Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
проект

великовская вера

Любовь к родному краю,  родной культуре, родной речи начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу,  к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь  переходит в любовь к родной стране,  к ее истории, прошлому и настоящему,  ко всему человечеству.

                                                                                            Д.С. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_patriot.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по нравственно - патриотическому воспитанию

«Маленький патриот»

Старший воспитатель:  Великовская В.А.

Пояснительная записка:

Введение

            Проект нравственно – патриотического воспитания  «Маленький патриот».

Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении  и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на средний дошкольный возраст.

Актуальность

Любовь к родному краю,  родной культуре, родной речи начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу,  к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь  переходит в любовь к родной стране,  к ее истории, прошлому и настоящему,  ко всему человечеству.

                                                                                            Д.С. Лихачев

                 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

         Одна из проблем современного образования - разрыв связей  поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек, лишенный  исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.

       Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач.

      Проект «Маленький патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.

В процессе реализации проекта внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:

  • Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
  • Достоинство, смысл и величие жизни человека;
  • Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
  • Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
  • Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

Цель данного проекта: Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
  • формирование элементарных знаний о правах человека;

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Развитие интереса к русской культуре, традициям и промыслам;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  • расширение представлений о городах России.
  • Воспитательные:
  • Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

        Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Материально-техническая база:

 В ДОУ имеется:  музыкальный, спортивный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных  и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых  мероприятий. В детском саду есть современные  технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, мультимедийный  проектор, магнитофон, ноутбук.

Формы реализации проекта:

 - специально организованные занятия;

   -беседы;

 - игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);

 - продуктивная деятельность;

 - чтения произведений художественной литературы, фольклора;

 - прослушивание и изучение музыкальных произведений;

 - праздники;

 - утренники;

  - работа с родителями;

 

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

Цель: подготовка условий к реализации  проекта «Маленький патриот»

Задачи:

Изучить нормативную базу.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.

II этап: практический

Цель: реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот».

Задачи:

Создание развивающей среды

Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

Обобщить результаты работы.

Спланировать работу на следующий год.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

В группе:

  • создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  • .

Содержание проекта

Проект  состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Мир людей»

Содержание блока:

 Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной), детском саде, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

Реализация:

Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»

Общение «Дом, в котором я живу», «Любимый отдых членов семьи». Рисунок дома.

Дидактические игры «День рождения», «Встреча гостей».

Праздники-развлечения:  «Именины», « Праздник пап» , «Праздник мамы», «Праздник друзей».

Рисунки;

Экскурсии по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».

Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная.

Рассматривание фото альбома «История детского сада».

Демонстрационно-наглядный материал «Мой детский сад»; фото альбом детского сада; предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

Чтение произведений К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка»; чтение русских народных сказок;

Ожидаемые результаты:

Воспитывать  любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

Иметь представление  о людях, их взаимоотношениях.

Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости.

Блок 2 «Моя малая Родина»

Содержание блока:

Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, городских зданий и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т.д.

Реализация:

Наблюдения и экскурсии на территории детского сада и по городу.

Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).

Общение: «Улица  – как часть города».

Создание макетов домов. Рисунки.

Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»; «Улица, на которой мы живем».

Подвижные игры.

Чтение сказок.

Рассматривание предметов быта.

Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше знает улиц в нашем городе?», «Знатоки родного города», «Так бывает», «Найди отличия», «Все ли верно? Докажи», «Загадки о родном городе».

Демонстрационно-наглядный материал «Мой любимый город»

Ожидаемые результаты:

Знают название улицы, на которой живут, название своего города, его историю, традиции, достопримечательности.

Сформированы  представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины

Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.

Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков.

Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

Блок 3 «Родная природа»

Содержание блока:

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.

Реализация:

Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.

Разучивание стихотворений о природе,    песенок, потешек; чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е.Чарушина  «Что за зверь», считалки, загадки.

Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом; целевые прогулки в лес, к реке, к озеру.

Опыты со снегом, с воздухом и водой.        

Демонстрационно-наглядный материал серии «Растительный и животный мир »

Ожидаемые результаты:

Имеют знания и представления о природе родного края.

Умеют наблюдать за природой, экспериментировать.

 Развита познавательная активность в процессе исследовательской деятельности.

Гуманно, бережно относится ко всему живому.

Воспитано чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

Блок 4  «Родная страна»

Содержание блока:

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы  нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, народным героям осознание личной причастности к жизни Родины.

Реализация:

Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.

Прослушивание гимна.

Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»

Слушание песен о Родине.

 Беседа о государстве — «Российская Федерация»,  «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу», «Мы все разные, но мы все равны», «Города России»

Выставка рисунков «Наша – родная страна»

Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий великих соотечественников

Чтение стихов  М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

Ожидаемые результаты:

Имеют представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна.

Знают, что Москва – главный город, столица нашей Родины.

Знают флаг, герб России, мелодию гимна.

Испытывают чувство гордости за героев страны

        

Блок 5        «Родная культура»

Содержание блока:

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.  Дети знакомятся с устным народным творчеством, сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Реализация:

Проведение прогулок с использованием народных игр.

Проведение фольклорных праздников.

Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России.

Беседы: «Русские узоры», «Народные умельцы России», «Традиции русского народа»

Дидактические игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не стало? »,

Рассматривание матрешек и игрушек . Загадки про матрешку. Рисование «Матрешка».

Чтение русских народных потешек, песенок, считалочек.

Ожидаемые результаты:

Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

Сформировано уважительное бережное  отношение к родному языку, культурным ценностям

Развиты способности к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.

Блок 6    «Защитники земли Русской»

Содержание блока:

Дети получают знания о могуществе и силе нашей армии,  начиная со времён  былинных героев и заканчивая современной армией.

Формируются представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

У детей воспитывается чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Дети получают знания об армии, у них формируются первые представления о родах войск, о защитниках Отечества военных  профессиях,  боевой  техники.

Педагоги воспитывают чувство гордости за свою армию и вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине.

Реализация:

рассматривание иллюстраций: с изображением различных видов войск, с изображениями исторического прошлого русской армии.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Беседы: «Что такое подвиг? », «Кто Русь защищал? », «Кто такие защитники? », «Богатыри земли русской», «Русские былины», «Узнай по описанию», «Детали одежды русских богатырей»

Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря».

Праздник – «День защитников Отечества»

Чтение русских былин, легенд «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Чтение художественных произведений об армии, о защитниках земли Русской.

Ожидаемые результаты:

Дети имеют представления героическом  прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, о современной  армии.

Имеют первые представления о родах войск, о защитниках Отечества военных  профессиях,  боевой  техники.

Испытывают чувство гордости за свою армию и желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов,  любовь к Родине.

Блок 7«Никто не забыт, ничто не забыто»

Содержание блока:

 Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет.  Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. Донести до детей значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. Привлечение родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Реализация:

Рассматривание картин из серии «История России»;

Беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме всего народа.

Разучивание стихов и песен с военной тематикой. Чтение произведений С. Михалкова «День Победы»; С. Маршака «Пограничник»; Л. Кассиль «Памятник солдату».        

Ожидаемые результаты:

Расширятся представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества

Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...