожественных классических образцах искусства.  Степень воздействия классической, академической музыки на чувства детей оказывает сильное влияние. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания ребенка, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на его эмоциональное состояние.  Родители как мы знаем, тоже не всегда имеет возможность и время, а зачастую и не хотят слушать дома  классическую музыку и посетить театр вместе со своим ребенком.

      Обращается к присутствующим: Я сразу хочу спросить: кто дома регулярно слушает классическую музыку? (Ответы)

      Классическая музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».

     Музыкальное произведение уже содержит в своей внутренней сущности нравственно - эстетический потенциал, который осознается в процессе восприятия, а именно:

- «сопереживание с другим», связанное с эмоциональной тождественностью переживаний слушателя и «героя» художественного мира музыкального произведения;

- «переживание за другого», когда переживания слушателя, находящегося на позиции «автора», не тождественны переживаниям «героя» , поскольку это переживание «за», «о», «об», «по поводу» другого («взгляд со стороны») - это уровень возникновения эмоционально-нравственных отношений, эмоционально-нравственной отзывчивости.

     Проблему эмоционального развития детей можно решить, организовав встречу с искусством. Я хочу сегодня вас в этом убедить.

        Вашему вниманию предлагается несколько эффективных приемов развития эмоционального восприятия у детей в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов, для того чтобы  перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

     2 часть.      Имитационная игра.

     Цель – продемонстрировать наиболее эффективные способы обучения детей.

Педагог-мастер:  Я хочу познакомить вас с приемом интересного внесения произведений искусства «Музыкальная загадка».

 На экране скрыта картина Леонардо да Винчи «Мадонна Витта».  

   Мастер предлагает педагогам угадать при помощи музыки, о чем эта картина.

1,20  сек. звучит мелодия –Каччини  Ave Maria.

Мастер задает вопросы:

   -  О чем эта музыка?  (Ответы – спокойствие, молитва, умиротворение, нежность)

     -  Подсказала ли музыка сюжет картины?  (Ответы)

На экране открывается картина.

Мастер предлагает посмотреть внимательно на картину под звучание музыки.

1,20  сек. звучит мелодия – Каччини  Ave Maria

                                         (продолжение муз. фрагмента)

Педагог-мастер: Следующий прием, развивающий музыкально-образное представление у детей «Музыка предмета». Приглашаю 3 человека из зала. (Организуется работа за столами.)

     Мастер раздает участникам отрывки известных литературных произведений. Педагог-мастер: ваша задача состоит в том, чтобы подобрать каждому произведению соответствующий музыкальный аккомпанемент. Для этого я вам даю список композиций музыкальных произведений. Вы должны среди них выбрать тот, который, по вашему мнению, наиболее соответствует заданному литературному произведению.

     Мастер оценивает, насколько удачен аккомпанемент. Оценки даются в ходе проведения той части задания, которая заключается в прочтении отрывка литературного произведения под выбранную мелодию. (Список музыкальных и литературных произведений в приложении.)

Пока работают участники, мастер-педагог обращается к слушателям.

Педагог-мастер: С детьми можно изобразить музыку любого объекта пластической импровизации: пусть дети представят себя этим персонажем. Предложить им подвигаться под музыку так, как им захочется; представить себя на коне и поскакать, как всадник, так, как хочется. Изобразить качающиеся деревья, плавающих лебедей и т.д. Здесь также необходимо использовать музыкальный фрагмент, ярко отражающий характер изображенного предмета. Прием позволяет развивать с помощью слуховых и двигательных анализаторов музыкальный слух и танцевальное творчество детей.

    Можно построить работу с детьми, предложив им различные вариативные формы, например:

- на прогулке изготовить ледяные скульптуры и подобрать к фигурам музыку, и затем двигательной импровизацией оживить их;

-  рассмотреть картины изобразительного искусства и выбрать подходящую к сюжету картины мелодию;

- изобразить различной мимикой лица настроение музыки и т.д..

     Обращается к присутствующим: Какие варианты работы с детьми можете предложить вы? (Ответы.)

    3 часть. Пантомимическое моделирование. 

     Цель – организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения детей.

    Мастер приглашает 3-х участников.

Звучит музыка В.А. Моцарта

(Фортепианный концерт № 4 соль мажор, часть 2).

Педагог-мастер: Давайте послушаем музыку, а когда она закончится   представим, что мы жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать.  Мы знаем, что передавать информацию и общаться, возможно, не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Например, можно «разговаривать» и «петь» руками. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой — осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. Я предлагаю вам попробовать по-разному обыграть этот музыкальный материал:

- с помощью мимики лица;

Звучит музыка. Участники «передают музыку» только с помощью мимики лица.

- с помощью движений рук;

Звучит музыка. Участники «передают музыку» только с помощью движений рук.

- с помощью движений всего корпуса.

Звучит музыка. Участники «передают музыку» только с помощью движений всего корпуса.

Педагог-мастер: А теперь я предлагаю всем слушателям  передать музыкальное произведения с помощью жестов. (Музыка звучит еще раз. Слушатели вместе с педагогом-мастером передают музыкальное произведение с помощью жестов.) Молодцы!

Педагог-мастер: На начальном этапе работы с детьми, воспитатель может сам предложить свою модель передачи музыкального характера через пантомиму. Когда дети освоятся в этих этюдах, они будут действовать  уже  раскрепощено и свободно. Интеграция музыки и пантомимы позволяет глубже и эмоциональнее воспринять произведения искусства. Музыка развивает образно-ассоциативное мышление детей, творческое воображение.

     4 часть.  Рефлексия. 

   Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

Педагог-мастер: На столах имеются фломастеры и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от того, что вы узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски можно  выразить свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.

   И в заключении, как говорил Платон: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения...», для того, чтобы вы находились всегда в хорошем настроении, оставались творческими и интересными личностями, я предлагаю вам адрес сайта, где собрана красивая душевная музыка: http://fotodushi.ru/. 

Приложение.

Список музыкальных и литературных произведений.

Литературные произведения:

1. Отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о  царе Салтане,  о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:

         Ель растет перед дворцом,
        А под ней хрустальный дом;
        Белка там живет ручная,
        Да затейница какая!
        Белка песенки поет,
        Да орешки всё грызет,
        А орешки не простые,
        Всё скорлупки золотые,
       Ядра — чистый изумруд;
       Слуги белку стерегут,    

2. К. Романов «Помнишь порою ночною» ,1882, «Красное село»:

Искрились волны лагуны...

Где-то в дали голубой

Плакали нежные струны, -

Пел гондольер молодой;

          Пел он про месяц и море,

Про голубую волну,

Пел про блаженство и горе.

Пел про любовь и весну.

3.  Г. Розенталь, «Русская тройка»:

Снег сверкает на полях.
Мчится тройка по дороге
В белых шапках тополя,
В белой шубе дуб высокий.

Мчится тройка, пар клубит
От гнедых коней горячих.
Снег летит из-под копыт.
На ветру возница плачет.  

   Музыкальные произведения:

1. С.В. Рахманинов «Баркарола».

2. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

3. П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке.». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг,истерики, «надут...

Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.

Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...